Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 08.09.2021 |
Дата решения | 06.10.2021 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Зацепин Евгений Михайлович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 586f28d7-daf4-3640-a773-9e6c401a3ba3 |
Судья Ваншейд А.К. Дело № 33а-7347/2021
УИД 22RS0068-01-2021-003276-68
№ 2а-3111/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 октября 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Титовой В.В.
судей Зацепина Е.М., Копцевой Г.В.
при секретаре Семеновой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный [СКРЫТО] Алтайского края» на решение Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО ФИО [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, Федеральному казенному учреждению «Военный [СКРЫТО] Алтайского края», призывной комиссии [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с административным иском к военному [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГ *** о признании ФИО не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, решение от ДД.ММ.ГГ о выдаче справки (форма ***) взамен военного билета, как лица, не прошедшего службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности на призывную комиссию [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула принять решение о зачислении ФИО в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как лица, не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 28, абзацем 6 части 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности и военной службе).
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГ состоит на воинском учёте в военном [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, в период ДД.ММ.ГГ обучался в БЮИ МВД России, в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ФИО проходил службу в полиции, ему была также предоставлена отсрочка от прохождения военной службы. После увольнения ФИО проживал по месту прописки, повестки о необходимости явиться в военный [СКРЫТО] не получал.
ДД.ММ.ГГ решением призывной комиссии [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГ *** ФИО признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
ДД.ММ.ГГ ФИО обратился к военному комиссару [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула с заявлением о выдаче военного билета.
Письмом военного [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** ФИО сообщено, что решением призывной комиссии [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула ото ДД.ММ.ГГ последний был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас. Для получения воинского учетного документа, справки по форме *** ФИО необходимо явиться лично в военкомат [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула.
Полагает, что оспариваемыми решениями нарушены его право на получение военного билета, и влекут для него незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными решение призывной комиссии [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** о признании ФИО не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, ответ военного [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ.
На призывную комиссию [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о зачислении ФИО в запас в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение «Военный [СКРЫТО] Алтайского края» просит решение суда отменить с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований ссылаясь на то, что ФИО как лицо, не имеющее отсрочки от призыва, не исполнил возложенные на него статьей 10 Закона о воинской обязанности и военной службе обязанности уведомить [СКРЫТО] в двухнедельный срок об увольнении из органов внутренних дел. ФИО права на отсрочку от призыва на военную службу, освобождения от призыва или освобождения от воинской обязанности не имел, в военный [СКРЫТО] не обращался, адрес фактического проживания не сообщал, в связи с чем у призывной комиссии имелись основания для принятия решения в отношении ФИО как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ФИО просил отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении разбирательства не поступало.
На основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленный доказательства, пришел к выводу о том, что обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва ФИО на военную службу, выполнена ненадлежащим образом, в связи с чем у военного [СКРЫТО] отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГ, сведения о прекращении службы ФИО в органах полиции и, соответственно, прекращении действия отсрочки, были представлены в военный [СКРЫТО] работодателем - МО МВД России «Алейский», направлено соответствующее извещение от ДД.ММ.ГГ.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции
Согласно подпункту «а» пункта 1, пункту 2 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные [СКРЫТО] через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности и военной службе право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета.
Как предусмотрено пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 (далее - Положение о призыве на военную службу), решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу выносится призывной комиссией на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения о призыве на военную службу).
При этом в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный [СКРЫТО] либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания (пункт 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности и военной службе).
В силу пункта 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная [СКРЫТО] выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службы либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная [СКРЫТО] на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
По смыслу приведенных норм условием вынесения вышеуказанного заключения является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник после ДД.ММ.ГГ не прошел военную службу, не имея на то оснований, с которыми закон связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождение от исполнения воинской обязанности.
При этом в соответствии с правовой позицией, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная [СКРЫТО] не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного [СКРЫТО] (пункт 3 названной статьи).
В силу статьи 31 названного Федерального закона граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного [СКРЫТО] время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном [СКРЫТО] до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного [СКРЫТО] под расписку (пункт 2).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном [СКРЫТО] составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный [СКРЫТО] на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу. Вручение призывникам повесток производится работниками военного [СКРЫТО] или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, на военный [СКРЫТО] в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает также обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться по повестке военного [СКРЫТО] в указанные в ней время и место, предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ ФИО был поставлен на воинский учет в отдел военного [СКРЫТО] Алтайского края по г. Алейску, Алейскому и Шипуновскому районам. С ДД.ММ.ГГ состоял на воинском учете в отделе военного [СКРЫТО] Алтайского края по Железнодорожному, Октябрьскому и Центральному районов г. Барнаула.
ДД.ММ.ГГ ФИО предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности и военной службе до ДД.ММ.ГГ в связи с поступлением в ФГКОУ ВО «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Решением призывной комиссии [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаул от ДД.ММ.ГГ административному истцу предоставлена отсрочка от призыва по тому же основанию до ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ, приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** ФИО назначен на должность участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.
Решением призывной комиссии [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаул от ДД.ММ.ГГ ФИО предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту «з» пункта 1 статьи 24 Закона о воинской обязанности и военной службе на время службы в органах внутренних дел.
ДД.ММ.ГГ ФИО уволен из органов внутренних дел, о чем составлено извещение от ДД.ММ.ГГ ***, которое направлено в военный [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула.
ДД.ММ.ГГ военным [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула направлено письмо с исходящим номером *** ФИО комиссару г. Алейска, Алейского, Шипуновского и Усть-Пристанского районов Алтайского края с просьбой проверить по учетным данным, вызвать призывника ФИО, поставить на воинский учет и запросить личное дело и учетную карту, в случае проживания ФИО по адресу: <адрес>
Ответом военного комиссара г. Алейска, Алейского, Шипуновского и Усть-Пристанского районов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** сообщено, что призывник ФИО по адресу: <адрес> не проживает, семья продала дом и переехала в <адрес>.
Административным ответчиком в материалы дела представлено заявление ФИО от ДД.ММ.ГГ, согласно которому последний указал, что убывает в <адрес> по адресу: <адрес>.
В материалы дела представлено обращение военного комиссара [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула к начальнику отдела полиции по Центральному району УМВД России по г. Барнаулу от ДД.ММ.ГГ *** об установлении местонахождения ФИО
Вместе с тем, доказательств осуществления проверок и направления повесток по указанному адресу способом, позволяющим подтвердить вручение почтового отправления, в материалы административного дела не представлено.
Таким образом, учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии доказательств надлежащего исполнения военным [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на организацию военного призыва.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом не исполнена возложенная на него статьей 10 Закона о воинской обязанности и военной службе обязанность уведомить [СКРЫТО] в двухнедельный срок об увольнении из органов внутренних дел основанием к отмене или изменению решения суда не является, поскольку, как верно указано на то судом первой инстанции, о прекращении службы ФИО в органах внутренних дел в военный [СКРЫТО] [СКРЫТО], Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула было направлено извещение от ДД.ММ.ГГ МО МВД России «Алейский».
Поскольку доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат, каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, судом первой инстанции допущено не было, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный [СКРЫТО] Алтайского края» – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: