Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 05.08.2020 |
Дата решения | 25.08.2020 |
Категория дела | коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и другие) |
Судья | Вегель Анна Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | c602598a-8840-36a1-9551-5edebd434ec1 |
Судья Пчелкина Н.Ю. Дело №33-5600/20(№2-1306/2020)
УИД 22RS0068-01-2020-000324-81
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2020 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Сачкова А.Н., Медведева А.А.,
при секретаре Тенгерековой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального [СКРЫТО] суда города Барнаула Алтайского края от 17 марта 2020 года по делу
по иску прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] города Барнаула Алтайского края в интересах [СКРЫТО] Т. М. к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор [СКРЫТО] [СКРЫТО] города Барнаула обратился с иском в интересах [СКРЫТО] Т.М. к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» (далее УСЗН по г.Барнаулу), в котором просил:
-признать незаконными действия ответчика по прекращению с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в предоставлении [СКРЫТО] Т.М. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категории ветеранов»;
-обязать ответчика возобновить с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ предоставление [СКРЫТО] Т.М. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
-обязать ответчика произвести выплату [СКРЫТО] Т.М. денежных средств в счет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В обоснование иска указал, что [СКРЫТО] Т.М. является ветераном труда Алтайского края и инвалидом *** группы. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истцу предоставлялась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по реестру, сформированному на оснований сведений организаций, осуществляющих начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и сведений сегментов федерального и краевого регистров лиц, имеющих право на государственную и социальную помощь, без истребования документов, по льготному основанию «ветеран труда» на оплату жилого помещения и по льготному основанию «инвалид 2 группы».
С ДД.ММ.ГГ по настоящее время [СКРЫТО] Т.М. выплата ежемесячной денежной компенсации предоставляется только по основанию «инвалид 2 группы», выплата ежемесячной денежной компенсации по основанию «ветеран труда» прекращена на основании ст. 16 Закона Алтайского края от 30.11.2016 № 87-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан».
В собственности [СКРЫТО] Т.М. находится *** доля жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По мнению прокурора, в силу буквального токования положения ст. 6 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» в редакции закона Алтайского края от 30.11.2016 № 87-ЗС, данная норма распространяются на граждан, относящихся к нескольким категориям по законодательству Алтайского края. Следовательно, с ДД.ММ.ГГ право на получение неодинаковых мер социальной поддержки по нескольким основаниям прекратилось у граждан, имеющих именно на основании законодательства Алтайского края два и более льготных основания для получения мер социальной поддержки.
Вместе с тем, [СКРЫТО] Т.М. имеет одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда) и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид). Одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, истец не относится.
Решением Центрального [СКРЫТО] суда г.Барнаула Алтайского края от 17 марта 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены и постановлено.
Признать незаконными действия КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», выразившиеся в прекращении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ предоставления [СКРЫТО] Т. М. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
Обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» предоставить [СКРЫТО] Т. М. меры социальной поддержки путем выплаты денежных средств в счет денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано на ошибочность вывода суда о незаконности действий органа социальной защиты и невозможность суммирования льгот только исключительно предоставляемых по законодательству Алтайского края. Ссылаясь на положения Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закона №122-ФЗ), которым изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, указала на то, что ст.13 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах), ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее Закон об инвалидах) не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Судом при рассмотрении спора применена не подлежащая применению норма части 1 ст.16 Закона Алтайского края от 30.11.2016 №87-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан», закрепившей, что за лицами, которые по состоянию на 31.12.2016 учтены в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и получили меры социальной поддержки Законом Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», сохраняется право на получение мер социальной поддержки в соответствии с указанным законом без учета изменения, внесенных Законом №87-ЗС. [СКРЫТО] Т.М. никогда не была учтена в краевом регистре, поскольку не получала ежемесячную денежную выплату как ветеран труда, ее право на получение компенсации на жилищные услуги как ветерана труда было обусловлено исключительно действовавшими до 01.01.2017 нормами закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица Васильева А.С., представитель ответчика Черникова М.А. на удовлетворении доводов апелляционной жалобы настаивали, прокурор Фомина П.В. возражала против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Т.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, является ветераном труда, что подтверждается удостоверением *** от ДД.ММ.ГГ.
Также [СКРЫТО] Т.М. является инвалидом *** группы, что подтверждается справкой *** *** от ДД.ММ.ГГ.
Материальный истец является собственником *** доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Как инвалид, [СКРЫТО] Т.М. с ДД.ММ.ГГ является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (водоотведение, водоотведение ОДН, горячее водоснабжение (вода, подогрев), горячее водоснабжение ОДН (вода, подогрев), отопление (центр. без ПУ), холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН), в соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как ветеран труда до ДД.ММ.ГГ истец являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (взнос на кап. ремонт, вывоз ТБО, обслуживание общедомовых приборов учета, ремонт и экспл. лифтов, содержание и ТО общего имущества, уборка внутри подъездов), на основании положений Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
По остальным видам коммунальных услуг [СКРЫТО] Т.М. получала ежемесячную денежную компенсацию на основании Закона об инвалидах.
С ДД.ММ.ГГ выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда [СКРЫТО] Т.М. прекращена, в связи с вступлением в силу Закона Алтайского края от 30.11.2016 № 87-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан».
Разрешая исковые требования прокурора в интересах [СКРЫТО] Т.М., суд с учетом положений вышеуказанного законодательства, пришел к выводу о наличии у материального права истца на получение льгот по двум основаниям как ветерана труда и инвалида, в той части, в которой законодательное регулирование по одному из законов предоставляет больше гарантий. Кроме того, вывод суда о наличии у истца права на получение льгот по двум законам основан на том, что как ветеран труда [СКРЫТО] Т.М. является получателем льгот из краевого бюджета, как инвалид из федерального бюджета, тогда как суммирование льгот не допускается в случае их предоставления в рамках Закона о ветеранах.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги.
На основании статей 10, 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах) меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий был принят Закон Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (далее Закон Алтайского края № 61-ЗС).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края № 61-ЗС для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 6 данного закона (в редакции Закона Алтайского края от 30.11.2016 № 87-ЗС) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, суд пришел к верному выводу, что данное ограничение распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям, меры социальной поддержки которым предоставлены законодательством Алтайского края.
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГ истец имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относилась.
Законом Алтайского края от 02.11.2018 № 89-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», вступившим в силу со 02.11.2018, в закон Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» внесены изменения.
Согласно ст. 6 Закона Алтайского края № 61-ЗС в новой редакции гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления истцу компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда со ДД.ММ.ГГ. Получение льготы как инвалидом для [СКРЫТО] Т.М. более выгодно.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит. Доводы жалоб фактически выражают несогласие ответчика и третьего лица с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по делу решения.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального [СКРЫТО] суда города Барнаула Алтайского края от 17 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи