Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) |
Дата поступления | 25.12.2015 |
Дата решения | 22.01.2016 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 82d8d65c-a872-3188-b8bc-340edee0d5f0 |
Дело №а-43/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2016 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н.З.,
с участием:
- представителя административного истца Л.Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на шесть месяцев,
- представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и представителя заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Т.А.А., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
- представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Я.П.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Я.П.В. (далее – административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, (далее – земельный участок), равной его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты> рублей.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Я.П.В. является собственником названного земельного участка. В государственном кадастре недвижимости существует несоответствие кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, поэтому нарушаются права административного истца как плательщика земельного налога. Размер налога напрямую зависит от стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал на определение рыночной стоимости данного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей Обществом с ограниченной ответственностью «Оценка.Консалтинг.Аудит.» (Отчет об определении рыночной стоимости № <данные изъяты> от 4 декабря 2015 года, подтвержденный экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный оценочный департамент» <данные изъяты> от 16 декабря 2015 года) по состоянию на 1 января 2007 года.
Полагает, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
В качестве правового основания для удовлетворения заявленных требований указана часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Одновременно представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.
В судебном заседании представитель административного истца просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Поддержала ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.
Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т.А.А. в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Возражений по представленному отчету не заявила. Полагала возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. полагала возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, поддержала письменные пояснения на заявление, из которых следует, что Управление Росреестра по УР не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Административный истец и заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, С.И.С., З.Р.Ф. и К..Е.Е. в судебное заседание не явились.
В силу статьи 247 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные Я.П.В., подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка, регулируемые нормами статей 65 и 66 ЗК РФ, главой 111.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений.
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума №28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что в силу положений части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно материалам дела, административному на праве общей долевой собственности (доля в праве <данные изъяты> принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание производственно-складской базы, общей площадью <данные изъяты> кв.м; расположенный по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства следуют из свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от 4 марта 2013 года.
Действующее в настоящее время законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника земельного участка, Я.П.В. обратился в суд с названным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований Я.П.В. представил в суд Отчет № <данные изъяты> от 4 декабря 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание производственно-складской базы, составленный независимым оценщиком – ООО «Оценка.Консалтинг.Аудит.», согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года составляет <данные изъяты> рублей.
Кроме того, из представленного административным истцом положительного экспертного заключения <данные изъяты> от 16 декабря 2015 года, выполненного Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации «Свободный оценочный департамент», членом которой является оценщик, следует, что Отчет № <данные изъяты> от 4 декабря 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».
При этом в строке <данные изъяты> раздела «Город Ижевск» приложения № к данному Постановлению, которым утвержден перечень подлежащих оценке земельных участков в составе земель города Ижевска по состоянию на 1 января 2007 года, утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16 мая 2012 года №, сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в государственный кадастр недвижимости 22 сентября 2005 года.
Таким образом, суд признает, что спорный земельный участок является ранее учтенным, вошел в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки, а потому его кадастровая стоимость установлена на дату, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, а именно на 1 января 2007 года.
При таких обстоятельствах, суд считает Отчет № <данные изъяты> от 4 декабря 2015 года, выполненный ООО «Оценка.Консалтинг.Аудит.», правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением <данные изъяты> от 16 декабря 2015 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2007 года.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, равный <данные изъяты> рублей, установленный в Отчете № <данные изъяты> от 4 декабря 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера налоговых платежей, в связи с чем считает, что размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, были внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 1 января 2007 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд Я.П.В. обратился 25 декабря 2015 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока обращения в суд.
Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а КАС РФ – 15 сентября 2015 года, и ранее действовавшее законодательство не устанавливало срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признает причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок – подлежащим восстановлению.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления настоящего судебного постановления в законную силу.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года. Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
административное исковое заявление Я.П.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание производственно-складской базы, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, определенной в соответствии с Отчетом <данные изъяты> от 4 декабря 2015 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью «Оценка. Консалтинг. Аудит» по состоянию на 1 января 2007 года на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 25 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 января 2016 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: Судья