Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 16.05.2014 |
Дата решения | 27.05.2014 |
Категория дела | Прочие из публично-правовых отношений |
Судья | Вегель Анна Александровна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 37dbde98-483a-3715-a14b-bf83159c9f15 |
Судья Любимова И.А. Дело № 33-4373/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2014 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Новиковой Н.В., Вегель А.А.
при секретаре Горской О.В.,
с участием [СКРЫТО] Мацакова С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры на решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 24 февраля 2014 года по делу по иску Алтайского межрайонного природоохранного [СКРЫТО] в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации города Барнаула, администрации Индустриального района города Барнаула и Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Алтай» о признании незаконными бездействия и возложении обязанности произвести действия.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайский межрайонный [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации <адрес> по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов от дома по <адрес>, в городе Барнауле;
- признать незаконным бездействие администрации <адрес> по организации работы по санитарной очистке, по координации работы по вывозу мусора на территории района, определению мест временного хранения бытовых отходов от дома по <адрес>, в городе Барнауле, а также контролю соблюдения Правил благоустройства территории городского округа – <адрес>;
- обязать администрацию <адрес> организовать сбор, вывоз отходов от дома по <адрес>, в городе Барнауле;
- обязать администрацию <адрес> организовать работу по санитарной очистке контейнерной площадке и прилегающей территории во дворе дома по <адрес>, в городе Барнауле;
- обязать ООО «УК Прогресс» обеспечить обустройство и содержание мест временного накопления отходов от дома по <адрес>, в городе Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а именно:
организовать размещение контейнерной площадки по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией <адрес>, другими органами и организациями согласно постановлению *** администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ;
оборудовать контейнерную площадку с твердым покрытием и ограждением;
установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов;
организовать систематический вывоз отходов, не допуская переполнение контейнеров,
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки с выездом на место ДД.ММ.ГГ установлено, что во дворе дома по <адрес>, в городе Барнауле размещено два контейнера, прилегающая территория площадью около 30 кв.м загрязнена твердыми бытовыми отходами, контейнерная площадка не ограждена, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов отсутствуют.
ДД.ММ.ГГ процессуальный истец уточнил иск, предъявив требования к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Алтай» (далее - ООО «ЖКО «Алтай») в связи с тем, что ДД.ММ.ГГ собственники жилого жома по <адрес>, в городе Барнауле заключили с ООО «ЖКО Алтай» договор № М173-11/13 на оказание услуг и выполнение работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию и содержанию многоквартирного дома, просил
- признать незаконным бездействие администрации <адрес> по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов от дома по <адрес>, в городе Барнауле;
- признать незаконным бездействие администрации <адрес> по организации работы по санитарной очистке, по координации работы по вывозу мусора на территории района, определению мест временного хранения бытовых отходов от дома по <адрес>, в городе Барнауле, а также контролю соблюдения Правил благоустройства территории городского округа – <адрес>;
- обязать администрацию <адрес> организовать сбор, вывоз отходов от дома по <адрес>, в городе Барнауле;
- обязать администрацию <адрес> организовать работу по санитарной очистке контейнерной площадки и прилегающей территории во дворе дома по <адрес>, в городе Барнауле;
обязать ООО «Жилищно-коммунальная организация «Алтай» обеспечить обустройство и содержание мест временного накопления отходов от дома по <адрес>, в городе Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а именно:
организовать размещение контейнерной площадки по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией <адрес>, другими органами и организациями согласно постановлению *** администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ;
оборудовать контейнерную площадку с твердым покрытием и ограждением;
установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов;
организовать систематический вывоз отходов, не допуская переполнение контейнеров.
ДД.ММ.ГГ процессуальный истец отказался от исковых требований, предъявленных к ООО «УК Прогресс», отказ истца от иска принят судом ДД.ММ.ГГ.
Решением Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований к ООО «ЖКО «Алтай» - об обеспечении содержания мест временного хранения отходов по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства и принять новое об удовлетворении заявленных требований в указанной части, ссылаясь на непринятие судом во внимание пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», согласно которому размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Суду представлялась информация из администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** о том, что разрешение на размещение контейнерной площадки во дворе дома по <адрес>, в <адрес> не выдавалось, акт согласования отсутствует. Из представленных сведений Управления Роспротребнадзора по Алтайскому краю также следует, что Управлением размещение контейнерной площадки во дворе многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> не согласовывалось. Организацией, уполномоченной организовать содержание контейнерной площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе согласование ее месторасположения, является ООО «ЖКО «Алтай». Отсутствие согласования с уполномоченными органами влечет незаконное размещение контейнерной площадки; суд сделал неправомерный вывод о том, что согласование размещения не требуется, поскольку дом сдан в эксплуатацию в 1973 году, контейнерная площадка организована до определения порядка размещения мест временного хранения отходов, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ №3043, поскольку в силу п. 30.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Министерством коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГ, введенных в действие с ДД.ММ.ГГ, установлено, что при размещении мусоросборников необходимо соблюдать требование о согласовании с организациями санитарного надзора и санитарной очистки города мест установки мусоросборников; кроме того, судом не принято во внимание доказательство ненадлежащего содержания прилегающей территории и контейнерной площадки - акт проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГ, по причине составления его в одностороннем порядке, без уведомления представителей управляющей компании. Однако действующим законодательством на сотрудников органов прокуратуры не возложена обязанность по уведомлению юридических лиц о начале проведения проверки; обязанности ООО «ЖКО «Алтай» по надлежащему содержанию мест временного хранения отходов и до настоящего времени не исполняются; суд сделал вывод о соблюдении требований при размещении контейнерной площадки на расстоянии 22 метров от многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> без проведения замеров расстояния; суд не принял во внимание, что в ходе повторной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГ, то есть до вынесения решения судом, должностным лицом Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры подтвержден факт отсутствия окраски контейнеров, маркировок с наименованием владельца на 3 из 4 контейнерах.
В возражениях на апелляционную жалобу директор ООО «ЖКО «Алтай» В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики ООО «ЖКО «Алтай», администрация <адрес> в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении апелляционной жалобы, судебная коллегия рассматривает дело в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацииг, выслушав Алтайского межрайонного природоохранного [СКРЫТО] М., настаивавшего на удовлетворении апелляционного представления, представителя Роспотребнадзора Н., представителя администрации <адрес> П., поддержавших доводы представления, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости частичной отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.п. 2.1.4, 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690), утв. Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР ДД.ММ.ГГ №4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих санитарных правил. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Решением Барнаульской городской Думы *** от ДД.ММ.ГГ утверждены Правила благоустройства городского округа – <адрес>, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
С целью организации регулярной очистки территории городского округа – <адрес> от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями нормативных правовых актов в области обращения с отходами, решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ №349, в пределах, предоставленных полномочий, утвержден «Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах <адрес>».
В соответствии с п. 2.4 указанного Порядка товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации оборудуют объекты накопления отходов в жилищном фонде по согласованию с администрациями районов; обеспечивают санитарную уборку контейнеров, их своевременный ремонт и замену; обеспечивают надлежащее санитарное состояние контейнерных площадок и специальных площадок для крупногабаритных отходов без переполнения контейнеров и загрязнения территории; заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз отходов, контролируют выполнение данных договоров, включая контроль за выполнением графика сбора и вывоза отходов; ведут в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, учет образовавшихся, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных от лица населения отходов; исполняют другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Порядком.
Согласно п. 3.11 Порядка контейнерные площадки должны быть очищены от отходов и содержаться владельцами контейнерной площадки, домовладельцами, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, либо специализированными организациями, осуществляющими вывоз мусора, в чистоте и порядке.
В силу п. 7.5 Правил благоустройства территории городского округа – <адрес>, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ №110, сбор и вывоз отходов в зоне застройки многоквартирными домами осуществляется на основании договоров на вывоз мусора, заключенных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, со специализированными организациями, либо лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, самостоятельно при условии приобретения ими талонов для утилизации отходов на городском полигоне твердых бытовых отходов. Согласно п. 2.2.10. СанПиН 42-128-4690-88 ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом.
Исходя из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 491, обеспечение сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, и осуществляется управляющей организацией путем обустройства специальных мест (площадок) для накопления (временного складирования) отходов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что ответственность за надлежащее содержание контейнерной площадки, оборудование объектов накопления отходов, обеспечение санитарной уборки контейнеров, их своевременного ремонта и замены, за выполнением графика сбора и вывоза отходов должна быть возложена на организацию, обслуживающую многоквартирный дом по адресу: <адрес>.
При рассмотрении дела судом установлено, что собственниками помещений многоквартирного жилого дома по <адрес>, в городе Барнауле выбран способ непосредственного управления жилым домом, что подтверждается протоколом *** внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГ /л.д. 74/.
ДД.ММ.ГГ представителем собственников жилого дома с ООО «ЖКО «Алтай» заключен договор оказания услуг и выполнение работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, содержанию и ремонту дома с ДД.ММ.ГГ.
ООО «ЖКО «Алтай», оказывая услуги, в числе прочих и по содержанию многоквартирного дома, заключил со специализированными организациями договоры на оказание услуг по вывозу (удалению) и утилизации (захоронению) отходов IV- V класса опасности (твердых бытовых отходов) и ТБО, т.е. вывоз мусора от <адрес> организован и производится ежедневно.
Вместе с тем, из акта проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГ следует, что во дворе дома по <адрес>, в городе Барнауле размещено два контейнера, прилегающая территория площадью около 30 кв.м загрязнена твердыми бытовыми отходами, контейнерная площадка не ограждена, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов отсутствуют(л.д.12).
Согласно акту проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГ на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес> расположены 4 контейнера, которые на момент проверки переполнены. Прилегающая территория около 30 кв.м загрязнена твердыми бытовыми отходами. На контейнерной площадке отсутствуют информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, графика вывоза твердых бытовых отходов.
В соответствии с актом проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГ на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес> расположены 4 контейнера, которые на момент проверки заполнены на 1/3. Один из четырех контейнеров окрашен. Остальные не имеют лакокрасочного покрытия. Контейнерная площадка с трех сторон ограждена металлическими листами. С внутренней стороны ограждения имеется информационный аншлаг, представляющий собой щит размером 55 см на 45 см. Щит прикреплен к металлическим листам при помощи проволоки и легко снимается.
Таким образом, ООО «ЖКО «Алтай» на момент спора в суде не были в полном объеме выполнены требования п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от ДД.ММ.ГГ *** согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5, требования п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно, п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В нарушение приведенных положений площадка во дворе дома по <адрес> в <адрес> для размещения контейнеров для сбора отходов не оборудована в соответствии с требованиями законодательства.
С учетом изложенного вывод суда том, что контейнерная площадка установлена с соблюдение требований закона, расположена на определенном законом расстоянии, оборудована надлежащим образом, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований, не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия принимает также во внимание то, что согласно актам проверки соблюдения природоохранного законодательства от 28 марта 2014 года, от 21 мая 2014 года ООО «ЖКО «Алтай» не устранены нарушения п.8.2.4, п. 8.2.5, п. 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемилогоческие требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года №64, п. 2.2.1, п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690), утв. Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР 05 августа 1988 года №4690-88.
Более того, судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о том, что в данном случае не требуется согласования мест временного хранения отходов, в связи с тем, что контейнерная площадка организована до определения Порядка размещения временного хранения отходов, утвержденного постановлением администрации города Барнаула №3043 от 30 октября 2006 года, поскольку в соответствии с п. 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690), утв. Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР ДД.ММ.ГГ *** размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями, а согласно п. 2.3.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах <адрес>, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ №349, администрации районов города определяют места временного хранения бытовых отходов для их производителей в порядке, установленном постановлением администрации города. Ранее действующим законодательством также была предусмотрена обязанность по согласованию размещения мест временного хранения отходов.
Вместе с тем, как следует из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** разрешение на размещение контейнерной площадки во дворе дома по <адрес> в <адрес> не выдавалось, акт согласования отсутствует.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ООО «ЖКО «Алтай» не обеспечило обустройство и содержание мест временного накопления отходов от дома по <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а именно до настоящего времени не согласовано размещение контейнерной площадки с уполномоченными органами, контейнерная площадка не оборудована твердым покрытием и ограждением, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов установлены ненадлежащим способом, не организован систематический вывоз отходов.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований Алтайского межрайонного природоохранного [СКРЫТО] к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Алтай» подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ отменить в части отказа в удовлетворении требований Алтайского межрайонного природоохранного [СКРЫТО] в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Алтай», принять новое решение, которым исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного [СКРЫТО] в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить в указанной части.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Алтай» обязанность обеспечить обустройство и содержание мест временного накопления отходов от дома по <адрес>, в городе Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а именно:
организовать размещение контейнерной площадки по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией Индустриального района города Барнаула, другими органами и организациями;
оборудовать контейнерную площадку с твердым покрытием и ограждением;
установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов;
организовать систематический вывоз отходов, не допуская переполнение контейнеров.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи