Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания) |
Дата поступления | 26.06.2020 |
Дата решения | 20.08.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Колобкова Вероника Витальевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 4c9cb6ed-f9a0-3121-b944-1c88c8df0bde |
дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
... <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Колобковой В.В., при секретаре судебного заседания ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к административному ответчику ФИО2 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании недоимки и пени,
установил:
МИФНС России по <адрес> РСО-Алания обратилась в суд с административным иском к административному ответчику ФИО2. о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскания в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> РСО-Алания задолженности за 2017 год по страховым взносам в сумме 15346,47 рублей (недоимка – 15033,43 рублей, пеня – 313,04 рублей).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО2 (ИНН 110503888913), согласно выписке из ЕГРИП была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России по <адрес>. Дата прекращения деятельности – 20.10.2017г.
В связи с несвоевременным погашением недоимки за налогоплательщиком числится задолженность в размере 15346,47 рублей за 2017 год (недоимка – 15033,43 рублей, пеня – 313,04 рублей).
Неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов в установленный срок явилось основанием для направления в соответствии со ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику требований об уплате налога. По настоящее время задолженность не оплачена.
Таким образом, до обращения в суд инспекцией были предприняты предусмотренные НК РФ необходимые меры, направленные на взимание с административного ответчика задолженности во внесудебном порядке. Требования оставлены без исполнения.
Согласно п.1,2 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Инспекция считает вышеуказанную причину уважительной и просит восстановить срок для подачи административного искового заявления.
Административный истец в судебное заседание не направил своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик извещён судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом заблаговременно, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
С учётом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика и представителя административного истца.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее по тексту - МИФНС России по <адрес>) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании недоимки и пени в сумме 15346,47 рублей.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии со статьёй 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьёй 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; организации, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщика, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При оплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации).
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с неоплатой налогов в установленный срок, налоговый орган направил в его адрес требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 08.11.2017г. со сроком исполнения до 29.11.2017г. и требование № по состоянию на 29.01.2018г. со сроком исполнения до 09.02.2018г.
В соответствии с положениями ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, то есть в срок до 29.05.2018г., и в срок до 09.08.2018г., исходя из указанных выше требований, однако административный истец обратился в суд с административным иском только ..., то есть с пропуском установленного срока обращения в суд.
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ... №-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Доводы административного истца о том, что срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине, в связи с выросшим объёмом заявлений, связанным со списанием и перерасчётом задолженности имущественных налогов, суд отклоняет, так как в данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Согласно ч.1 ст. 290 КАС РФ, решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 этого Кодекса.
Исходя из положений ч.5 ст. 180 главы 15 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, установив, что на ... - дату обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, а также доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд в соответствии со ст. 219 КАС РФ приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 286, 290, 180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> в восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления и во взыскании с административного ответчика ФИО2 задолженности за 2017 год по страховым взносам в сумме 15346,47 рублей (недоимка – 15033,43 рублей, пеня – 313,04 рублей), в связи с пропуском срока на взыскание.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Судья В.В.Колобкова