Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) |
Дата поступления | 04.12.2019 |
Дата решения | 17.01.2020 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Гатеев Сослан Георгиевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0297176b-2542-3b99-ba96-d8b0caa30f66 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Дело № 3а-51/2020(3а-266/2019)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владикавказ 17 января 2020 года
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
судьи Гатеева С.Г.,
при секретаре Беркаевой М.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы-интернат «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования с углубленным изучением физической культуры имени Ивана Константиновича Каниди» г. Беслан к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по [СКРЫТО], с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия – Алания, администрации местного самоуправления МО Правобережный район Республики Северная Осетия - Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования с углубленным изучением физической культуры имени Ивана Константиновича Каниди» г. Беслан (далее МБОШИ им. И.К. Каниди г. Беслан) обратилась в Верховный Суд [СКРЫТО] с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по [СКРЫТО], с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия – Алания, администрации местного самоуправления МО Правобережный район Республики Северная Осетия - Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 31 728+/-125 кв.м, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере 9 178 000 рублей
В обоснование заявленных требований истец в лице директора Каниди К.И. указал, что ему на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 31 728+/-125 кв.м, расположенный по адресу: .... Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: содержание и эксплуатация образовательного учреждения.
Согласно выписке из ЕГРН от ... №... кадастровая стоимость земельного участка составляет 210 146 917, 92 рублей.
Полагая, что размер кадастровой стоимости земельного участка является необоснованно завышенным, в порядке досудебного разрешения спора, административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по [СКРЫТО] с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... и установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2015) в размере 9 178 000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по [СКРЫТО] №304 от 06 декабря 2019 года в удовлетворении заявления ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» отказано по причине несоответствия Отчетов требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В целях определения достоверной кадастровой стоимости объекта, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно отчету ... от ..., составленному ИП ...5, об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 31 728+/-125 кв.м, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 01 января 2015 года, составляет 9 178 000 рублей.
Представители заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Северная Осетия-Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, не явились, об уважительности причины неявки суду не сообщили.
Как указано в ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.
В судебном заседании директор МБОШИ им. И.К. Каниди г. Беслан – Каниди К.И., заявленные требования поддержал и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 31 728+/-125 кв.м, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере 9 178 000 рублей.
Представитель Правительства Республики Северная Осетия – Алания Сабанова Л.А., исковые требования признала в полном объеме.
Представитель администрации местного самоуправления МО Правобережный район Республики Северная Осетия – Алания Канукова И.С., не возражала против признания исковых требований.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания считает исковые требования далее МБОШИ им. И.К. Каниди г. Беслан подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части одиннадцатой ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что МБОШИ им. И.К. Каниди г. Беслан на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 31 728+/-125 кв.м, расположенный по адресу: .... Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: содержание и эксплуатация образовательного учреждения.
Согласно выписке из ЕГРН от ... №... кадастровая стоимость земельного участка составляет 210 146 917, 92 рублей.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости влияет на права и обязанности МБОШИ им. И.К. Каниди г. Беслан, как плательщика налога, и административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть пятая статьи 247 и часть первая статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзацах 1 - 4 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В обоснование исковых требований суду представлен отчет ... от ..., составленный ИП ...5, об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 31 728+/-125 кв.м, расположенного по адресу: ..., согласно которому стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года, составляет 9 178 000 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст.43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Республики Северная Осетия - Алания исковые требования МБОШИ им. И.К. Каниди г. Беслан признал, последствия признания иска судом разъяснены. Лица, участвующие в деле, не возражали против принятия судом признания исковых требований.
Суд полагает, что признание административного иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, признание иска ответчиком подлежит принятию.
В силу ч.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно частями 1 и 2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания
решил:
административное исковое заявление Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы-интернат «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования с углубленным изучением физической культуры имени Ивана Константиновича Каниди» г. Беслан удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 31 728+/-125 кв.м, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 01 января 2015 года, в размере ... рублей.
Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 31 728+/-125 кв.м, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 01 января 2015 года, в размере ... рублей.
Датой подачи Муниципальной бюджетной общеобразовательной школой-интернатом «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования с углубленным изучением физической культуры имени Ивана Константиновича Каниди» г. Беслан заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, считать 21 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Г. Гатеев