Дело № 33-1824/2022, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Алтайский краевой суд (Алтайский край)
Дата поступления 17.02.2022
Дата решения 16.03.2022
Категория дела Иные споры, связанные с предоставлением социальных пособий, компенсационных выплат, денежных субсидий (в т.ч. право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом)
Судья Аман Алексей Яковлевич
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 98fe6f91-2592-380e-8df4-9210f29c3352
Стороны по делу
Истец
*********** *.*.
* ***** ********* * * ********* *****. ************ *.*.
****** *.*.
Ответчик
************* ******** ****** ********** ****
************* **************** ********** ******** ****** ********** ****
******* ********** *** ****** ** ********** ****
** *** ** ********** ****
************ ********** *** ********** *********
************ ************* * *******-************* ********* ********** ****
************ ******** ********** ****
************ ******** **
************* ********** ****
************* ************* ** ******** ******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Фоменко Г.В. Дело *** (***)

УИД 22RS0***-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего Белодеденко И.Г.,

судей Алешко О.Б., Амана А.Я.,

при секретаре Макушкиной Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Бийского районного суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ по делу

по иску [СКРЫТО] Ю. С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних [СКРЫТО] С. С., [СКРЫТО] К. Е. к администрации <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО], Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации, Министерству [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГУ МЧС России по Алтайскому краю, администрации Малоугреневского сельсовета <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО], Главному управлению МВД России по Алтайскому краю, Министерству Внутренних дел Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.

Заслушав доклад судьи Амана А.Я., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

[СКРЫТО] К.Е., [СКРЫТО] Ю.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней [СКРЫТО] С.С., обратились в суд с иском к администрации <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.

В обоснование требований указали, что истцы проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО], которое приобретено ими ДД.ММ.ГГ по договору купли-продажи на средства материнского капитала и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Постановлением администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ *** на территории [СКРЫТО], в том числе <адрес> в связи с обильными осадками, значительным повышением уровня воды в реках, превышением критических отметок уровня воды в реках был введен режим чрезвычайной ситуации. Принадлежащий им жилой дом находился в зоне подтопления во время весенне-летнего паводка 2014 года. Техническим заключением ООО «Промгражданпроект» от ДД.ММ.ГГ *** жилой дом признан аварийным, непригодным для проживания, подлежащим сносу. Межведомственной комиссией жилой дом также был признан непригодным для проживания. В связи с утратой жилого помещения истцы обратились через администрацию <адрес> в Главное управление строительства, транспорта и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО] с заявлением о включении в список на получение государственного жилищного сертификата, приложив необходимый пакет документов. Решением администрации <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] истцы были включены в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата. Однако, как стало известно из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО] (далее – Минстрой [СКРЫТО] [СКРЫТО]) от ДД.ММ.ГГ, письмом Главного управления строительства, транспорта и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ документы истцов были возвращены по причине несоответствия требованиям федерального законодательства, а именно указано, что часть домов находилась в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации; одновременно даны рекомендации о включении дома истцов в список домов, требующих проведения капитального ремонта. Отказ от включения в список на получение государственного жилищного сертификата ни от Минстроя [СКРЫТО] [СКРЫТО], ни от администрации <адрес> они не получали. До настоящего времени они не могут реализовать свое право на государственный жилищный сертификат для граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Считают вывод Минстроя [СКРЫТО] [СКРЫТО] о нахождении дома в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации необоснованным, поскольку из акта обследования от ДД.ММ.ГГ и дополнения к акту, заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГ и дополнения к нему от ДД.ММ.ГГ следует, что жилое помещение стало непригодным для проживания в результате паводка в период весенне-летнего наводнения 2014 года на территории <адрес>. Сведения о том, что жилой дом находился в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации отсутствуют. Также они обращались в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка. Из сообщения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ [СКРЫТО] Ю.С. стало известно, что во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта было отказано, поскольку межведомственной комиссией по использованию жилого и нежилого фонда и техническому обследованию зданий и сооружений от ДД.ММ.ГГ помещение по <адрес> признано непригодным для проживания.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы просили признать за [СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] С.С., [СКРЫТО] К.Е. право на получение государственного жилищного сертификата, возложить на ответчиков обязанность включить их в список граждан на получение государственного жилищного сертификата вследствие резкого подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае-июне 2014 года.

Решением Бийского районного суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] К.Е., [СКРЫТО] Ю.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней [СКРЫТО] С.С., отказано в полном объеме.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГ решение Бийского районного суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ оставлено без изменения, апелляционные жалобы истцов [СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] К.Е. – без удовлетворения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГ решение Бийского районного суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела истцы уточнили требования предъявив их к администрации <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО], Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации, Министерству [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГУ МЧС России по Алтайскому краю, администрации Малоугреневского сельсовета <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО], Главному управлению МВД России по Алтайскому краю, Министерству Внутренних дел Российской Федерации, Правительству Российской Федерации.

Решением Бийского районного суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ за [СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] С.С., [СКРЫТО] К.Е., признано право на получение государственного жилищного сертификата (свидетельства, удостоверяющего право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения) за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в связи с утратой жилого помещения, общей площадью 19,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в период весенне-летнего наводнения и подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае – июне 2014 года на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО].

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просит решение отменить в части признания права на получение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

Автор жалобы, не оспаривая право истцов на получение мер социальной поддержки, полагал, что судом неправильно применены нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также не принял во внимание региональный характер чрезвычайных ситуаций и неверно определил источник финансирования соответствующих обязательств. Ввиду того, что с ДД.ММ.ГГ Правила 110 утратили силу, в настоящее время трансферты субъекту Российской Федерации могут быть предоставлены при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 16 Правил 1327.

Согласно ст. 24 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" [СКРЫТО] обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Поскольку чрезвычайная ситуация, в результате которой было повреждено имущество истцов, классифицируется как региональная, оказание помощи пострадавшим, является расходным обязательством [СКРЫТО] [СКРЫТО].

В возражениях на апелляционную жалобу истцы [СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] К.Е., а также представитель Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] просили оставить решение без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец [СКРЫТО] Ю.С., ее представитель Никитеева Н.И. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность принятого решения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте <адрес>вого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. С учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, [СКРЫТО] Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло ДД.ММ.ГГ постановление *** «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (далее – постановление Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ), в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Пунктом 1 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент режима чрезвычайной ситуации в Алтайском крае в 2014 году) признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (абзац первый).

Установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ).

Пунктами 3, 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.

Во исполнение указанного постановления ДД.ММ.ГГ Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром [СКРЫТО] Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГ ***, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).

Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.

Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов ***).

В соответствии с п.п. 5, 6, 7, 9, 10 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов *** (в редакции, действовавшей на момент режима чрезвычайной ситуации в Алтайском крае в 2014 году и на момент обращения истцов в суд с иском) [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению ***.

Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного [СКРЫТО] Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

[СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи [СКРЫТО] органу субъекта Российской Федерации (далее - [СКРЫТО] орган).

Финансовый орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения бланков сертификатов, осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам Российской Федерации, включенным в список, в установленном порядке.

Таким образом, из нормативных положений, действовавших на момент режима чрезвычайной ситуации в Алтайском крае в 2014 году, - в их взаимосвязи следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ *** «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в связи с обильными осадками, выпавшими в <адрес> и юго-восточных районах [СКРЫТО] [СКРЫТО], значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй. В Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и <адрес> уровни воды в реках превысили критические отметки с ДД.ММ.ГГ введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ДД.ММ.ГГ администрацией [СКРЫТО] [СКРЫТО] принято постановление *** «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]».

Судом первой инстанции установлено, что жилой <адрес>, общей площадью 19,90 кв.м. по <адрес> в <адрес> находился в затопляемой зоне в период весенне-летнего наводнения 2014 года.

Данный жилой дом и земельный участок по указанному адресу принадлежат с ДД.ММ.ГГ на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) [СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] С.С., [СКРЫТО] К.Е.

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГ вышеуказанное жилое помещение является единственным помещением, находящемся в собственности [СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] С.С., [СКРЫТО] К.Е.

Согласно выписке из домовой книги, адресной справке, свидетельствам о регистрации по месту жительства, справке администрации Малоугреневского сельсовета <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] и справке МУ МВД России «Бийское» Городенцаев Ю.С., [СКРЫТО] С.С., [СКРЫТО] К.Е. на момент возникновения чрезвычайной ситуации и по настоящее время проживают и зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГ составлено заключение ООО «Промграждан проект» ***, согласно которому жилой дом по вышеуказанному адресу находился на территории, периодически затапливаемой паводковыми водами, в конце мая-начале июня 2014 года дом попал в зону разлива реки Бия и некоторое время находился в затопленном состоянии, уровень воды в помещениях составлял около одного метра от пола; по результатам обследования жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГ [СКРЫТО] Ю.С. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ ***-р, проведено обследование жилого дома по вышеуказанному адресу, в ходе которого жилой дом признан непригодным для проживания, о чем ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией было составлено заключение *** о признании жилого помещения непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией составлены дополнения к указанным выше акту и заключению межведомственной комиссии, согласно которым жилом дом по <адрес>, признан не подлежащим восстановлению и непригодным для проживания, подлежащим сносу.

Постановлением администрации <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ *** жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО], был признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГ [СКРЫТО] Ю.С., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей [СКРЫТО] С.С. и Попопой К.Е., обратилась в администрацию <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] с заявлением о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] в июне 2014 года, приложив необходимые документы.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** на основании протокола жилищной комиссии администрации <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ *** и постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении жилищной комиссии» утвержден список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка в мае-июне 2014 года на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО], в который была включена [СКРЫТО] Ю.С. с составом семьи 3 человека, включая [СКРЫТО] С.С. и [СКРЫТО] К.Е.

Извещение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ о включении по решению жилищной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** в список на получение государственного жилищного сертификата составом семьи 3 человека было получено [СКРЫТО] Ю.С. ДД.ММ.ГГ.

Копии заявления и приложенных документов в отношении [СКРЫТО] Ю.С. администрацией <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] были направлены в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО] для включения в список получателей государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилых помещений в результате паводка в мае-июне 2014 года.

Письмом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ ***/ПА/5564, направленным в адрес главы администрации <адрес>, документы [СКРЫТО] Ю.С. были возвращены со ссылкой на то, что жилое помещение, принадлежащее истцам, находилось в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации и не подлежит включению в реестр жилых помещений непригодных для проживания в результате паводка. Этим же письмом администрации <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] рекомендовано включить названный объект в список домов, требующих проведения капитального ремонта.

ДД.ММ.ГГ [СКРЫТО] Ю.С. обратилась в администрацию <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] с вопросом о предоставления государственного жилищного сертификата.

В ответе от ДД.ММ.ГГ на указанное обращение [СКРЫТО] Ю.С. было сообщено о том, что письмом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ документы [СКРЫТО] Ю.С. были возвращены со ссылкой на то, что жилое помещение, принадлежащее истцам, находилось в ветхом и аварийном состоянии до наступления чрезвычайной ситуации и не подлежит включению в реестр жилых помещений непригодных для проживания в результате паводка.

Согласно заключению эксперта Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГ *** техническое состояние несущих строительных конструкций исследуемого жилого дома по адресу: <адрес> [СКРЫТО] [СКРЫТО] оценено как недопустимое, физический износ составляет 60 %; техническое состояние несущих конструктивных элементов жилого дома недопустимое, исследуемый дом в целом является непригодным для проживания, дальнейшая эксплуатация конструктивных элементов жилого дома представляет непосредственную опасность для жизни людей; ухудшение технического состояния жилого дома произошло в результате весенне-летнего паводка в Алтайском крае, произошедшего в мае-июне 2014 года; проведение капитального ремонта либо реконструкции исследуемого дома, исходя из срока его эксплуатации (1961 год), существующего на дату исследования физического износа, а также значительных материальных затрат по их устранению, с технической точки зрения нецелесообразно.

Разрешая исковые требования и удовлетворяя их в части признания за истцами права на получение государственного жилищного сертификата, суд исходил из того, что у истцов на момент обращения с заявлением ДД.ММ.ГГ имелась совокупность необходимых условий, дающих право на получение мер социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий на получение жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находя их основанными на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным в деле доказательствам.

Довод жалобы о неверном определении источника финансирования обязательств по предоставлению мер социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата, судебной коллегией отвергается на основании следующего.

Государственный жилищный сертификат в соответствии с п. 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 982, является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

В соответствии с под. "в" п. 4 Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1846 (в редакции, действовавшей на дату обращения в суд), бюджетные ассигнования резервного фонда используются на реализацию мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам по перечню согласно приложению N 1.

В соответствии с п. 4 Приложения N 1 к Положению об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1846, в перечень мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам включена реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником [СКРЫТО] обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на [СКРЫТО] обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1327 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником [СКРЫТО] обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на [СКРЫТО] обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Таким образом, бюджетные ассигнования резервного фонда используются на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 994-р в 2014 году выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для частичного покрытия расходов на [СКРЫТО] обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 г. на территории Республики Алтай, Республики Хакасия и [СКРЫТО] [СКРЫТО].

Исходя из положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории Республики Алтай, Республики Хакасия и [СКРЫТО] [СКРЫТО] в 2014 г. произошла чрезвычайная ситуацию межрегионального характера, в связи с чем, довод жалобы о том, что паводок в 2014 г. носил региональный характер, является несостоятельным.

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" [СКРЫТО] обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, является расходным обязательством Российской Федерации.

Иных доводов для изменения или отмены решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем предметом апелляционного рассмотрения не является.

Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского районного суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Алтайский краевой суд (Алтайский край) на 17.02.2022:
Дело № М-321/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кайгородова Ольга Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-324/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кайгородова Ольга Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1830/2022, апелляция
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Алешко Ольга Борисовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1807/2022, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ерёмин Виталий Анатольевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1839/2022, апелляция
  • Решение: удовлетворено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Алешко Ольга Борисовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-320/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Новикова Наталья Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-327/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Новикова Наталья Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-330/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гончарова Юлия Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № М-325/2022, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Солод Юлия Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1810/2022, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Диденко Ольга Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-77/2022, апелляция
  • Дата решения: 23.03.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пасынкова Ольга Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-79/2022, апелляция
  • Дата решения: 30.03.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Котликова Ольга Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-78/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.03.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Скляр Анна Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-98/2022, апелляция
  • Дата решения: 07.04.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Титова Виктория Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-97/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.03.2022
  • Решение: Изменено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Скляр Анна Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-102/2022, апелляция
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Титова Виктория Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7-101/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.03.2022
  • Решение: Изменено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Скляр Анна Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-100/2022, апелляция
  • Дата решения: 23.03.2022
  • Решение: Изменено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бугаков Дмитрий Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-99/2022, апелляция
  • Дата решения: 30.03.2022
  • Решение: Изменено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Титова Виктория Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-76/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.03.2022
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бугаков Дмитрий Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-959/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Киселeва Светлана Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-960/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Киселeва Светлана Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-963/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Левашова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-962/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Черкашина Мария Леонардовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-961/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кирьянова Ирина Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-966/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щигорева Лариса Егоровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-965/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ярыгина Наталья Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-964/2022, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Левашова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ