| Тип дела | Гражданские |
| Инстанция | первая инстанция |
| Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
| Дата поступления | 01.09.2021 |
| Дата решения | 25.10.2021 |
| Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
| Судья | Бакланов Евгений Алексеевич |
| Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
| Судебное решение | Есть |
| ID | e5ca1a2a-5d81-3f83-b575-f57a338d68fe |
Дело № 3а-1894/2021
22OS0000-01-2021-001743-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бакланова Е.А.,
при секретаре Степаненко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стан» об оспаривании результатов определения [СКРЫТО] стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Стан» (далее - ООО «Стан») обратилось в суд с административным иском к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, [СКРЫТО] и картографии по Алтайскому краю, требуя установить [СКРЫТО] стоимость земельного участка с [СКРЫТО] номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года. В обоснование требований, указано, что [СКРЫТО] стоимость арендуемого административным истцом земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как [СКРЫТО] стоимость влияет на размер подлежащих уплате арендных платежей.
В судебном заседании представитель административного истца Шкурко А.Н. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем судебное разбирательство проведено в их отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный ответчик управление имущественных отношений Алтайского края в письменном отзыве, не оспаривая право административного истца на установление [СКРЫТО] стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, указал на ряд недостатков представленного отчета об оценке.
Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве оставило разрешение требований на усмотрение суда, подтвердив размер оспариваемой [СКРЫТО] стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена.
Выслушав объяснения представителя административного истца и показания оценщика, допрошенного в качестве свидетеля, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается [СКРЫТО] стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления [СКРЫТО] стоимости земельных участков проводится государственная [СКРЫТО] оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная [СКРЫТО] оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной [СКРЫТО] оценке» результаты определения [СКРЫТО] стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его [СКРЫТО] стоимость.
ООО «Стан» является арендатором земельного участка с [СКРЫТО] номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается договором аренды. При этом размер арендных платежей определятся исходя из [СКРЫТО] стоимости земельного участка.
Таким образом, административный истец вправе оспорить утвержденную [СКРЫТО] стоимость объекта недвижимости.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка [СКРЫТО] стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения [СКРЫТО] стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его [СКРЫТО] стоимость.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о [СКРЫТО] стоимости объекта недвижимости и приказу управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 года №70 «Об утверждении результатов определения [СКРЫТО] стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края», [СКРЫТО] стоимость вышеуказанного земельного участка установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов недвижимости и составляет 29059244 рубля 48 копеек. Датой определения [СКРЫТО] стоимости является 01 января 2020 года, сведения о ней внесены в государственный [СКРЫТО] недвижимости 29 октября 2020 года.В подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом представлен отчет об оценке *** от 28 июня 2021 года, составленный оценщиком ООО «Центр независимой оценки «Партнер» Кузнецовым В.В., согласно которому по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляет 18105632 рубля.
Исследовав данный отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований и необходимыми специальными познаниями, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости, а указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. При этом в отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
Из отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки. При определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный подход, мотивировав выбор подхода для проведения исследования.
В рамках сравнительного подхода оценщиком избраны схожие с объектами оценки аналоги того же сегмента рынка, применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов. Характеристики аналогов подтверждены данными объявлений, справочной системы ДубльГис.
Допрошенный в судебном заседании оценщик Кузнецов В.В. выводы отчета подтвердила, указав, что на странице 50 отчета оценщик использует поправку на торг по усредненному по городам России коэффициенту. Возможный интервал скидки на торг по усредненным данным для городов России составляет от 6,3 до 14%. Оценщик применил среднее значение 10,2%. По категориям городов возможный интервал скидки на торг составляет от 7,0 до 13,0%. Примененный оценщиком коэффициент находится в указанном диапазоне. В соответствии с пунктом 20 ФСО №7 рыночная стоимость земельного участка для внесения этой стоимости в государственный [СКРЫТО] недвижимости оценивается как незастроенный (условно свободный), предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования. Все сооружения инженерной инфраструктуры, имеющиеся на земельном участке, состоят на отдельном [СКРЫТО] учете и при оценке земли не должны учитываться. В данном случае имеет значение только возможность подключения к коммуникациям, что оценщик и сделал.
Таким образом, указанные административным ответчиком замечания к отчету об оценке не влекут признание представленного административным истцом недостоверным доказательства отличия рыночной стоимости объекта недвижимости от его [СКРЫТО] стоимости.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка. При этом лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.
На основании приведенных норм и установленных обстоятельств административные исковые требования об установлении [СКРЫТО] стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Стан» удовлетворить.
Установить [СКРЫТО] стоимость земельного участка с [СКРЫТО] номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 18105632 рубля по состоянию на 01 января 2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре [СКРЫТО] стоимости считать 01 сентября 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А.Бакланов
Мотивированное решение составлено 29 октября 2021 года.