Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 22.03.2021 |
Дата решения | 29.06.2021 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Соболева Светлана Леонидовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0496624d-b742-3229-b7bb-efc202c57898 |
Дело № 3а-626/2021
22OS0000-01-2021-000414-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Соболевой С.Л.,
при секретаре Бабичевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» обратилось в суд с административным иском к управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, управлению имущественных отношений Алтайского края, в котором просило установить кадастровую стоимость объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 3049,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 190,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности помещений значительно превышает их рыночную стоимость и это подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права собственника, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате налога на имущество организации. Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ООО производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» просило установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Пархамович С.Ю. просил административные исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 и пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
На территории Алтайского края принят Закон Алтайского края от 27 ноября 2003 года № 58-ЗС «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края», который определяет в отношении отдельных видов недвижимого имущества налоговую базу как кадастровую стоимость имущества, утвержденную в установленном порядке.
При рассмотрении административного дела на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости судом установлено, что ООО производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» является собственником объектов недвижимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *** (т.1 л.д.14-21).
Следовательно, установление в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Из приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года № 97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** установлена в размере 8 543 303,83 руб., кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** - в размере 94 172 364,86 руб. по состоянию на 01 января 2019 года.
В подтверждение рыночной стоимости нежилых помещений административный истец представил отчет об оценке № 21-02 от 17 февраля 2021 года подготовленный оценочной фирмой ООО «Центр независимой оценки «Партнер»».
В связи с возникшими сомнениями в отношении результатов рыночной оценки стоимости нежилых помещений по административному делу проведена судебная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта № 121-06-2021 от 02 июня 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, по состоянию на 01 января 2019 года составила 5 445 442 руб.
Согласно заключению эксперта *** от 02 июня 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, по состоянию на 01 января 2019 года составила 78 922 724 руб.
Исследовав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что данное доказательство является относимым, допустимым, достоверным, полученным в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», проведено лицом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства работ в области определения рыночной стоимости объектов недвижимости, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, содержание заключения является ясным и непротиворечивым, поэтому на основании этих заключений, а не на основании представленных при обращении в суд отчетов об оценке, суд полагает возможным установить рыночную стоимость нежилых зданий.
При этом суд также принимает во внимание, что административным ответчикам и заинтересованным лицам была предоставлена возможность заблаговременно ознакомиться с экспертным заключением, однако они своим правом не воспользовались, доказательства иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости суду не представили, равно как и не представили доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, определенной экспертом.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с экспертным заключением.
В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 суд указывает дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой является дата обращения в суд с настоящим иском, - 19 марта 2021 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 245 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 3049,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2019 года, в равном его рыночной стоимости размере 78 922 724 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** площадью 190,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2019 года, в равном его рыночной стоимости размере 5 445 442 руб.
Датой обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий считать 19 марта 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Л. Соболева
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2021 года.