Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) |
Дата поступления | 13.10.2015 |
Дата решения | 17.11.2015 |
Категория дела | об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки |
Судья | Соловьев Владимир Александрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 20cfadf9-f211-3582-a53f-f03a41ed6706 |
дело №а-209/2015
Решение
Именем Российской Федерации
17 ноября 2015 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре З.Н.З.., с участием представителя административного истца С.Н.В., представителя Правительства Удмуртской Республики К.С.В. представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР Т.Е.В. представителя Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») П.А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску О.Г.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
О.Г.В.. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Требования мотивировала тем, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося по адресу<адрес>. Кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена в <данные изъяты> рублей. Согласно отчету об оценке, рыночная стоимость указанного земельного участка составила <данные изъяты> рублей. Сумма кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер платы за пользование землей.
В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представители административных ответчиков: Правительства Удмуртской Республики и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, а также представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» не возражали против удовлетворения требования административного истца.
Административный истец и представитель администрации муниципального образования <данные изъяты> в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания, неявка данных лиц не препятствует рассмотрению данного дела по существу.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N № " Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ " и составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно отчету № № ДД.ММ.ГГГГ по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №, составленного ООО <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> коп.
Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ НП СРО <данные изъяты> отчет об определении рыночной стоимости земельного участка № № соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, административный истец обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).
В связи с изложенным, суд полагает, что административный истец вправе требовать определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 62 КАС РФ – лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.5 ст. 247 КАС РФ - стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает:
основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Административным истцом представлен отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО <данные изъяты> согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты>
Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением.
Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, поэтому учитывая отсутствие возражений со стороны административных ответчиков относительно данных, содержащихся в названном отчете, суд считает требование административного истца подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление О.Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 17 ноября 2015 года.
Председательствующий судья Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.