Дело № 3а-615/2018 ~ М-411/2018, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Алтайский краевой суд (Алтайский край)
Дата поступления 25.07.2018
Дата решения 21.09.2018
Категория дела Об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований
Судья Знаменщиков Роман Витальевич
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID c5c810fc-34a6-3866-877a-946a64143baf
Стороны по делу
Истец
******** ******* *********
Ответчик
************ ********* ****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело ***а-615/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Знаменщикова Р.В.,

при секретаре Сунцовой А.В.,

с участием прокурора <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании недействующими в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края»,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе, в котором просила признать недействующим решение от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» в той мере, в какой оно устанавливает санитарно-защитную зону Северного промышленного района и зону отступа застройки от бровки неустойчивого склона реки Оби в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование административных исковых требований указано, что в фактическом пользовании административного истца находится самовольно возведенный жилой дом, расположенный на земельном участке по вышеуказанному адресу. В целях оформления прав на земельный участок <данные изъяты> обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид его использования, в удовлетворении которого было отказано в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес>, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, испрашиваемый объект расположен в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района и в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона реки Оби, в которых запрещается размещать жилую застройку. Между тем, как полагает административный истец, административный ответчик при разработке приведенных Правил в нарушение статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пунктов 4.2-4.4 СанПиН *** «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, вышел за пределы компетенции в части установления указанных зон с особыми условиями использования территории, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, и просила признать недействующим решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» в части установления санитарно-защитной зоны и зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона реки Оби в границах фактически используемого <данные изъяты> земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Представитель административного ответчика <данные изъяты> ранее в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований, указав, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. При этом согласно Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края и Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края спорный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, которая в приложении 2 к оспариваемому акту отображена совокупно от различных производственных и коммунально-складских предприятий в соответствии с установленными СанПиН *** «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояниями, а также в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона реки Оби, которая отграничена от оползневой зоны решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** после приобретения комитетом по строительству, архитектуре и развитию <адрес> программы для пересчета координат зон. В этой связи Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству.

Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (далее - Решение) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее - Правила) с Картой градостроительного зонирования территории (приложение 1) и Картой зон с особыми условиями использования территории (приложение 2), которое является нормативным правовым актом, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктами 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес>.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из представленных сторонами в материалы административного дела доказательств следует, что установление санитарно-защитной зоны и зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона в границах земельного участка, расположенного под жилым домом по адресу: <адрес> результате принятия Решения лишает административного истца возможности провести работы по оформлению права собственности на занимаемый земельный участок и <данные изъяты> полагает, что нарушается ее право на бесплатное предоставление его в собственность.

При таких обстоятельствах Решение может быть оспорено административным истцом в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В настоящее время Правила действуют с учетом внесения в них изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 105-175, том 1).

Правила и изменения в них приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 9 части 2 статьи 42 ранее действовавшего Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.

При этом порядок принятия Правил и внесения в них изменений не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края. Данные обстоятельства подтверждаются решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании не действующими в части Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующим в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)», а также решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ (л.д. 206-236, том 1).

Материалами административного дела подтверждается, что в фактическом пользовании <данные изъяты> находится земельный участок по адресу: <адрес> расположенным на нем жилым домом, которым она владеет с ДД.ММ.ГГ и который является самовольным строением (л.д. 29 и 33, том 1).

Согласно техническому заключению <данные изъяты> указанный жилой дом соответствует действующим строительным нормам и правилам для жилых зданий, не ущемляет законных прав третьих лиц, не угрожает жизни и здоровью людей (л.д. 36-40, том 1).

ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> составлена градостроительная справка *** о том, что жилой дом по адресу: <адрес> соответствии с Генеральным планом городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, находится в санитарно-защитной зоне и в оползневой зоне (л.д. 41-44, том 1).

Распоряжением комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> кадастровом квартале ***, предварительно согласовано его предоставление без проведения торгов (л.д. 53, том 1).

С целью оформления права собственности на земельный участок <данные изъяты> обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка.

Согласно приложению 2 «Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края» к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края находящийся в фактическом пользовании <данные изъяты> земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны и зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона реки Оби (л.д. 179-180, том 1).

Указанные обстоятельства послужили основаниями для отказа административному истцу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: <адрес>, изложенными в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 54, том 1).

С учетом изложенных фактических обстоятельств, проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части установления санитарно-защитной зоны положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление санитарно-защитных зон действующим законодательством не отнесено.

В силу частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Из части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об охране атмосферного воздуха» следует, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в части 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.

На дату рассмотрения настоящего административного дела вступили в законную силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, согласно пункту 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.

Пунктами 3 и 14 указанных Правил предусмотрено, что решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно-защитной зоны) прилагается проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В отношении объектов III - V класса опасности соответствующие полномочия по установлению, изменению, прекращению санитарно-защитных зон предоставлены территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Установление и изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены и изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (п. 4.2 - п. 4.4).

Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (п. 4.1)

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (п. 5.1 и п. 5.6 СанПиН ***).

В части 3 статьи 87 и пункте 5.1 части 5 статьи 90 Правил предусмотрены аналогичные ограничения о недопустимости размещения жилой застройки в санитарно-защитных зонах.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон. Действующие ограничения землепользования в санитарно-защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования какой-либо санитарно-защитной зоны при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству, а указание в градостроительных документах нормативных санитарно-защитных зон не предусмотрено.

Согласно представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю сведениям по вопросу установления санитарно-защитной зоны в районе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, данным государственным органом выданы санитарно-эпидемиологические заключения *** от ДД.ММ.ГГ на проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны ООО «Барнаульский водоканал», очистные сооружения канализации без иловых карт (КОС-1), расположенные по адресу: <адрес> а также *** от ДД.ММ.ГГ на проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны ООО «Барнаульский водоканал», производственная площадка иловых площадок КОС-1 по адресу: <адрес> Однако, границы указанных санитарно-защитных зон до настоящего времени не установлены, поскольку постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации либо решение Главного санитарного врача Алтайского края, его заместителя не выдавалось. (л.д. 69-71, том 1).

Из представленного ООО «Барнаульский водоканал» ответа на судебный запрос от ДД.ММ.ГГ и схемы организации санитарно-защитной зоны КОС-1 следует, что спорный земельный участок в санитарно-защитные зоны очистных сооружений канализации без иловых карт (КОС-1), расположенных по адресу: <адрес>, и производственной площадки иловых площадок КОС-1 по адресу: <адрес>, не попадает (л.д. 199-203, том 1).

В соответствии с решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ об установлении размера санитарно-защитной зоны для промышленной площадки <данные изъяты> по адресу: <адрес>, санитарно-защитная в южном направлении установлена по границе домовладения <адрес>, а в юго-восточном - по границе домовладения <адрес> (л.д. 94-100, том 2).

Между тем, распечаткой из информационного ресурса 2ГИС о месте расположения спорного земельного участка относительно земельного участка <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, подтверждается, что он в границы установленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю санитарно-защитной зоны не подпадает (л.д. 93, том 2).

Учитывая бремя доказывания, административный ответчик доказательств того, что земельный участок административного истца находится в санитарно-защитной зоне какого-либо конкретного предприятия или объекта, которому в установленном законом порядке выдавалось постановление или решение и заключение об установлении санитарно-защитной зоны, не представил.

Тот факт, что в сводной пояснительной записке Генерального плана городского округа приведен список санитарно-защитных зон промышленных и коммунально-складских предприятий Северного промышленного района <адрес>, не свидетельствует о законности их установления в Правилах землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут. По тем же основаниям подлежат отклонению доводы представителя административного ответчика о том, что санитарно-защитная зона установлена Правилами совокупно от всех предприятий, расположенных в районе спорного земельного участка. Утверждение представителя Барнаульской городской Думы о разработке проекта генерального плана с отображением санитарно-защитных зон в соответствии с санитарными нормами не имеют правового значения для поверки законности действующих Правил.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в части установления санитарно-защитной зоны в границах фактически занимаемого административным истцом земельного участка противоречит статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пунктам 4.2-4.4 СанПиН *** «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

На основании изложенного административные исковые требования о признании Правил недействующими в части отнесения земельного участка по адресу: <адрес> санитарно-защитной зоне подлежат удовлетворению.

Административный иск об оспаривании Правил в части отнесения того же участка к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона также является обоснованным по следующим основаниям.

Перечень зон с особыми условиями территории городского округа - <адрес> закреплен в статье 55 Правил, первоначальная редакция которой в качестве таких зон предусматривала зоны санитарной охраны II и III поясов источника питьевого водоснабжения; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; санитарно-защитные зоны.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** статья 55 Правил изложена в новой редакции, согласно которой в перечень зон с особыми условиями включена в том числе оползневая зона.

Согласно приложению 2 к Правилам в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** на Карте зон с особыми условиями использования территории отображены оползневые участки и зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона.

Земельный участок, используемый административным истцом, находится в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не приведенной в перечне зон с особыми условиями использования в статьях 52 и 55 Правил.

В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (статья 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в населенных пунктах, территории которых подвержены воздействию опасных геологических процессов, должны быть определены, нанесены на генеральный план и утверждены администрацией границы полосы отвода инженерной защиты и зоны, подверженные опасным геологическим процессам. Границы опасной зоны, по заданию органов администрации населенных пунктов, определяют институты, проектирующие инженерную защиту, тресты инженерных изысканий в строительстве.

Опасная зона - часть территории, на которой действуют или могут действовать геологические процессы и гидрометеорологические явления, которые оказывают отрицательное воздействие на территории, народнохозяйственные объекты и жизнедеятельность людей. В границах опасной зоны устанавливается особый режим строительства и эксплуатации зданий, сооружений и городских земель с целью профилактики и предотвращения активизации природных процессов от техногенного воздействия (пункт 1.4).

Зона, опасная в оползневом отношении, должна включать оползневые, потенциально оползневые и обвалоопасные склоны с оползневыми и прибрежными террасами, прибровочную часть плато, способную участвовать в оползневом процессе или на него влияющую (пункт 9.3).

На дату внесения в 2014 году изменений в Правила, в результате которых на Карте зон с особыми условиями использования территории отображена зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона, введен и действует в настоящее время свод правил *** «Инженерная защита территорий, здания и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНИП 22-02-2003», положения которых распространяются на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов, в том числе оползней, обвалов.

К оползнеопасным и обвалоопасным относятся территории, на которых возможно возникновение или активизация оползневых смещений и обвалов в течение периода строительства, эксплуатации и ликвидации объекта. В пределах оползнеопасных территорий отдельно выделяют оползневые зоны, где имеются или ранее возникали активные оползни. Граница оползнеопасных территорий устанавливаются по данным комплексных инженерных изысканий с использованием расчетов устойчивости склонов и материалов сравнительного инженерно-геологического анализа применительно к особенностям рельефа, геологического строения, гидрогеологических и сейсмических условий, характера растительного покрова и климата (пункты 5.1.1 и 5.1.2 СП 116.13330.2012).

Аналогичные положения содержались в пунктах 5.1 и 5.2 СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения», утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГ ***.

Таким образом, в качестве зоны с особыми условиями использования законодательство Российской Федерации предусматривает оползнеопасные (оползневые) зоны.

Выделение отдельных территорий в качестве зон с особыми условиями использования территорий связано со спецификой самой территории, необходимостью учета данной специфики при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности, в связи с чем данной территории и придается соответствующий статус и устанавливаются определенные требования при осуществлении градостроительной деятельности.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Из приведенных правовых норм следует, что органам местного самоуправления не предоставлено право определять виды зон с особыми условиями использования территорий.

Предусматривая в статьях 52 и 55 Правил в качестве одной из таких зон оползневую зону, на Карте зон с особыми условиями использования территории в соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации при внесении изменений решением от ДД.ММ.ГГ *** представительный орган местного самоуправления отобразил границы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не предусмотренной законодательством Российской Федерации в качестве отдельной зоны с особыми условиями использования территорий. Ограничения землепользования в такой зоне законодательством Российской Федерации не установлены.

Решение исполкома Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ *** в статье 52 Правил указано в качестве основания установления только оползневой зоны. Из текста данного решения, принятого уполномоченным согласно пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты городов, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГ ***, органом, также следует, что им определен размер оползневой зоны - 200 метров от бровки плато и склонов оврагов вдоль левого берега реки Оби в пределах городской черты и правового берега реки Барнаулки на расстоянии 2 км от места впадения ее в реку Обь, а также непосредственно склоны с оползневыми террасами и участки поймы, примыкающие к нижним частям склонов (л.д. 47, том 2).

Довод стороны административного ответчика о том, что зона отступа застройки входит в оползневую зону, не следует из схемы отображения зон с особыми условиями в приложении 2 к Правилам, кроме того, не влияет на вывод суда о противоречии нормативного правового акта положениям действующего законодательства в силу нижеследующего.

Согласно разъяснениям пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, правовые нормы должны отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом (части 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению указанного принципа (постановления от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***

Приложение 2 к Правилам в оспариваемой части указанному критерию не соответствует. Отображение на Карте зон с особыми условиями использования территории в качестве отдельной зоны с особыми условиями использования территории зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона в отсутствие таковой зоны как в перечне зон с особыми условиями в статьях 52 и 55 Правил, так и в законодательстве Российской Федерации, а также в отсутствие установленных ограничений землепользования в такой зоне повлекло неопределенность правового режима земельных участков, расположенных согласно приложению 2 в такой зоне.

При этом допрошенный в судебном заседании при рассмотрении административного дела *** по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» специалист комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> пояснил, что оползневые участки и зона отступа застройки перенесены в Правила из Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края. При этом в совокупности размер оползневых участков и зоны отступа застройки не совпадает с размером оползневой зоны по решению от ДД.ММ.ГГ *** при их сопоставлении (л.д. 78-86, том 2).

На основании изложенного административные исковые требования в данной части также подлежат удовлетворению.

Учитывая, что на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - <адрес> Алтайского края отображена санитарно-защитная зона и зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона в границах земельного участка по адресу: <адрес> отсутствие установленных в соответствии с действующим порядком зон, на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются правовые основания для признания Правил недействующими в соответствующей части.

В настоящее время Решение действует в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***, которым в Правила внесены изменения на основании вступивших в законную силу решений Алтайского краевого суда. При этом данные изменения не устраняют нарушений прав административного истца, установленных при рассмотрении настоящего административного дела.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием административный истец не могла реализовать свое право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.

Признать Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части распространения санитарно-защитной зоны и зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале ***.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Р.В. Знаменщиков

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Алтайский краевой суд (Алтайский край) на 25.07.2018:
Дело № 4Г-2304/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-2308/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-2309/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-2310/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-7059/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.08.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Вегель Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7058/2018, апелляция
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Рудь Елена Петровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-7060/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.08.2018
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Новоселова Елена Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7056/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.08.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Вишнякова Светлана Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7063/2018, апелляция
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бредихина Светлана Геннадьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-2305/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7-300/2018, апелляция
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Котликова Ольга Петровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-677/2018, апелляция
  • Дата решения: 21.08.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Соболева Светлана Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-680/2018, апелляция
  • Дата решения: 21.08.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Скляр Анна Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-679/2018, апелляция
  • Дата решения: 28.08.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Копцева Галина Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-676/2018, апелляция
  • Дата решения: 21.08.2018
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Соболева Светлана Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-678/2018, апелляция
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Котликова Ольга Петровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7-299/2018, апелляция
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Скляр Анна Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-3204/2018, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Арбачакова Алла Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-3202/2018, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Арбачакова Алла Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-3199/2018, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чупина Жанна Альбертовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1116/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1113/2018, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-3193/2018, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чупина Жанна Альбертовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-3211/2018, апелляция
  • Дата решения: 16.08.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Арбачакова Алла Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-3210/2018, апелляция
  • Дата решения: 17.08.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чупина Жанна Альбертовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-3209/2018, апелляция
  • Дата решения: 16.08.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Маликов Александр Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-3208/2018, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Зверев Дмитрий Юрьевич
  • Судебное решение: НЕТ