Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) |
Дата поступления | 25.12.2015 |
Дата решения | 11.02.2016 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0ed8e01b-e842-3d66-aff4-c2ea79bc9a1b |
Дело №а-30/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2016 года <адрес> УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием: представителя административного истца – Кудрявцева В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ОАО «НИТИ Прогресс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
ОАО «НИТИ Прогресс» (далее по тексту – Общество, административный истец) обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> равной рыночной в размере <данные изъяты>
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является арендатором земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты>, в то время как согласно отчету об оценке ООО «Оценка.Консалтинг.Аудит», рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.
В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
В судебное заседание представители Правительства УР, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по УР, Администрации <адрес> не явились.
Из письменных пояснений ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что спорный земельный участок является учтенным, сведения о нем внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ было изменено разрешенное использование данного земельного участка, в результате чего была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты>
Управлением Росреестра по УР так же были представлены письменные пояснения по административном иску, из которых следует, что возражений против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей Правительства УР, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по УР, Администрации <адрес>.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Общества подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ № и соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ, №от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет арендной платы по договору производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики.
Названный земельный участок не вошел в перечень земель, кадастровая стоимость которых была утверждена указанным нормативным правовым актом.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Статьёй 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с абз. 4 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в том числе при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости), является дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости и письменных объяснений ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рубля, при этом датой внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости является ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к категории «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «эксплуатация и обслуживание производственных зданий и сооружений», площадью <данные изъяты>., расположен по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата внесения сведений об изменении разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Действующее в настоящее время законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ).
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности (далее Закон) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту – Комиссия) или решением суда.Для юридических лиц, к каковым относится административный истец, предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора (абз.1, 3 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд установил, что данное требование Обществом соблюдено. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости оставлено без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как пользователя земельного участка Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.
Общие требования к содержанию отчета приведены в ст. 11 Закона.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст. 15 Закона).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона).
Стандарты оценочной деятельности отражены в ст. 20 Закона.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке <данные изъяты>/зу от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, составленный независимым оценщиком – ООО «Оценка.Консалтинг.Аудит», согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.
Данный отчет об оценке рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющими необходимое образование. При этом отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Кроме того, согласно представленному Обществом положительному экспертному заключению №/С-15 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Некоммерческим Партнерством Саморегулируемой Организации «Свободный Оценочный Департамент», членом которого является оценщик, экспертируемый Отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности; стоимость объекта оценки, указанная в Отчете может быть подтверждена.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением №/<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованному лицу право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, равный <данные изъяты>, установленный в Отчёте об оценке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ участвующие в деле административные ответчики и заинтересованное лицо не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В настоящий момент постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 531 утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010278:66 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 531.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ОАО «НИТИ Прогресс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> равной рыночной в размере <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В. Захарчук