Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 08.09.2021 |
Дата решения | 12.10.2021 |
Категория дела | 0б оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
Судья | Скляр Анна Алексеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 9874155c-655b-3bcd-943f-d7ea96c7cfba |
Судья Суворов Д.А. Дело № 33а-7344/2021
УИД 22RS0065-02-2021-000899-33
Номер дела в суде первой инстанции № 2а-1842/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.
судей Скляр А.А., Пасынковой О.М.
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца [СКРЫТО] Н. Г. на решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 20 мая 2021 года
по административному делу по административному иску [СКРЫТО] Н. Г. к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без торгов.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Н.Г. относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
19 октября 2020 года обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края (далее также - Алтайкрайимущество) с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в собственность без проведения торгов земельного участка, общей площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением Алтайкрайимущества от 06 ноября 2020 года № 48/12168 отказано в удовлетворении заявления [СКРЫТО] Н.Г. в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по тем основаниям, что спорный земельный участок частично расположен во II поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в связи с чем ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
[СКРЫТО] Н.Г., действуя через своего представителя по нотариальной доверенности Галандину Д.С., обратилась в суд с административным иском к Алтайкрайимуществу, в котором просила признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 06.11.2020 № 48/12168 об отказе в предварительном согласовании предоставления ей в собственность без торгов земельного участка общей площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и взыскать в е пользу судебные расходы: 2 200 руб. за оформление нотариальной доверенности и 300 руб. расходов по государственной пошлине.
В обоснование заявленных требований ссылалась на незаконность и необоснованность оспариваемого решения Алтайкрайимущества, поскольку он содержит формальный, немотивированный отказ. Ответ не содержит ссылок на объективные данные, расчеты, схемы и иные документы.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 20 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] Н.Г. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец, действующий через своего представителя по доверенности Галандину Д.С., просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме, вновь излагая свои доводы о том, что выводы о наличии обстоятельств, препятствующих предоставлению спорного земельного участка являются голословными и не подтверждены объективными данными, расчетами, схемами и иными документами, что не было учтено судом первой инстации.
От Алтайкрайимущества поступили в судебную коллегию письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение районного суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Горбунова М.В. просила решение районного суда оставить без изменения по доводам письменных возражений на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый истицей земельный участок по адресу: г.Барнаул, с. Власиха, ул. Берестовая, 75 расположен во вторых поясах зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничен в обороте и не подлежит передаче в частную собственность.
Такой вывод является правильным.
Согласно подп. 16 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В силу подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы расположение спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения нашел свое документальное подтверждение.
В силу частей 8 - 10 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
По смыслу приведенных норм в их совокупности зоны с особыми условиями использования до 1 января 2025 года могут считаться установленными при наличии решения уполномоченного органа, принятого в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории.
Статьей 115 Водного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 1 января 2007 года, предусматривалось, что в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, статьей 105 названного Кодекса запрещался ввод в эксплуатацию водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны.
На основании статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в редакции, действовавшей с 1 января 2005 года, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определены СанПиН 2.1.4.1110-02, в соответствии с положениями которых соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3).
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.5 данных СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (пункт 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект ЗСО водозабора подземных вод на Октябрьском участке Барнаульского месторождения утвержден приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14.03.2016 № 419. В данном приказе обозначены параметры вторых и третьих поясов ЗСО данного водозабора (участок Мирный, скважины Бр-503, БР-716). На данный проект получено санитарно-эпидемиологическое заключение, копия которого представлена в материалах дела.
Кроме того, границы первых, вторых и третьих поясов ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения содержатся на карте «Карта размещения объектов в области водоснабжения населения» Генерального плана городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 № 433 с грифом «совершенно секретно».
Судебной коллегий был направлен запрос в ООО «Барнаульский водоканал» (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории) о предоставлении сведений расположения спорного земельного участка во II поясе ЗСО, на что был получен ответ от 11.10.2021 о том, что в соответствии с Проектом зон санитарной охраны водозабора, утвержденным приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14.03.2016 № 419, спорный земельный участок по адресу: п. Октябрьский, Берестовая, 75, подпадает в зону санитарной охраны II пояса подземного источника водоснабжения в связи с размещением ближайшего источника питьевого водоснабжения: п. Октябрьский, Бульвар Мирный, 88.
Граница II пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из конкретных условий расположения подземного источника правилам раздела 2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Согласно приложению к приказу Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14.03.2016 № 419 граница II пояса ЗСО подземных источников для скважин № БР-503 утверждена размером 268*272 метра, для скважины БР-716 – 297*294 метра.
Испрашиваемый истицей спорный земельный участок по сведениям, представленным Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, расположен с западной стороны от территории водозабора на расстоянии 8 метров.
Основные мероприятия по II поясу предусмотрены в пунктах 3.2.2 и 3.2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02.
С учетом установленных судебной коллегий обстоятельств путем запроса дополнительных сведений у компетентных органов нашел свое подтверждение вывод Алтайкрайимущества о том, что испрашиваемый земельный участок расположен во II поясе зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения, в связи с чем относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется, оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 20 мая 2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] Н. Г. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: