Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Алтайский краевой суд (Алтайский край) |
Дата поступления | 11.05.2021 |
Дата решения | 09.06.2021 |
Категория дела | Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений |
Судья | Сухарева Светлана Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | db366d89-1aa8-37ff-9ad5-e3bbc33ac7bb |
Судья Бабаскина Н.В. Дело № 33-4036/2021 (2-429/2021)
УИД 22RS0067-01-2020-004429-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июня 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Диденко О.В., Сухаревой С.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истцов [СКРЫТО] Натальи Вячеславовны, [СКРЫТО] Ксении Викторовны, [СКРЫТО] Татьяны Викторовны на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 марта 2021 года по делу по иску [СКРЫТО] Натальи Вячеславовны, [СКРЫТО] Ксении Викторовны, [СКРЫТО] Татьяны Викторовны к МБОУ «Гимназия №40» города Барнаула о признании приказа незаконным в части, возложении обязанности обеспечить образовательный процесс по очной форме обучения, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Н.В., [СКРЫТО] К.В., [СКРЫТО] Т.В. являются родителями учащихся МБОУ г. Барнаула «Гимназия№40» города Барнаула.
12.08.2020 директором МБОУ «Гимназия №40» города Барнаула издан приказ №224а-р «Об утверждении режима работы МБОУ «Гимназия №40» на 2020/2021 учебный год в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», Уставом МБОУ «Гимназия №40», в соответствии с постановлением главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», на основании Положения об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МБОУ «Гимназия №40» города Барнаула для сохранения здоровья учащихся и сотрудников, успешного овладения учебным материалом.
Согласно пункту 3.5 Приказа принято решение реализовать образовательные программы по родному языку (русскому), родной литературе (русской), астрономии, изобразительному искусству (6-8 классы), ОРКСЭ, ОБЖ, предметным курсам, курсам внеурочной деятельности и индивидуальным проектам в Гимназии с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (п.3.4).
Полагая, что указанным приказом нарушаются права детей на получение образования в очной форме, ограничивается доступ детей к образовательным программам, получению образования с использованием бумажных носителей, получению оценок с использованием печатных учебников, тетрадей, проведению занятий и получению образования непосредственно в классах по очной форме обучения, ссылаясь на положения ст. ст. 28, 44 Федерального закона «Об образовании в РФ», ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», СанПиН2.2.2/2.4.1340-03, ст. 151 Гражданского кодекс Российской Федерации, [СКРЫТО] Н.В., [СКРЫТО] К.В., [СКРЫТО] Т.В. обратились в суд с иском, в котором с учетом уточнения требований, просили признать незаконным приказ директора МБОУ «Гимназия №40» №224а-р от 12.08.2020 в части, а именно: п.3.5 о реализации образовательных программ по родному языку (русскому), родной литературе (русской), астрономии, изобразительному искусству (6-8 классы), ОРКСЭ, ОБЖ, предметным курсам, курсам внеурочной деятельности и индивидуальным проектам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; возложить обязанность на МБОУ «Гимназия №40» обеспечить образовательный процесс и представить обучение учащимся по очной форме обучения в здании гимназии по всем образовательным программам с соблюдением санитарных норм и правил; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. в пользу каждого истца.
Представители ответчик и третьего лица Комитета по образованию города Барнаула в суде первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что приказ в оспариваемой истцами части не противоречит ФЗ «Об образовании в РФ», позволяющему использовать при реализации образовательных программ различные образовательные технологии, в том числе, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, учащиеся гимназии получают обучение по очной форме, заочное обучение в образовательном учреждении не предусмотрено. Однако на период неблагоприятной эпидемиологической обстановки некоторые предметы велись с использованием дистанционных технологий, что не отразилось на качестве образовательных услуг. Издание приказа не связано с участием МБОУ «Гимназия №40» в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» и не является предпосылкой перехода на заочную форму обучения или на полный переход на дистанционное обучение.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 марта 2021 года исковые требования [СКРЫТО] Н.В., [СКРЫТО] К.В., [СКРЫТО] Т.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы просят об отмене решения суда.
В обоснование жалобы указывают на то, что судом при вынесении решения не дана оценка наличию объективных правовых оснований для издания приказа ответчика об изменении очной формы образования на дистанционную (заочную), суд не выяснил, является ли издание приказа о переходе на дистанционное обучение по некоторым предметам последствием участия ответчика в эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды в образовательном учреждении или причиной является неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в г. Барнауле.
Судом не учтено отсутствие доказательств наличия объективных причин для перехода на дистанционную форму обучения;
отсутствие лицензии;
отсутствие доказательств соблюдения прав истцов на получение очной формы образования;
соблюдения прав учащихся на охрану персональных данных; на получение образования без использования мессенджеров (Ватссап, Озон и др.) и социальный сетей, не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности и не несущих ответственности за использование персональных данных детей;
не дана оценка отсутствию согласия родителей на обучение детей дистанционно и участие их в образовательном эксперименте по применению к ним моделей цифрового обучения;
не дана оценка показаниям свидетелей, которые подтвердили применение в процессе обучения цифровых технологий с использованием социальных сетей, а также намерение дальнейшего использования дистанционного цифрового обучения в образовательном процессе; в решении показания свидетелей не отражены.
В основу судебного решения положены отзывы ответчика и третьего лица без установления настоящей причины перевода на дистанционное обучение.
Между тем, авторы жалобы обращают внимание на то, что оспариваемый приказ директора гимназии по форме и содержанию не соответствует позиции Минпросвещения, изложенной в Рекомендациях о возможных сценариях развития эпидемиологической ситуации в учебном году и рекомендуемых возможных формах обучения и не зависит от наличия эпидемиологической обстановки в г. Барнауле. В связи с чем полагают, что приказ издавался с целью участия в эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды (далее-ЦОС), что фактически подтверждается отзывами ответчика, показаниями свидетелей, однако суд не выяснил, издавался ли директором отдельный приказ о внедрении ЦОС, было ли получено согласие родителей и в какой форме.
В данном случае суд должен был выяснить соответствие перевода на ЦОС действующему законодательству и соблюдение прав истцов, выводы об этом изложить в решении.
По мнению авторов жалобы, судом не установлены фактические обстоятельства и причины издания оспариваемого приказа, в связи с чем суд в мотивировочной части производит подмену понятий перевода на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой и в связи с внедрением ЦОС, не разрешив требования по заявленному предмету иска.
Судом не дана оценка обязанности ответчика обеспечить соблюдение прав истцов при использовании любых платформ цифрового обучения с использованием социальных сетей, прав на получение образования исключительно в очной форме, право на выбор формы обучения детей.
Решение суда не обеспечивает предоставленные истцам гарантии на получение бесплатного среднего образования в очной форме.
В дополнительной апелляционной жалобе истцы указывают на то, что судом первой инстанции принято решение на основании приказов и писем федеральных и региональных органов власти и локальных актов ответчика с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц, не проведены доводы истцов о нарушении прав детей на доступ к бесплатному образованию по очной форме обучения; не проверены полномочия ответчика о переводе детей на дистанционное обучение без согласия родителей.
Приказа о внедрении ЦОС в Гимназии не издавалось, ссылка суда о наличии права ответчика применять ЦОС не соответствует закону, поскольку не получено согласие на это родителей учащихся, что подтверждается письмом Министра образования Алтайского края от 29.03.2021 по жалобе истцов.
Не смотря на то, что в Гимназии восстановлен процесс очного обучения, в период с 01.09.2020 по 31.12.2020 имело место нарушение прав учащихся, в связи с чем имеются основания для взыскания с ответчиков компенсации морального вреда за причинение истцам нравственных страданий.
Авторы жалобы ссылаются на ограничение доступа истцов к правосудию в связи с длительным нахождением материалов дела без рассмотрения при оставлении искового заявления без движения по причине неуплаты государственной пошлины, а также в связи с необоснованным привлечением к участию в деле третьего лица.
Судом не проверены полномочия ответчика на переход на заочную форму обучения, к которой, по мнению авторов жалобы, относится обучение с использованием дистанционного обучения и электронного обучения. Отказ родителей от дистанционного обучения был представлены в суд, однако данным обстоятельствам судом не дана оценка.
Ссылаются на нарушения прав детей, вынужденных выполнять домашнее задание только с применением мобильных телефонов в вечернее время ввиду отсутствия компьютеров.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы [СКРЫТО] К.В., [СКРЫТО] Н.В., представитель истцов Алексеева Е.Г. апелляционную жалобу и дополнение к ней поддержали в полном объеме. Истцы дополнительно пояснили о неудобствах самостоятельного выполнения детьми задания педагогов в электронном виде, на ухудшение зрения у детей по причине длительной работы за компьютером и в мобильном телефоне, необходимость траты времени родителям на оказание помощи детям в выполнении заданий по электронным ссылкам в информационных системах Интернет.
Представители ответчика Овсиевский А.Г., представитель третьего лица Комитета по образования города Барнаула –Шашова Т.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы истцов, просили решение суда оставить без изменения. Дополнительно суду пояснили, что в связи с вынужденной мерой перехода на пятидневную учебную неделю в связи с ограничениями в стране был введен учебный процесс с применением дистанционного обучения и электронных технологий по указанным в приказе дисциплинам до января 2021 года. Обучение проходило по рекомендации федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей от 12.08.2020, Министерства просвещения РФ. При этом учащимся, у которых имелись трудности с оргтехникой, гимназия оказывала помощь путем обеспечения такой техники, очное обучение в гимназии не отменялось, гимназия не переходила на дистанционное обучение, занятия во всех классах проводились очно по расписанию, домашнее задание, подготовку к урокам дети выполняли самостоятельно с использованием электронных ссылок, а также по некоторым предметам в старших классах проводились уроки дистанционно, на качестве образования указанные методы не отразились. Школы Алтайского края, включая Гимназию №40, в учебном 2020-2021 году не принимали участие в эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено, что [СКРЫТО] Н.В., [СКРЫТО] К.В., [СКРЫТО] Т.В. являются родителями учащихся МБОУ г. Барнаула «Гимназия№40» [СКРЫТО] А.А., *** года рождения, (4В класс), [СКРЫТО] С.В., *** года рождения, (3В класс), [СКРЫТО] Д.В., *** года рождения, (10Б класс).
Приказом директора МБОУ «Гимназия №40» №224а-р Овсиевского А.Г. от 12.08.2020 принято решение реализовать образовательные программы по родному языку (русскому), родной литературе (русской), астрономии, изобразительному искусству (6-8 классы), ОРКСЭ, ОБЖ, предметным курсам, курсам внеурочной деятельности и индивидуальным проектам в Гимназии с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (п.3.4).
Приказом директора МБОУ «Гимназия №40» №31-р от 30.01.2021 утвержден режим работы «Гимназия №40» на 2020/2021 учебный год, которым отменена реализация образовательных программ по родному языку (русскому), родной литературе (русской), астрономии, изобразительному искусству (6-8 классы), ОРКСЭ, ОБЖ, предметным курсам, курсам внеурочной деятельности и индивидуальным проектам в Гимназии с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Истцы, указывая на несоответствие пункта 3.5 Приказа от 12.08.2020 Федеральному закону «Об образовании», ссылались на нарушение прав их несовершеннолетних детей на доступ к получению бесплатного образования в форме очного обучения в общеобразовательном учреждении путем перевода на дистанционное обучение с применением электронных технологий, что причинило истцам нравственные страдания.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», применив Приказ Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № 103, «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816, Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Устав, локальные нормативные акты Гимназии, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что издавая приказ в оспариваемой части, руководитель МБОУ «Гимназия №40» действовал в рамках своих полномочий по реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом действующих санитарных норм и правил в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекцией, выполняя возложенные на образовательное учреждение обязанности по созданию безопасных условий обучения на период пандемии, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья обучающихся, а также работников образовательной организации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагая, что принимая решение по делу, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценил доказательства с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, установив отсутствие нарушений прав истцов, пришел к обоснованному выводу об отказе в иске.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, являются предметом регулирования Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" согласно ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона (далее - Закон об образовании).
В ст. 2 Закона об образовании закреплены основные понятия :
обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;
образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Основными принципами образования являются свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (ст. 3 Закона об образовании).
Статьей 17 Закона об образовании в Российской Федерации определены формы получения образования и формы обучения.
Так, образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Содержание образования на базе общего начального, профессионального определяют образовательные программы (ст. 12 Закона об образовании).
Статьей 13 Закона об образовании определено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Согласно ст. 16 Закона об образовании ири реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статьей 28 Закона об образовании определены компетенция, права и обязанности образовательной организации.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом. В частности, данными нормативными актами устанавливаются организация и осуществление образовательной деятельности, режим занятий обучающихся.
При принятии локальных актов, затрагивающих права обучающихся и работников организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.
Нормы, ухудшающие положение обучающихся по сравнению с установленным законодательством об образовании либо принятые в нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией (ст. 30 Закона об образовании).
Из приведенных в совокупности базовых норм Закона об образовании следует, что в Российской Федерации каждый гражданин по желанию и своему выбору может получить образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очной, заочной, очно-заочной формах.
Каждая форма образования представляет собой реализацию образовательных программ, при получении основного общего образования – образовательных программ начального общего образования, основного общего образования.
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим законом.
Способом реализации образовательных программ являются, в том числе: дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
При этом образовательная организация наделена самостоятельностью в процессе реализации образовательных программ, которые являются обязательными в процессе обучения, а также в применении установленных стандартами способов реализации учебных программ, что означает отсутствие обязанности на получение согласия у каждого обучающегося на применение конкретных способов реализации учебных программ, за исключением установленных компетентными органами противопоказаний по состоянию здоровья обучающегося.
Кроме того, применение использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения, относится к основным функциям образовательной организации в силу прямого указания закона.
Более того, применение образовательными учреждениями дистанционных образовательных технологий, электронного обучения регламентировано Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В частности, применение указанных методов реализации учебных программ предусмотрено при всех формах обучения (п. 3).
Из изложенного, следует, что само по себе применение образовательной организацией в процессе осуществления образовательного процесса дистанционных образовательных технологий и электронного обучения не свидетельствует о применении исключительно заочной формы обучения, поскольку указанные способы и технологии обучения могут применяться при всех формах обучения.
Доводы жалобы о переходе образовательной организации МБОУ «Гимназия №40» без согласия родителей учащихся на заочную форму обучения на основании п. 3.5 Приказа от 12.08.2020 в связи с применением по отдельным учебным дисциплинам дистанционных технологий обучения и электронного обучения противоречат приведенным выше положениям федерального закона, а также установленным по делу обстоятельствам.
Из содержания Приказа от 12.08.2020 № 224а-р, состоящего из 20 пунктов, следует, что режим работы образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год установлен в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на основании Положения об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия№40» города Барнаула для сохранения здоровья учащихся и сотрудников, успешного овладения учебным материалом.
На уровне МБОУ «Гимназия №40» разработано и принято Положение о дистанционном обучении в МБОУ «Гимназия №40» от 19.03.2020, в соответствии с которым использование дистанционных технологий при освоении образовательных программ в первую очередь нацелено на следующих категорий обучающихся: обучающихся, длительное время отсутствующих в гимназии по болезни либо имеющих соответствующее медицинское заключение; на обучающихся с ограниченными возможностями; совмещающих освоение образовательной программы среднего общего образования с подготовкой в вуз; ограничения посещения обучающихся учебного заведения в связи с природными или социальными катаклизмами (низкая температура воздуха, карантин и др.)
Указанное Положение не содержит указание о применении дистанционных технологий обучения и электронного обучения в связи с изменением формы обучения гимназии на заочную или очно-заочную.
Кроме того, согласно Приложениям №№1-3 к приказу от 12.08.2020 разработаны и утверждены с 1 по 11 классы расписания занятий и звонков на весь учебный год, что также опровергает доводы жалобы о переходе образовательной организации на заочную форму обучения.
Из показаний допрошенной в качестве свидетеля учителя 4 «В» класса Аладинской В.В. следует, что домашнее задание по всем предметам ученики получают непосредственно во время урока и записывают его в дневники, это же домашнее задание дублируется в электронном дневнике.
При этом ведение электронного дневника, как следует из материалов дела, введено в гимназии задолго до издания оспариваемого приказа, его ведение с использованием информационной системы не противоречит действующему законодательству.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не установлены основания для издания приказа об изменении режима учебного процесса опровергаются мотивировочной частью судебного акта, в котором судом сделан вывод об отсутствии нарушений закона ответчиком, наличии оснований для установлении указанного в приказе режима обучения в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
Доводы о том, что в спорный период не принималось решений о карантинных мероприятиях в г. Барнауле подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам.
Как верно указано в решении суда первой инстанции, в силу статьи 11 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.3 ст.39 Закона).
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией признается, в том числе, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Под предупреждением чрезвычайных ситуаций в силу части 2 данной статьи понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30.01.2020 эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11.03.2020 ситуация признана пандемией. Информация о таком решении является общеизвестной, его содержание размещено в общем доступе сети «Интернет», а также опубликовано в других средствах массовой информации.
В связи с указанной ситуацией Приказом Министерства просвещения
РФ от 17.03.2020 N103 "Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" (далее Приказ №103) определено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ применяют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.09.2017).
Руководителям образовательных организаций рекомендовано при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ (далее совместно - образовательные программы) предусмотреть : организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде; использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приказ №103).
Для организации указанных мероприятий образовательными организациями разработаны Методические рекомендации реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и доведены до сведения образовательных организаций путем направления Письма Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 NГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций", где указано, что образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
-разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;
-формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
-информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;
-обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 названного выше федерального закона).
Таким образом, по делу установлено, что оспариваемый Приказ от 12.08.2020 принят во исполнение приведенных положений и предписаний органов исполнительной власти РФ в области образования в пределах компетенции образовательной организации, а также во исполнение обязанности по созданию безопасных условий для обучающихся и работников организации на период пандемии, предотвращения заражения учащимися и работниками гимназии коронавирусной инфекцией.
Кроме того, в спорный период продолжали действовать ограничительные меры, установленные на территории РФ.
Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. был объявлен нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы, который продлен соответствующими Указами до 11 мая 2020 г.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 2 названного Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений этого Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, к числу которых в первую очередь отнесено приостановление (ограничение) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 упомянутого Указа.
В пункте 5 указано на возможность распространения настоящего Указа на образовательные организации.
Во исполнение переданных Президентом РФ полномочий по вопросу организации указанных мероприятий субъектам РФ Указом Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44 «Об отдельных по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (в редакции Указов от 06.04.2020 №50, от 07.04.2020 №53, №59, от 24.04.2020 №66, от 29.04.2020 №70), с марта 2020 года были введены ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекции непосредственно на территории Алтайского края.
Организация деятельности образовательных учреждений в период пандемии определена принятыми приведенными ранее нормативными актами органов исполнительной власти РФ в области образования.
Вопреки доводам жалобы, установленный в п. 3.5 Приказа от 12.08.2020 режим образовательного процесса имел временный характер, установлен с целью выполнения рекомендаций по обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся, а не по иным причинам, включая участие гимназии в эксперименте по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды.
Ссылка в решении суда первой инстанции на наличие такой программы и включение гимназии в федеральный проект «Цифровая образовательная среда» не свидетельствует об обратном. В частности, в самом Приказе от 12.08.2020 цель его издания конкретно определена и не связана с участием гимназии в указанном проекте.
Кроме того, Приказом директора МБОУ «Гимназия №40» от 30.01.2021 «Об утверждении режима работы МБОУ «Гимназия №40» на 2020/2021 учебный год» изменен режим работы учебного заведения, занятия организованы в две смены. Указанным приказом не предусмотрена реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных программ по каким-либо предметам, что подтверждает доводы ответчика о временном введении оспариваемого истцами режима обучения.
В связи с указанным, приобщенное по ходатайству истцов в суде апелляционной инстанции письмо Министра образования Алтайского края от 29.03.2021 о порядке участия школ в эксперименте по внедрению цифровой образовательной сети не свидетельствует о нарушении права истцов оспариваемым пунктом приказа, поскольку основанием для издания приказа участие гимназии в эксперименте не являлось.
Подлежат отклонению и доводы жалобы о нарушении ответчиком прав учащихся применением в спорный период (с сентября по декабрь 2020 года) информационных и коммуникационных технологий с использованием соответствующих мессенджеров.
Согласно п. 5 ст. 16 Закона об образовании при осуществлении образовательного процесса и реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
В соответствии с пунктами 7, 9 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникативную сеть «Интернет».
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведет учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и /или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона РФ «О персональных данных».
В период действия оспариваемого пункта приказа письмом Министерства просвещения РФ от 16.11.2020 №ГД-2072/30 в приложении 2 указаны платформы для использования онлайн-занятий. В данном перечне имеются платформы Skaype и Zoom. Письмом комитета по образованию города Барнаула от 2331-и от 13.11.2020 рекомендованы к использованию электронные образовательные платформы/сервисы, которые размещены на сайте distant.22edu.ru.
Таким образом, осуществление в образовательной организации дистанционных технологий обучения с использованием образовательных платформ/сервисов, а также выход учителя для дистанционных занятий в режим системы онлайн не противоречит положениям Закона об образовании, нормативным актам органов исполнительной власти в области образования, приведенным рекомендациям.
При этом образовательная организация в процессе применения указанных методов реализации учебных программ обязана соблюдать требования законодательства о персональных данных.
В силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные и оспариваемые права.
В соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона по делу обязана представить суду доказательства в подтверждение своих требований и возражений.
Между тем, истцами не представлено суду относимых, допустимых и достаточных доказательств нарушения прав их несовершеннолетних детей, а также истцов пунктом 3.5 Приказа МБОУ «Гимназия №40» от 12.08.2020, которые бы являлись основанием для признания указанного пункта приказа незаконным.
Доводы истцов в суде первой и апелляционной инстанции о том, что использование дистанционного процесса обучения и электронного обучения создавали трудности в ознакомлении детей с учебным материалом по причине отсутствия навыков пользования ссылками в информационных системах, отсутствие удобной для обучения оргтехники, траты истцами времени на оказание помощи детям при выполнении домашнего задания сами по себе не свидетельствуют о незаконности приказа в указанной части.
В частности, истцами не представлено доказательств невозможности участия детей в учебном процессе, снижения качества обучения, наличия неудовлетворительных оценок по причине использования указанных методов учебного процесса, нарушения ответчиком требований законодательства о персональных данных, причинения вреда здоровью учащимся.
Материалами дела, в том чиле, показаниями допрошенных в качестве свидетелей педагогов гимназии Калининой О.В. (учитель физики и астрономии в 10 классе), Аладинской В.В. (учитель начальных классов) установлено, что непосредственное обучение детей в классах не прекращалось, учащиеся и их родители не были полностью ограничены в общении с педагогами, применение по некоторым предметам форм дистанционного обучения в виде электронных заданий, проведение онлайн-занятий в 10 классе по астрономии на качество обучения учащихся, включая детей истцов, не повлияло. При этом учащийся 10 «Б» класса [СКРЫТО] посещал очные занятия, принимал участие в дистанционных занятиях, с возражениями о проведении дистанционных занятий ни ученик, ни его родители к педагогу не обращались.
Согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей; обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования; родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения детьми образования.
Аналогичные положения закреплены в ст. 44 Закона об образовании.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.
В данном случае, истцы, обеспечив обучение несовершеннолетних детей в муниципальном образовательном учреждении, реализовали свое родительское право на выбор формы получения образования их детьми в образовательной организации по очной форме обучения, а оказание помощи ребенку в процессе обучения относится к их родительским обязанностям.
Поскольку факты перехода образовательной организации на заочную форму обучения, участия образовательной организации в федеральном эксперименте по внедрению ЦОС, для чего необходимо получение согласия родителей несовершеннолетних учащихся, по делу не нашли своего подтверждения, а применение образовательной организацией разрешенных законом способов и методов реализации учебных программ в процессе очной формы обучения относится к исключительной компетенции образовательной организации, при отсутствии доказательств нарушения прав учащихся в процессе реализации ответчиком учебных программ в спорный период, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку требование о взыскании компенсации морального вреда носит производный характер от требования об оспаривании приказа, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истцов компенсации морального вреда.
Вопреки доводам жалобы оставление судом искового заявления без движения и привлечение к участию в деле третьих лиц предусмотрено положениями ст.ст. 131,132, 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не свидетельствует о нарушении прав истцов, влекущих отмену судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба также не содержит, а поэтому удовлетворению не подлежит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов [СКРЫТО] Натальи Вячеславовны, [СКРЫТО] Ксении Викторовны, [СКРЫТО] Татьяны Викторовны приходите– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: