Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 11.05.2021 |
Дата решения | 24.09.2021 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Бакланов Евгений Алексеевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | db04e5a1-2c98-36c3-b5f8-704917314cde |
Дело ***а-948/2021
22OS0000-01-2021-000786-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бакланова Е.А.,
при секретаре Степаненко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Д. С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
[СКРЫТО] Д.С. обратился в суд с административным иском к Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю требуя установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2020 года и земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2020 года. В обоснование требований, указано, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетами об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога.
Определением судьи от 13 мая 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено управлению имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО],
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем судебное разбирательство проведено в их отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный ответчик управление имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] в письменном отзыве, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, указал на ряд недостатков представленных отчетов об оценке.
Административный ответчик [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в письменном отзыве указало на то, что при разрешении настоящего административно дела их права и обязанности не затронуты, в связи с чем просило исключить из числа лиц, участвующих в деле.
Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве оставило разрешение требований на усмотрение суда, подтвердив размер оспариваемой кадастровой стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
[СКРЫТО] Д.С. является собственником земельных участков с кадастровым номером ***, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, административный истец, являясь плательщиком земельного налога, вправе оспорить утвержденную кадастровую стоимость объекта недвижимости.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости и приказу управления имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 10 сентября 2020 года №70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:65:010201:20 установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов недвижимости и составляет 6799113 рублей 76 копеек. Датой определения кадастровой стоимости является 01 января 2020 года, сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 03 ноября 2020 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости и приказу управления имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 10 сентября 2020 года №70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:65:010406:400 установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов недвижимости и составляет 8328245 рублей 49 копеек. Датой определения кадастровой стоимости является 01 января 2020 года, сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 03 ноября 2020 года.
В подтверждение рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчеты об оценке №01-21-04-06 и №01-21-04-05 от 14 апреля 2021 года, составленные оценщиком ООО «Независимая экспертная организация «Эксперт 22» Ревой В.В., согласно которым по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:65:010201:20 составляет 2367000 рублей, с кадастровым номером 22:65:010406:400 составляет 3687000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в отношении результатов рыночной оценки стоимости земельных участков по административному делу проведена судебная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта ООО «Век А оценка» № 166-08-2021 от 12 августа 2021 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:65:010201:20 по состоянию на 01 января 2020 года составляет 2709858 рублей, с кадастровым номером 22:65:010406:400 по состоянию на 01 января 2020 года составляет 3971853 рубля.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости объектов недвижимости; содержащиеся в заключении сведения дают представление о местоположении объектов – аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанных объектов недвижимости; в заключении приведен анализ всех необходимых факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки. Заключения эксперта получено в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем суд находит указанную в заключении эксперта величину рыночной стоимости объектов оценки достоверной.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость определена приказом управления имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], надлежащими административными ответчиками в настоящем публичном споре являются данный орган власти субъекта Российской федерации и управления имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
На основании приведенных норм и установленных обстоятельств административные исковые требования к данным административным ответчиками об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости являются правомерными и подлежат удовлетворению с определением такой стоимости в соответствии с экспертным заключением.
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] не утверждало результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, не является государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в связи с чем является ненадлежащим административным ответчиком, требования к которому удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования [СКРЫТО] Д. С. к управлению имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 2709858 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 3971853 рубля по состоянию на 01 января 2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 апреля 2021 года.
Отказать в удовлетворении административных исковых требований к Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО].
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А.Бакланов
Мотивированное решение составлено 01 октября 2021 года.