Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) |
Дата поступления | 30.09.2020 |
Дата решения | 30.11.2020 |
Статьи кодексов | ст. 19.5 ч.14 КоАП РФ |
Судья | Хадонов Сослан Зурабович |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 4a3a5fa2-f2c8-326c-890d-34c67ea55dc7 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
71-91/2020
Р Е Ш Е Н И Е
30 ноября 2020 года г. Владикавказ
Судья Верховного Суда РСО-Алания Хадонов С.З.,
рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» на постановление судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 3 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ»,
у с т а н о в и л:
Постановлением судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 3 июля 2020 года ПАО «Россети Северный Кавказ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, представитель ПАО «Россети Северный Кавказ» ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда считая его незаконным и необоснованным, с прекращением производства по делу.
В судебном заседании представитель ПАО «Россети Северный Кавказ» Гогичаев Г.Б. доводы жалобы поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Рассмотрев представленные материалы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела усматривается, что копия обжалуемого постановления судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 3 июля 2020 года, была получена ПАО «Россети Северный Кавказ» 26 июля 2020 года, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о вручении (л.д...).
Также из материалов дела усматривается, что жалоба ПАО «Россети Северный Кавказ» на данное постановление судьи районного суда, была направлена в Моздокский районный суд РСО-Алания, посредством почтовой связи 9 июля 2020 года, т.е. в установленный законом срок для обжалования, о чем свидетельствует почтовый оттиск календарного штемпеля «Почты России» о принятии, имеющийся на описи внутренних вложений отправителя (л.д....), однако согласно представленным материалам, данная жалоба была ошибочно направлена мировому судье судебного участка №... Ардонского судебного района РСО-Алания (л.д....).
Согласно входящему штемпелю Моздокского районного суда РСО-Алания, вновь направленная жалоба поступила в суд лишь 17 августа 2020 года, т.е. за пределами срока обжалования, установленного ст.30.3 КоАП РФ.
Учитывая, что в материалах дела, имеются доказательства своевременного направления заявителем жалобы в Моздокский районный суд РСО-Алания, считаю, что ходатайство ПАО «Россети Северный Кавказ» о восстановлении процессуального срока для подачи данной жалобы подлежит удовлетворению.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда установлено, что 24 марта 2020 года в рамках проведения внепланового мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением ПАО «Россети Северный Кавказ» требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: ... выявлен факт невыполнения законных требований предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №... от 21 октября 2019 года.
По данному факту 20 мая 2020 года главным государственным инспектором Моздокского района РСО-Алания по пожарному надзору подполковником внутренней службы Панасенко В.В., в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ.
3 июля 2020 года судьей Моздокского районного суда РСО-Алания вынесено постановление о признании ПАО «Россети Северный Кавказ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 и ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальным требованиям, регламентирующим выяснение по делу всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер, в связи с чем, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Так, к вменяемому ПАО «Россети Северный Кавказ» административному правонарушению, предусмотренному ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, применяется общий срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, - три месяца со дня совершения административного правонарушения.
На основании разъяснения, содержащегося в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, совершенном повторно, то есть указанное административное правонарушение не является длящимся, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента наступления срока для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанного в предписании.
В предписании заместителя главного государственного инспектора Моздокского района по пожарному надзору по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №... от 21 октября 2019 года, выданном ПАО «Россети Северный Кавказ», установлен срок устранения выявленных нарушений – 24 февраля 2020 года, то есть срок давности привлечения к административной ответственности за невыполнение предписания начал исчисляться с 25 февраля 2020 года и истек 25 мая 2020 года.
Таким образом, постановление о назначении ПАО «Россети Северный Кавказ» административного наказания вынесено судьей районного суда 3 июля 2020 года, по истечении срока давности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 3 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ», нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
По смыслу закона, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу и об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
восстановить публичному акционерному обществу «Россети Северного Кавказа» срок на обжалование постановления судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 3 июля 2020 года.
Постановление судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 3 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» удовлетворить.
Судья
Верховного Суда РСО-Алания С.З. Хадонов