Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Бийский городской суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 14.01.2020 |
Дата решения | 27.07.2020 |
Категория дела | О предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным |
Судья | Татарникова Наталья Геннадьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e60f6408-8e93-3b56-9b8c-6f016d0386ec |
№ 2-909/2020
УИД: 22 RS 0013-01-2020-000142-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2020 года город Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Н.Г. Татарниковой,
при помощнике судьи Е.А. Голубковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] А.О. к Администрации города Бийска Алтайского края о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Истец [СКРЫТО] А.О. обратился в суд с иском к Администрации города Бийска, в котором с учетом уточнения исковых требований от 09.06.2020, просит суд возложить на Администрацию города Бийска обязанность предоставить истцу вне очереди по договору социального найма другое жилое помещение, отвечающее требованиям санитарных норм и правил безопасности.
В обоснование исковых требований указывает на то, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от 26.02.2018. Дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Частью 3 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86-89 ЖК РФ.
В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.86-88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч.1 ст.89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.86-88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с аварийностью занимаемого дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Исходя из смысла и содержания п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ эта норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от времени включения в список вне очередности. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, также разъяснено, что в случае если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Истец [СКРЫТО] А.О., его представитель Жданов Д.В., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, в судебном заседании поддержали заявленные требования с учетом их уточнения от 18.05.2020, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.Бийска Сагадеева Д.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Дополнительно суду пояснила, что постановлением Администрации г. Бийска от 09.08.2016 №1706 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес> включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 года, утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106.
Согласно условиям программы снос дома будет осуществлен до 01.09.2025. На сегодняшний день постановление Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106 в части, касающейся дома по <адрес> не признано незаконным и не отменено, в связи с чем права [СКРЫТО] А.О., предусмотренные ст.85,86, 89 Жилищного кодекса РФ будут реализованы в сроки, предусмотренные краевой программой переселения.
Кроме того, жилое помещение на условиях социального найма во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ может быть предоставлено гражданину, как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и не состоящему на таком учете, но являющимся малоимущим. С заявлением о признании малоимущим, а также с заявлением о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке [СКРЫТО] А.О. в Администрацию города Бийска не обращался.
В связи с чем, ответчиком не допущено нарушения прав истца, тогда как судебной защите подлежит лишь нарушенное или оспариваемое право.
Третье лицо Ульянов Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалы дела представлено заявление, в котором он просит исковые требования удовлетворить, дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Правительства Алтайского края, МКУ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалы дела представлен письменный отзыв.
Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявлял.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других положений ЖК РФ не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
На основании ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу положений ч. 1-2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Соответственно, предоставление гражданам, в связи с признанием жилого помещения непригодным, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, [СКРЫТО] А.О. является нанимателем по договору социального найма от 26.02.2018 №3354/1 комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 18,9 кв.м., которая предоставлена ему на состав семьи один человек, истец в указанном жилом помещении проживает и имеет регистрацию по месту жительства по настоящее время (л.д.5, 31).
Истец является инвалидом третьей группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ-2017 № (л.д.11).
Комната № по <адрес>, общей площадью 18,9 кв.м., учитывается в реестре объектов муниципальной собственности города Бийска (л.д.23).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии от 30.10.2015 № (л.д.79) постановлением Администрации г. Бийска от 09.08.2016 №1706 признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 6-7,10).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес> включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 года, утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106.
В соответствии с условиями Раздела реализации мероприятий программа проводиться по следующим направлениям:
приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ) для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в признанных аварийными многоквартирных домах, или гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в таких домах – по договорам мены;
строительство многоквартирных жилых домов;
выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно условиям программы снос дома по <адрес> будет осуществлен до 01.09.2025.
На основании сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, судом установлено, что в отношении истца отсутствуют сведения о каких-либо зарегистрированных правах на его имя (л.д.58).
Стороной ответчика в материалы дела представлены сведения, что с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда истец [СКРЫТО] А.О., третье лицо Ульянов Е.В. в Администрацию города Бийска не обращались. На учете в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Администрации г.Бийска [СКРЫТО] А.О. не состоит (л.д.81).
Из материалов дела усматривается и не оспаривалось ответчиком, что до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Принимая во внимание то обстоятельство, что [СКРЫТО] А.О. является нанимателем жилого помещения, признанного непригодным для проживания, иного жилого помещения не имеет, дальнейшее проживание в жилом помещении в связи со значительным физическим износом несущих конструкций невозможно и представляет опасность для жизни и здоровья, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы стороны ответчика о том, что в настоящее время у муниципального образования отсутствуют свободные от жильцов благоустроенные жилые помещения, отклоняется судом, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию права на получение жилого помещения вне очереди с наличием или отсутствием свободного муниципального жилого фонда.
Доводы представителя ответчика о том, что расселение осуществляется исходя из даты принятия Администрацией г. Бийска решения о признании дома аварийным, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ст. 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди.
Отсутствие у органа местного самоуправления жилых помещений по тем или иным причинам не может служить основанием для отказа истцу в реализации его прав, предусмотренных федеральным законом.
При разрешении заявленных требований, суд принимает во внимание, что с момента признания дома, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу прошло значительное время, доказательств того, что Администрацией города Бийска предприняты конкретные действия по отселению из аварийного дома истца, занимающего жилое помещение по договору социального найма, суду не предоставлено.
Так же судом не могут быть приняты доводы представителя ответчика о том, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, не обращался с заявлением в орган местного самоуправления о постановке его на такой учет для целей предоставления жилого помещения, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска.
Согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации №376-О-П от 05.03.2009 года, по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Нуждаемость истца установлена судом из предоставленных сведений Управления Росреестра, согласно которых у истца иное жилье отсутствует.
Также судом отклоняется довод представителя ответчика о том, что истцу предлагались жилые помещения маневренного фонда, однако он отказался, поскольку предоставление жилого помещения маневренного фонда не свидетельствует об исполнении ответчиком обязательства по предоставлению жилого помещения взамен непригодного, жилое помещение маневренного фонда, предоставляется гражданам на определенный период и не может быть использовано для предоставления в целях постоянного проживания граждан по договору социального найма.
Кроме того, суд принимает во внимание, что предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от очередности и наличия необходимой жилой площади.
В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения, а жилое помещение представляет опасность для дальнейшего проживания в нем, создает угрозу для жизни и здоровья, что требует незамедлительного решения вопроса о переселении в другое жилое помещение, то есть, таким образом, в ходе рассмотрения дела, установлена объективная нуждаемость истца в предоставлении ему жилого помещения.
В связи с чем, у ответчика в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Проанализировав исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, возложить на Администрацию города Бийска Алтайского края обязанность предоставить [СКРЫТО] А.О. по договору социального найма во внеочередном порядке, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г.Бийска.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку судом исковые требования удовлетворены, суд считает необходимым взыскать с Администрации города Бийска Алтайского края в пользу [СКРЫТО] А.О. государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] А.О. к Администрации города Бийска Алтайского края удовлетворить.
Обязать Администрацию города Бийска Алтайского края предоставить [СКРЫТО] А.О . по договору социального найма во внеочередном порядке, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г.Бийска.
Взыскать с Администрации города Бийска Алтайского края в пользу [СКРЫТО] А.О. государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Председательствующий Н.Г. Татарникова