Дело № 7-97/2022, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Алтайский краевой суд (Алтайский край)
Дата поступления 17.02.2022
Дата решения 16.03.2022
Статьи кодексов ст.6.3 ч.2 КоАП РФ
Судья Скляр Анна Алексеевна
Результат Изменено
Судебное решение Есть
ID c23aac74-7d26-3bc2-baeb-c10a3e00a0af
Стороны по делу
Ответчик
******** *** ********* *.*.
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Долгих Е.В. Дело № 7-97/2022

УИД 22RS0044-01-2021-000793-59

№5-3/2022 (в 1 инстанции)

РЕШЕНИЕ

16 марта 2022 года г. Барнаул, пр-т Ленина, 25

Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Г на постановление судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 января 2022 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ракитовская средняя общеобразовательная школа» Г.,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 03 декабря 2021 года, составленному главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах, директором МБОУ «Ракитовская СОШ» Г. не выполнены требования пунктов 2, 3 постановления Главного государственного санитарного врача Алтайского края от 23 июля 2021 года № 04 «О проведении профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее – Постановление № 04), а именно не организовано в срок до 22 августа 2021 года проведение профилактических прививок сотрудников МБОУ «Ракитовская СОШ» от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 19 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60% от общей численности работающих в сфере образования, отнесенных согласно п. 1 постановления № 04 к категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Бездействие директора МБОУ «Ракитовская СОШ» Г. квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 января 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МБОУ «Ракитовская СОШ» Г. прекращено по п.5 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Г просит отменить постановление судьи и направить дело на новое рассмотрение, настаивая на наличии правовых оснований для привлечения директора МБОУ «Ракитовская СОШГ. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая, что Постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 12.10.2021 N 05 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23.07.2021 N 4 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» установлены новые (более поздние) сроки проведения прививок с иным охватом группы граждан, что в свою очередь не отменяет сроки, установленные постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23.07.2021 N 4, и не улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, в связи с чем не имеет обратной силы. Указывает, что в данном случае применению подлежат положения ч.1 ст. 1.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Постановлением № 04 в редакции, действовавшей до 16 октября 2021 года, в его пункте 1 установлены на территории Алтайского края категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), включая работающих в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг и др.).

Пунктом 2 Постановления № 04 в действовавшей до 16 октября 2021 года редакции руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Алтайского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, предписано организовать: в срок до 22 августа 2021 года проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 19 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60% от общей численности работающих (пункт 2.1); информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок (пункт 2.2).

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также в невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Согласно части 1 статья 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус».

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (часть 3 той же статьи).

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частности, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, в том числе о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ).

Таким образом, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривает в отсутствие выданных предписаний (мотивированных постановлений) обязанность в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) своевременно и в полном объеме проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, включая профилактические прививки, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательное проведение профилактических мероприятий, связанных с организацией вакцинации работников в вышеуказанных сферах, проведением информационно-разъяснительной работы среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) о необходимости проведения профилактических прививок, не предусмотрено.

Постановление ***, как следует из его содержания, вынесено Главным государственным санитарным врачом по Алтайскому краю в порядке подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ.

При этом, определяя категории граждан, подлежащих иммунизации, в части возложения вышеуказанных обязанностей на работодателей Постановление № 04 устанавливает обязательные правила поведения в период режима повышенной готовности.

Объективных данных о нарушении каких-либо норм действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выданного в вышеуказанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не усматривается.

Таким образом, вмененное деяние, вопреки утверждению заявителя, не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона № 68-ФЗ).

Постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 года № 120 с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В этой связи невыполнение предпринимателями и юридическими лицами правил поведения в период режима повышенной готовности на территории Алтайского края, а именно по непринятию мер к организации вакцинации работников в вышеуказанных сферах, непроведением информационно-разъяснительной работы среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) о необходимости проведения профилактических прививок могло быть квалифицировано по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако переквалификация в данном случае невозможна в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного постановление судьи подлежит изменению в части указания основания прекращения производства по делу – на п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 января 2022 года изменить в части указания основания прекращения производства по делу с пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Г оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.А. Скляр

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Алтайский краевой суд (Алтайский край) на 17.02.2022:
Дело № М-321/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кайгородова Ольга Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-324/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кайгородова Ольга Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1830/2022, апелляция
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Алешко Ольга Борисовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1807/2022, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ерёмин Виталий Анатольевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1839/2022, апелляция
  • Решение: удовлетворено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Алешко Ольга Борисовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-320/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Новикова Наталья Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-327/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Новикова Наталья Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-330/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гончарова Юлия Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-325/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Солод Юлия Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1810/2022, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Диденко Ольга Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-77/2022, апелляция
  • Дата решения: 23.03.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пасынкова Ольга Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-79/2022, апелляция
  • Дата решения: 30.03.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Котликова Ольга Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-78/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.03.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Скляр Анна Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-98/2022, апелляция
  • Дата решения: 07.04.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Титова Виктория Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-102/2022, апелляция
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Титова Виктория Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7-101/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.03.2022
  • Решение: Изменено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Скляр Анна Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-100/2022, апелляция
  • Дата решения: 23.03.2022
  • Решение: Изменено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бугаков Дмитрий Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-99/2022, апелляция
  • Дата решения: 30.03.2022
  • Решение: Изменено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Титова Виктория Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-76/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.03.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бугаков Дмитрий Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-959/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Киселeва Светлана Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-960/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Киселeва Светлана Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-963/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Левашова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-962/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Черкашина Мария Леонардовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-961/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кирьянова Ирина Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-966/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щигорева Лариса Егоровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-965/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ярыгина Наталья Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-964/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Левашова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ