Дело № 33а-7343/2021, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Алтайский краевой суд (Алтайский край)
Дата поступления 08.09.2021
Дата решения 26.10.2021
Категория дела 0б оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Судья Пасынкова Ольга Михайловна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 1d1da4cf-5de6-3820-95db-d2e196eac811
Стороны по делу
Истец
****** ***** *************
Ответчик
********** ************* ********* ********** ****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Суворов Д.А. Дело № 33а-7343/2021

УИД 22RS0065-02-2021-000542-37

2а-1841/2021 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2021 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Соболевой С.Л., Кайгородовой О.Ю.,

при секретаре Нечай А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Ж на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 29 апреля 2021 года по административному делу по административному иску Ж к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи пасынковой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ж с 13 августа 2020 года относится к категории граждан, имеющих трех и более детей.

26 октября 2020 года Ж обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края (далее - Алтайкрайимущество) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка, общей площадью *** кв.м, кадастровый квартал ***, расположенного по адресу: <адрес>, согласно приложенной схеме для индивидуального жилищного строительства.

Решением Алтайкрайимущества от 24 ноября 2020 года, изложенным в ответе ***, в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления участка в собственность без проведения торгов отказано со ссылками на то, что по сведениям публичной кадастровой карты, а также по информации администрации Индустриального района г.Барнаула к образуемому согласно схеме земельному участку отсутствуют подъездные и подходные пути, то есть свободный доступ, что влечет невозможность использования по назначению, в связи с чем формирование такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям пункта 6 статьи 11.9, влечет отказ в утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее - Закон Алтайского края № 98-ЗС).

Ж 30 января 2021 года обратилась в суд с административным иском к Алтайкрайимуществу о признании незаконным и отмене названного решения, взыскании судебных расходов в связи с оплатой нотариального действия в сумме 2200 руб., уплатой государственной пошлины - 300 руб.

В обоснование требований указала на то, что оспариваемое решение является формальным, не мотивировано, приведенные в нем обстоятельства документально, в том числе какими-либо расчетами, схемами, не подтверждены. При этом не указано, каким именно положениям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствует предоставление земельного участка для заявленной цели, в чем выражаются предполагаемые нарушения. В этой связи нарушено ее право на бесплатное получение в собственность земельного участка.

В ходе рассмотрения административного дела судом к участию в нем в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Индустриального района г.Барнаула.

Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 29 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Ж просит отменить решение суда с принятием нового об удовлетворении требований, ссылаясь на прежние доводы, полагая, что им не дана надлежащая оценка.

В отзыве на апелляционную жалобу административный ответчик просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца - ГД поддержала доводы, апелляционной жалобы, представитель Алтайкрайимущества - Г возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, оспорено решение, принятое 24 ноября 2020 года, а потому районный суд пришел к верному выводу о предъявлении административного иска 30 января 2021 года в пределах установленного срока.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что оспариваемое решение действующему законодательству соответствует, поскольку доступ к испрашиваемому земельному участку отсутствует, что влечет невозможность его использования для индивидуального жилищного строительства, связи с чем оснований к удовлетворению административного иска не имеется.

С данными выводами следует согласиться.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», пунктом 1.1 Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 3 ноября 2016 года № 131, принятие оспариваемого постановления относится к компетенции административного ответчика.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края.

Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 3.4 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС).

В силу пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в числе прочего, прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 1 пункта 8 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как установлено подпунктом 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС, помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в случае отсутствия доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельного участка общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

По смыслу приведенных норм при формировании земельного участка для цели его предоставления бесплатно без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства обязательным условием является наличие доступа к нему (прохода, проезда), который бы обеспечивал возможность использования участка для цели индивидуального жилищного строительства (последующего проживания в возведенном жилом доме).

Изложенное с очевидностью предполагает наличии пути следования не только человека, но и соответствующей техники для строительства, транспортных средств в случае угрозы жизни и здоровью граждан, возникновения чрезвычайной ситуации, в частности скорой помощи, пожарной охраны.

При этом доступ должен существовать на момент принятия решения об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как следует из материалов дела, согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года № 344, спорный земельный участок расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года № 447, испрашиваемый участок относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4).

Согласно ответу Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 11 октября 2021 года с приложением схемы на основе топосъемки с наложением проекта планировки улично-дорожной сети и испрашиваемого участка, в отношении территории, на которой расположен данный земельный участок, проект планировки и межевания не разрабатывался, проектная документация отсутствует. Подъезд к земельному участку с территории общего пользования возможен.

Вместе с тем из пояснений в судебном заседании допрошенного в качестве специалиста начальника отдела Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула Л следует, что вывод о возможности доступа сделан лишь на основании проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 года № 1494, сведения о котором внесены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, утвержденные данным проектом красные линии подходят к участку, что означает возможность в будущем организовать проезд, на место специалисты комитета не выходят, информации о фактическом наличии доступа не имеется, визуально территория осматривается администрацией района.

При этом согласно актам обследования земельного участка от 17 ноября 2020 года, 20 октября 2021 года с фототаблицей, схемой, составленным главным специалистом Власихинской сельской администрации Индустриального района г.Барнаула Ю, земельный участок по адресу: <адрес> (согласно схеме), обследовать не представилось возможным в связи с отсутствием подъездных и подходных путей к нему, доступ на указанный участок лишь через территории смежных земельных участков, проследование к нему с территории общего пользования возможно пешком через кусты и кленовую поросль.

Из публичной кадастровой карты, размещенной в открытом доступе космической съемки местности, видеозаписи представленной представителем истицы, с учетом вышеприведенных документов следует, что земельный участок расположен внутри застроенной территории, проектом предусмотрена территория общего пользования между ним и участком по адресу по адресу: <адрес> в направлении русла реки, которая по рельефу имеет перепады высот до 1 м, заросла, в том числе деревьями, фактически существующая <адрес> до этого участка не доходит.

Согласно ответу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула от 20 октября 2021 года *** подъездные пути к испрашиваемому земельному участку отсутствуют, строительство автомобильных дорог вблизи указанного участка не планируется.

Таким образом, по делу установлено отсутствие реального доступа к испрашиваемому земельному участку со стороны земель общего пользования, позволяющего использовать таковой для индивидуального жилищного строительства, что свидетельствует о наличии препятствий к его формированию для указанной цели.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на иной оценке обстоятельств и документов, оснований к которой не усматривается.

Отсутствие такого доступа к испрашиваемому земельному участку, вопреки утверждению заявителя, представляет собой объективное препятствие, исключающее возможность предварительного согласования предоставления земельного участка, свидетельствует о представлении на утверждение административному ответчику схемы расположения земельного участка разработанной с нарушениями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Иных оснований к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления участка в собственность без проведения торгов в оспариваемом решении административным ответчиком не приведено.

При установленных обстоятельствах оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства, что исключает удовлетворение административного иска.

С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Алтайский краевой суд (Алтайский край) на 08.09.2021:
Дело № 9-170/2021 ~ М-1805/2021, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Диденко Ольга Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3а-1904/2021 ~ М-1797/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гончарова Юлия Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3а-1909/2021 ~ М-1798/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 04.10.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Солод Юлия Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7336/2021, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Юрьева Марина Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-7335/2021, апелляция
  • Решение: производство по жалобе/представлению прекращено - отказ от жалобы; отзыв представления
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сачков Александр Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-7317/2021, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Медведев Александр Александрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-7318/2021, апелляция
  • Дата решения: 06.10.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Диденко Ольга Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7319/2021, апелляция
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ильина Юлия Васильевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-7373/2021, апелляция
  • Дата решения: 06.10.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сухарева Светлана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7320/2021, апелляция
  • Дата решения: 06.10.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ерёмин Виталий Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-447/2021, апелляция
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Зацепин Евгений Михайлович
  • Судебное решение: НЕТ