Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 01.09.2021 |
Дата решения | 05.10.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Пасынкова Ольга Михайловна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 38227071-e37a-354b-93c3-9e04442f622d |
Судья Огнивенко О.Б. Дело № 33а-7103/2021
УИД 22RS0065-02-2021-000249-43
№ 2а-1983/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 октября 2021 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Пасынковой О.М., Скляр А.А.,
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика П на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 2 июня 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к П о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пене.
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к П о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 10930 руб., пени по нему за период с 3 декабря 2019 года по 5 февраля 2020 года - 149,20 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что в 2018 году П являлась собственником квартиры с кадастровым номером ***, расположенной по адресу: <адрес>, а также квартиры с кадастровым номером ***, расположенной по адресу: <адрес>. В этой связи последней были направлены налоговое уведомление *** от 28 июня 2019 года и требование *** по состоянию на 6 февраля 2020 года, однако налог и пеня не уплачены. Мировым судьей судебного участка № 10 Индустриального района г.Барнаула 14 июня 2020 года был выдан судебный приказ о взыскании данной задолженности. Определением мирового судьи того же судебного участка от 16 июля 2020 года судебный приказ отменен.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 2 июня 2021 года административный иск удовлетворен, с ответчицы в пользу административного истца взысканы задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 10930 руб., пеня по нему за период с 3 декабря 2019 года по 5 февраля 2020 года - 149,20 руб., всего 11079,20 руб., в доход муниципального образования город Барнаул - государственная пошлина - 443,17 руб.
В апелляционной жалобе П просит отменить решение суда с направлением дела в тот же суд на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что не была извещена о времени и месте судебного заседания, копию административного искового заявления не получала, задолженность определена неправильно, поскольку с марта 2015 года она является пенсионером по старости, а потому освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного из объектов недвижимости, по которому начислена более высокая сумма налога, в связи с чем 8 июня 2021 года ответчица обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении льготы и перерасчете налога за период с 2015 года по 2020 год, в случае удовлетворения которого информация в карточке расчетов с бюджетом будет актуализирована.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю первоначально просило об оставлении решения суда без изменения.
До рассмотрения дела по существу Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю представлено письменное заявление об отказе от административного иска в части требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7434,97 руб., пени по нему за период с 3 декабря 2019 года по 5 февраля 2020 года - 96,04 руб. и прекращении производства по административному делу в указанной части.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции П доводы апелляционной жалобы поддержала, согласившись с наличием оснований к взысканию налога в отношении квартиры по адресу: <адрес>, просила учесть списание со счета денежных средств на основании исполнительного листа, выданного судом по настоящему делу до поступления апелляционной жалобы. Представитель административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, об отложении разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие данного лица.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив заявление административного истца об отказе от части требований, выслушав ответчицу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьями 137.1 и 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отказ от иска совершен добровольно, в письменной форме, закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, представитель уполномочен доверенностью на совершение данного процессуального действия, о последствиях такового осведомлен, в связи с чем отказ от иска в вышеуказанной части подлежит принятию с прекращением производства по делу.
Разрешая административный спор в остальной части, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, проверив приложенные административным истцом расчеты, пришел к выводам о наличии заявленной суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и пене по нему, соблюдении порядка и срока обращения в суд с указанными требованиями к налогоплательщику - физическому лицу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пунктов 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как установлено пунктом 2 статьи 402 Кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно статье 404 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В силу пункта 1 статьи 406 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах: до 300 000 рублей включительно - до 0,1 процента включительно, свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно - свыше 0,1 до 0,3 процента включительно, свыше 500 000 рублей - свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.
Статьей 407 Кодекса предусмотрено, что право на налоговую льготу имеют, в том числе, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством (подпункт 10 пункта 1).
В соответствии с пунктами 2-4 той же статьи налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Налоговая льгота предоставляется, в том числе в отношении квартиры, части квартиры или комнаты.
Как предусмотрено пунктами 6-7 названной статьи, физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Решением Барнаульской городской Думы от 7 ноября 2014 года № 375 установлен и введен в действие на территории муниципального образования город Барнаул налог на имущество физических лиц. Пунктом 2 названного решения установлена налоговая ставка в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объекта налогообложения, принадлежащего на праве собственности налогоплательщику, в том числе за квартиру, стоимостью от 800000 руб. до 1500000 руб. – 0,88%.
Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года № 579 установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Кодекса, в 2018 году - 1,481.
Как следует из материалов дела, П на праве собственности принадлежала квартира с кадастровым номером ***, расположенная по адресу: <адрес>, инвентаризационная стоимость по состоянию на 1 января 2012 года - 298767,74 руб. (с 13 августа 2014 года по 3 апреля 2020 года), а также квартира с кадастровым номером ***, расположенная по адресу: <адрес>, инвентаризационная стоимость по состоянию на 1 января 2012 года - 539856,58 руб. (с 7 декабря 2010 года по настоящее время).
В соответствии с пунктом 1 статьи 408, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами, срок уплаты налога установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В налоговом уведомлении *** от 28 июня 2019 года исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в отношении квартиры с кадастровым номером *** в размере 3894 руб. (442475 (298767,74 х 1,481) х 0,88% х 12/12), в отношении квартиры с кадастровым номером *** в размере 7036 руб. (799527 (539856,58 х 1,481) х 0,88% х 12/12).
Налоговым органом при расчете налога на имущество применена налоговая ставка 0,88%, поскольку суммарная инвентаризационная стоимость указанных объектов недвижимости, умноженная на коэффициент-дефлятор, составила 1242002 руб.
4 июля 2019 года налоговое уведомление *** от 28 июня 2019 года со сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 года было направлено ответчице заказным письмом по адресу: <адрес>, в связи с чем у неё возникла обязанность по уплате вышеназванных налогов в указанный срок.
Факт направления уведомления подтвержден копией списка заказных писем *** с почтовым штемпелем о принятии корреспонденции, скриншотом АИС Налог-3 ПРОМ, содержащим сведения о номерах документа, реестра и почтовом идентификаторе (л.д.***).
В силу пунктов 3, 4 статьи 75 Кодекса пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налоговым органом произведено начисление пени по правилам статьи 75 Кодекса по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в отношении квартиры с кадастровым номером *** за период с 3 декабря 2019 года по 5 февраля 2020 года в размере 53,16 руб. (10,97 (3894 х 13 х 6,5% / 300) + 42,19 (3894 х 52 х 6,25% /300), в отношении квартиры с кадастровым номером *** за тот же период в размере 96,04 руб. (19,82 (7036 х 13 х 6,5% / 300) + 76,22 (7036 х 52 х 6,25% /300).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с неуплатой налога в установленный срок 10 февраля 2020 года П заказным письмом по адресу регистрации было направлено требование *** по состоянию на 6 февраля 2020 года со сроком уплаты до 31 марта 2020 года.
Факт направления требования подтвержден копией списка заказных писем *** с почтовым штемпелем о принятии корреспонденции, скриншотом АИС Налог-3 ПРОМ, содержащим сведения о номерах документа, реестре и почтовом идентификаторе (л.д.***).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что право на обращение в суд с требованиями о взыскании образовавшейся задолженности у налогового органа возникло со дня истечения срока добровольного исполнения требования *** (такой срок истекал 31 марта 2020 года).
В пределах шестимесячного срока после указанной даты (10 июня 2020 года) налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 10 Индустриального района г.Барнаула за взысканием вышеуказанной задолженности.
14 июня 2020 года мировым судьей названного судебного участка был выдан судебный приказ, который впоследствии отменен определением от 16 июля 2020 года.
В этой связи административный иск 13 января 2021 года подан в предусмотренный налоговым законодательством срок - в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Согласно справке ГУ-УПФР в Индустриальном районе г.Барнаула Алтайского края от 14 июля 2016 года *** П с 26 марта 2015 года установлена страховая пенсия по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
8 июня 2021 года ответчица впервые обратилась в Межрайонную ИФНС России № 14 по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении ей налоговой льготы и перерасчете в связи с этим налога за период с 2015 по 2020 годы.
В письме заместителя начальника инспекции от 10 июня 2021 года *** сообщены суммы налога на имущество, н которые подлежит уменьшению налог: за 2015 год - 4541 руб., за 2016 год - 6314 руб., за 2017 год - 6770 руб., а также об актуализации в случае удовлетворения заявления сумм в карточке расчетов с бюджетом.
Согласно письменным пояснениям административного истца от 4 октября 2021 года *** была предоставлена налоговая льгота в отношении квартиры с кадастровым номером 22:63:030405:827, расположенной по адресу: <адрес>, и произведено уменьшение налога путем счисления сумм такового в отношении данного объекта недвижимости за 2015-2019 годы. Данные сведения согласуются с представленными карточкой расчетов с бюджетом и налоговыми уведомлениями за соответствующие периоды.
Учитывая изложенное, административный истец отказался от требований в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7434,88 руб. (7036 + 398,88), пене, исчисленной на недоимку по налогу на имущество в отношении <адрес>, в размере 96,04 (на сумму недоимки, уменьшенную на налог, исчисленный в отношении квартиры, по которой предоставлена льгота).
Между тем, исходя из того, что недоимка с 2015 по 2018 годы не уплачивалась (в КРСБ отражена уплата 30 января 2020 года в общей сумме 12,5 руб., которая учтена за налоговый период 2014 года, притом что сальдо на дату начисления данного налога 1 октября 2015 года - 10891,75 руб., после чего 2 июля 2018 года было списано 4574,75 руб.).
В этой связи предоставление льготы не повлияло на размер недоимку за 2018 год в отношении второй квартиры.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, районным судом был направлен в службу судебных приставов исполнительный лист по настоящему делу о взыскании указанной в решении суда задолженности.
Согласно ответу судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Барнаула И от 4 октября 2021 года на основании указанного исполнительного листа сентября 2021 было возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении П, в ходе которого со счета последней 28 сентября 2021 года было списано 398,88 руб., 29 сентября 2021 года - 0,09 руб., перечисленные взыскателю Указанный ответ подтверждается копиями платежных поручений, а также карточкой расчетов с бюджетом.
4 октября 2021 года исполнительный документ отозван судом.
При таких обстоятельствах с П подлежит взысканию налог на имущество физических лиц за 2018 год в отношении квартиры с кадастровым номером 22:63:030405:2856 в размере 3495 руб. (3894 - 398,88), а также пени по нему - 53,16 руб.
Общая сумма взыскания составит 3548,16 руб., государственная пошлина - 400 руб., в связи с чем решение подлежит уточнению.
Доводы ответчицы о том, что она не была извещена о времени и месте рассмотрения дела, копию административного искового заявления не получала, судебной коллегией не принимаются, поскольку противоречат материалам дела.
Так, согласно списку заказных писем ***, отчету об отслеживании почтового отправления, ответу АО «Почта России» от 9 марта 2021 года административное исковое заявление 17 декабря 2020 года было направлено административным истцом по адресу регистрации ответчицы и получено 22 декабря 2020 года (л.д.***).
О времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 9 часов 2 июня 2021 года, П была извещена посредством телефонограмм 29 апреля 2021 года, 31 мая 2021 года (л.д.***), что подтверждается также представленными районным судом скриншотами соединений с абонентом в указанные дни. При этом ответчица факты извещения по телефону не отрицала. Кроме того, извещение о времени и месте данного судебного заседания направлялась П заказным письмом по адресу регистрации, однако возвращено по истечении срока хранения.
При таких обстоятельствах извещение ответчицы о времени и месте рассмотрения дела является надлежащим.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю от административного иска к П в части требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7434 рубля 97 копеек, пене по нему за период с 3 декабря 2019 года по 5 февраля 2020 года в размере 96 рублей 4 копейки.
Решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 2 июня 2021 года в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7434 рубля 97 копеек, пене по нему за период с 3 декабря 2019 года по 5 февраля 2020 года в размере 96 рублей 4 копейки отменить, производство по административному делу в данной части прекратить.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу П - без удовлетворения.
Уточнить абзацы 2-4 резолютивной части решения, изложив их в следующей редакции:
«Взыскать с П, проживающей по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 3495 рублей, задолженность по пене по нему за период с 3 декабря 2019 года по 5 февраля 2020 года в сумме 53 рубля 16 копеек, всего взыскать 3548 рублей 16 копеек.
Взыскать с П в доход бюджета муниципального образования город Барнаул государственную пошлину в размере 400 рублей».
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: