Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 17.02.2022 |
Дата решения | 23.03.2022 |
Статьи кодексов | ст.6.3 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Бугаков Дмитрий Викторович |
Результат | Изменено |
Судебное решение | Есть |
ID | 3c3989a6-fd0c-366e-8e33-acb3581c49e0 |
Судья Долгих Е.В. Дело № 7-100/2022
УИД: 22RS0044-01-2021-000779-04
№ 5-1/2022 (1 инстанция)
РЕШЕНИЕ
23 марта 2022 года г.Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Бугаков Д.В., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Г.Г.В. на постановление судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 января 2022 года, которым в отношении
Переберина В. В., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <...>, проживающего по адресу: <адрес>, директор общества с ограниченной ответственностью «Районный Водоканал» (далее – ООО «Районный Водоканал»)
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному главным специалистом – экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах В.И.А., ДД.ММ.ГГ в <...> должностным лицом – директором ООО «Районный Водоканал» Перебериным В.В. при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, нарушены требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно не организовано в срок до 22 августа 2021 года проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 19 сентября 2021 года – вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60 % от общей численности работающих предприятия (количество сотрудников по штатному расписанию составляет 12 человек, из них занятые - 10, привиты - 4 (40 %), что не соответствует пунктам 2, 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23 июля 2021 года № 04 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее - Постановление). Деяние квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 10 февраля 2022 года (копия постановления получена 1 февраля 2022 года), должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, - Г.Г.В. просит постановление отменить с возвращением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что деяние образует состав вмененного правонарушения, поскольку изложение пункта 2 Постановления в иной редакции постановления Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 12 октября 2021 года № 05 не улучшило положение Переберина В.В., а лишь установило новые сроки, первоначальная редакция пункта 2 не признавалась утратившей силу.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Прекращая производство по делу, судья районного суда, исходил из того, что при изложении пункта 2.1 в иной редакции изменены сроки организации работодателями проведения профилактических прививок, а потому подлежат применению новые положения, улучшающие положение Переберина В.В., притом что вновь установленные сроки к моменту совершения вмененного бездействия не истекли, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановлением в редакции, действовавшей до 16 октября 2021 года, в его пункте 1 установлены на территории Алтайского края категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), включая работающих в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг и др.).
Пунктом 2 Постановления в действовавшей до 16 октября 2021 года редакции руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Алтайского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, предписано организовать: в срок до 22 августа 2021 года проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 19 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60% от общей численности работающих (пункт 2.1); информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок (пункт 2.2).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также в невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.Согласно части 1 статья 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус».
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (часть 3 той же статьи).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частности, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, в том числе о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ).
Таким образом, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривает в отсутствие выданных предписаний (мотивированных постановлений) обязанность в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) своевременно и в полном объеме проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, включая профилактические прививки, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательное проведение профилактических мероприятий, связанных с организацией вакцинации работников в вышеуказанных сферах, проведением информационно-разъяснительной работы среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) о необходимости проведения профилактических прививок - не предусмотрено.
Постановление, как следует из его содержания, вынесено Главным государственным санитарным врачом по Алтайскому краю в порядке подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ.
Между тем Постановление, определяя категории граждан, подлежащих иммунизации, в части возложения вышеуказанных обязанностей на работодателей устанавливает обязательные правила поведения в период режима повышенной готовности.
Объективных данных о нарушении каких-либо норм действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выданного в вышеуказанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не усматривается.
Таким образом, вмененное деяние, вопреки утверждению заявителя, не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона № 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 года № 120 с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В этой связи невыполнение предпринимателями и юридическими лицами правил поведения в период режима повышенной готовности на территории Алтайского края, а именно по непринятию мер к организации вакцинации работников в вышеуказанных сферах, непроведением информационно-разъяснительной работы среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) о необходимости проведения профилактических прививок могло быть квалифицировано по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако переквалификация в данном случае невозможна вследствие истечения срока давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение и прекращения производства по делу.
С учетом изложенного постановление судьи подлежит изменению в части указания основания прекращения производства по делу – на п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 января 2022 года изменить в части указания основания прекращения производства по делу с пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Г.Г.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Д.В. Бугаков