Тип дела | Производство по материалам |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Сарапульский районный суд (Удмуртская Республика) |
Дата поступления | 22.06.2023 |
Вид производства | Материалы, разрешаемые в порядке исполнения решений и иные в административном судопроизводстве |
Предмет | (адм.) об отсрочке или рассрочке исполнения постановления суда |
Результат | Удовлетворено частично |
Судебное решение | Есть |
ID | d52fda65-2db8-4cb8-b67c-858751e40819 |
Дело № 13а-157/2023 (2а-820/2019)
УИД: 18RS0024-01-2019-000979-47
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения
14 августа 2023 года <адрес>
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Старковой А.С.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» об отсрочке исполнения решения суда,
установил:
Администрация муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Сарапульского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ принятого по административному делу №а-820/2019.
Требования мотивированы тем, что по делу №а-820/2019 выдан исполнительный лист ФС №.
В связи с ликвидацией муниципальных образований сельских поселений произведена замена должника на правопреемника – Администрацию муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики».
За период с 2019 года по настоящее время на территории <адрес> проведено обустройство 46 площадок сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе на территории Малокалмашинского территориального отдела обустроено 3 площадки (выписка из реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» прилагается).
В 2023 году в рамках решения местных вопросов с участием средств самообложения граждан по МО «<адрес> Удмуртской Республики» планируется строительство 47 площадок ТКО, в том числе на территории Малокалмашинского территориального отдела планируется строительство 6 площадок. Перечень проектов, планируемых к реализации в 2023 году в рамках решения местных вопросов с участием средств самообложения граждан по МО «<адрес> Удмуртской Республики» в части строительства площадок ТКО (далее – Перечень проектов) и Приказ Министерства финансов Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на решение вопросов местного значения, осуществляемое с участием средств самообложения граждан» (далее – Приказ №) прилагаются.
Строительство площадок ТКО на территории Малокалмашинского территориального отдела утверждено п.8 Перечня проектов и п.266 Приказа №. Плановая стоимость строительства составляет 502 314,0 руб.
Таким образом, на территории Малокалмашинского территориального отдела до конца 2023 года общее количество площадок ТКО достигнет 9 шт. После этого планируется проведение сходов населения для определения потребности в установке дополнительных площадок ТКО с учетом ограничений, установленных действующими санитарными нормами, и территории сложившейся застройки.
В случае наличия потребности строительства дополнительных площадок планируется их включение в Перечень проектов, планируемых к реализации в 2024 году в рамках решения местных вопросов с участием средств самообложения граждан.
Администрация муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» просит предоставить отсрочку исполнения судебного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель должника Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
<адрес> УР о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Заинтересованное лицо ОСП по Сарапульскому и <адрес>м УФССП России по УР о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом в судебное заседание представитель не явился.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из содержания вышеприведенной нормы закона, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, вступившего в законную силу, на основании заявления заинтересованного лица, при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение в установленные законом сроки. Такими обстоятельствами могут являться заболевание должника или взыскателя, их временное отсутствие в месте исполнения решения суда, внезапно возникшие материальные затруднения, сложные семейные обстоятельства и т.д.
В любом случае, указанные обстоятельства должны быть временными, а предоставляемая судом отсрочка либо рассрочка исполнения решения суда должна быть разумной и соответствовать ценности защищаемого права, поскольку в противном случае юридическая значимость судебного постановления обесценивается, а права взыскателя нарушаются.
В соответствии с ч.1 ст.16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, поскольку законодателем гарантировано право взыскателя на скорейшее исполнение решения суда.
Как указано выше, при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель, а также сами стороны вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечень оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае определять необходимость предоставления отсрочки с учетом интересов, как должника, так и взыскателя. Данные обстоятельства должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. В противном случае рассрочка исполнения судебного акта может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия. Вопрос о наличии указанных обстоятельств оценивается судом и решается в каждом конкретном случае с учетом ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. ч. 1 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, а также исходя из общеправового принципа справедливости.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в пункте 12 разъяснил, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства. Согласно правовым позициям, выработанным Европейским Судом по правам человека, сроки начинают исчисляться со времени, когда лицу предъявлено обвинение или это лицо задержано, заключено под стражу, применены иные меры процессуального принуждения, а заканчиваются в момент, когда приговор вступил в законную силу или уголовное дело либо уголовное преследование прекращено. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ №-О от ДД.ММ.ГГГГ, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Конституционным Судом РФ также указано на то, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Решением Сарапульского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены административные исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Малокалмашинское» о понуждении к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Малокалмашинское».
Суд обязал Администрацию муниципального образования «Малокалмашинское» организовать накопление и сбор твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Малокалмашинское» путем установки контейнерных площадок для сбора мусора и их обустройства в соответствии с требованиями действующего законодательства на территории муниципального образования «Малокалмашинское» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Сарапульского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена должника Администрации муниципального образования «Малокалмашинское» на правопреемника – Администрацию муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» предоставлена отсрочка исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Администрация муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявления об отсрочке исполнения решения суда Заявителем представлены: выписка из реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики», Перечень проектов, планируемых к реализации в 2023 году в рамках решения местных вопросов с участием средств самообложения граждан по МО «<адрес> Удмуртской Республики» в части строительства площадок ТКО и Приказ Министерства финансов Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на решение вопросов местного значения, осуществляемое с участием средств самообложения граждан».
Таким образом, из представленных документов следует, что меры для исполнения решения суда должником принимаются, дальнейшая реализация решения суда требует определенного времени.
Учитывая, что возможность исполнить решение суда в полном объеме в настоящее время у Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» отсутствует, вместе с тем меры, направленные на исполнение решения суда принимаются, то имеются основания для предоставления отсрочки исполнения судебного решения.
Однако, учитывая, что ранее Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» уже предоставлялась отсрочка исполнения решения, длительное предоставление отсрочки может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в чьих интересах был подан иск взыскателем, суд считает необходимым, определить срок предоставления отсрочки до ДД.ММ.ГГГГ. В оставшейся части в удовлетворении заявления надлежит отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 358 КАС РФ,
определил:
Заявление Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о предоставлении отсрочки исполнения решения Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-820/2019 удовлетворить частично.
Предоставить Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» отсрочку исполнения решения Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-820/2019 до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении заявления Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о предоставлении отсрочки исполнения решения Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-820/2019 в оставшейся части отказать.
На определение в течение 15 дней может быть подана частная жалоба в Верховный суд Удмуртской Республики.
Частная жалоба подается через Сарапульский районный суд УР.
Судья Старкова А.С.