Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 11.05.2021 |
Дата решения | 03.06.2021 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Солод Юлия Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2ad1e959-8f2e-3443-8c3f-1f87353581d6 |
Дело № 3а-951/2021
22OS0000-01-2021-000788-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Солод Ю.А.,
при секретаре Кимяевой Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственная проектно-строительная фирма «Алтайэнергожилстрой»об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
ООО ППСФ «Алтайэнергожилстрой» обратилось в суд с административным иском к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере равном рыночной стоимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве аренды земельных участка значительно превышает их рыночную стоимость и это подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права арендатора, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащих уплате арендных платежей. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, ООО ППСФ «Алтайэнергожилстрой» просило установить кадастровую стоимость земельных участков равной его рыночной стоимости.
В ходе судебного разбирательства комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного Печатнова Ю.В. на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Алтайского края Аленников А.А. в письменных отзыве, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в равном рыночной стоимости размере, указал на недостатки представленных отчетов об оценке.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю Барсуков А.Г. в письменном отзыве разрешение требований оставила на усмотрение суда.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав представителя административного истца, допросив оценщика в качестве свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании абзаца 1статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении административного дела на основании договора аренды земельного участка от 16 июля 2015 года №4351-з судом установлено, что ООО ППСФ «Алтайэнергожилстрой» является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, Павловский тракт,209а (л.д.17-21).
Так же из договора аренды от 22 июля 2019 года №5600-з и дополнительного соглашения к нему от 27 июля 2020 года следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.22-32).
Из Приложений к договорам аренды усматривается, что арендная плата за пользование земельными участками рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 года № 70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *** установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов в размере 22 112 647 руб. 62 коп. и 14 321 175 руб. 54 коп. соответственно.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 марта 2021 года датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** является 01 января 2020 года, датой внесения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в государственный кадастр недвижимости – 06 ноября 2020 года, датой внесения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в государственный кадастр недвижимости – 23 ноября 2020 года (л.д.52,53).
В подтверждение рыночной стоимости названных земельных участков административный истец представил отчеты об оценке *** и ***, составленные оценщиком Пятышевым Е.С. 06 апреля 2021 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на 01 января 2020 года составляет 8 495 326 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2020 года составляет 5 048 008 руб.
Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть принят в качестве допустимых доказательств, подтверждающих достоверность указанных в них итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Представленные отчеты подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований и необходимыми специальными познаниями, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости, а указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки. При этом в отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
Из отчета № 21/03-12 усматривается, что фактическое использование земельного участка с кадастровым номером *** – под офисно-торговую застройку. В качестве аналогов для оценки земельного участка оценщиком выбраны аналоги из того же сегмента рынка. Отказ от применения доходного подхода мотивирован на стр. 33 отчета. Приведенный в возражениях административного истца аналог не относится к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка, вопреки утверждениям административного ответчика объекты капитального строительства, расположенные на аналоге №1 поставлены на кадастровый учет через год послу выхода объявления о продаже.
Из отчета №21/04-09 усматривается, что фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 22:63:030408:14 – под индустриальную застройку. В качестве аналогов для оценки земельного участка оценщиком выбраны аналоги из того же сегмента рынка.
В соответствии с пунктом 6 ФСО №3 отчеты об оценке прошиты, подписаны оценщиком, скреплены печатью.
Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных земельных участков. При этом лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчетах выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетами об оценке.
Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения в суд с настоящим иском, - 30 апреля 2021 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью Производственная проектно-строительная фирма «Алтайэнергожилстрой» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2020 года, в равном его рыночной стоимости размере 8 495 326 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2020 года, в равном его рыночной стоимости размере 5 048 008 руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью Производственная проектно-строительная фирма «Алтайэнергожилстрой» с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через <адрес>вой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.А. Солод
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.
Дело ***а-951/2021
22OS0***-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ <адрес>
<адрес>вой суд в составе:
председательствующего судьи Солод Ю.А.,
при секретаре Кимяевой Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственная проектно-строительная фирма «Алтайэнергожилстрой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
РЕШИЛ:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью Производственная проектно-строительная фирма «Алтайэнергожилстрой» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:030408:13, расположенного по адресу: <адрес>, Павловский тракт,209а, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере 8 495 326 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:030408:14, расположенного по адресу: <адрес>, Павловский тракт,211, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере 5 048 008 руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью Производственная проектно-строительная фирма «Алтайэнергожилстрой» с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через <адрес>вой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.А. Солод