Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) |
Дата поступления | 16.01.2019 |
Дата решения | 06.02.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Гатеев Сослан Георгиевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 7655145e-adca-3c21-b4be-6e3cab967b1f |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 06 февраля 2019 года № 33а-178/2019
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Климова И.А.,
судей Хадонова С.З. и Гатеева С.Г.,
при секретаре Гагкаевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МВД по [СКРЫТО] на решение Пригородного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 ноября 2018 года, которым постановлено: административный иск [СКРЫТО] Л.И. удовлетворить.
Признать незаконным решение УВМ МВД по [СКРЫТО] от ... ... об отказе [СКРЫТО] Л.И. в признании уважительными причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Обязать МВД по [СКРЫТО] продлить [СКРЫТО] Л.И. срок действия статуса вынужденного переселенца в связи с наличием уважительной причины пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Заслушав доклад судьи Гатеева С.Г., объяснения представителя МВД по [СКРЫТО] Овсепян А.Х., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя [СКРЫТО] Л.И. – Шанаева А.У., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] Л.И. обратилась с административным иском к МВД по РСО- Алания о признании незаконным решения об отказе в признании уважительными причинами пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязании продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в связи с наличием уважительной причины пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
В обоснование иска указала, что состояла на учете в качестве вынужденного переселенца с ..., однако, в 2016 году с заявлением о продлении срока действия статуса не обратилась в связи с тяжелым заболеванием - рака культи шейки матки с прогрессированием процесса, что повлекло истечение срока действия статуса вынужденного переселенца. Вместе с тем, поданное ... заявление [СКРЫТО] Л.И. о продлении статуса вынужденного переселенца в связи с наличием уважительных причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца было необоснованно отклонено решением УВМ МВД по [СКРЫТО] от ... ..., принятым без оценки указываемых в качестве уважительных причин обстоятельств вопреки предписаниям п.1 ст. 10 Федерального закона от ... ... «О вынужденных переселенцах».
Представитель административного истца Шанаев А.У. административный иск поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика МВД по [СКРЫТО] Овсепян А.Х. административный иск не признала, пояснив, что [СКРЫТО] Л.И. вместе с членами семьи: мужем и тремя детьми имела статус вынужденных переселенцев с ..., действовавшего до ..., утраченного в связи отсутствием их заявлений о продлении срока действия статуса в 2016 году, о чем было принято соответствующее решение МВД по [СКРЫТО]. Вместе с тем, к поданному истицей заявлению, на который был дан оспариваемый ответ начальника УВМ МВД по [СКРЫТО] об отсутствии оснований для его удовлетворения, не были приложены медицинские документы о тяжелой болезни [СКРЫТО] Л.И., на которую имелась ссылка в заявлении, что исключало проверку доводов заявления. При этом, указанное заявление, содержащее просьбу о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, с указанием уважительной причины пропуска срока обращения с таким заявлением, было разрешено в общем порядке рассмотрения обращений граждан, а не в порядке разрешения заявлений вынужденных переселенцев о продлении срока действий статуса вынужденного переселенца, предусмотренный административным регламентом. Кроме того, при разрешении данного административного дела следует учитывать пропуск административным истцом трехмесячного срока обращения в суд с административным исковым заявлением, который начался со дня, когда ему стало известно о нарушенном праве, то есть непосредственно со дня истечения срока действия статуса вынужденного переселенца.
По делу постановлено приведенное выше решение, с которым не согласилось МВД по [СКРЫТО]. В апелляционной жалобе просило решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Л.И. отказать.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания приходит к следующему.
Вынужденным переселенцем признаётся гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершённого в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (статья 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах», далее - Закон от 19 февраля 1993 г.).
В силу пункта 4 статьи 5 Закона от 19 февраля 1993 г. статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 Закона от 19 февраля 1993 г. лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 названного Закона.
Из приведённых законоположений следует, что статус вынужденного переселенца имеет срочный характер, предоставляется на пятилетний срок и в случае, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год, утрачивается по истечении этого срока, что для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача заявления о продлении статуса вынужденного переселенца.
Порядок подачи заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и его рассмотрение государственным органом по делам миграции в настоящее время регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденный приказом МВД России №853 от 14.11.2017 г.
В соответствии с п.109 Административного регламента заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что [СКРЫТО] Л.И. имела статус вынужденного переселенца с ..., последний раз срок его действия продлевался государственным органом по делам миграции до 18.12.2016г. на основании ее заявления. С заявлением о продлении срока действия статуса в установленный законом срок не обратилась.
Как следует из представленных медицинских документов, [СКРЫТО] Л.И. была поставлена на учет в Республиканском онкологическом диспансере [СКРЫТО] с ... с диагнозом: рак культи шейки матки, с этого времени проходила неоднократное амбулаторное и стационарное лечение.
Указанные следует из: медицинских заключений врача Республиканского онкологического диспансера ...7 от ... и ..., о том, что [СКРЫТО] Л.И. находится на учете в РОД с ... с диагнозом: рак культи шейки матки, наблюдались сильные ноющие боли в области таза и поясницы, обильные сукровичные выделения. С ... по ... прошла комплексное лечение, выписана ... с рекомендациями соблюдения постельного режима, строгой диеты и медикаментозного лечения в течение 1,5-2 месяцев. Состояние после лечения - прогрессирование процесса, рекомендована хирургическая операция; выписных эпикризов из медицинской карты №... стационарного больного, амбулаторная карта № ..., с периодом лечения с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что диагноз заболевания и его последствия, объективно препятствовали [СКРЫТО] Л.И. в подаче заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с чем указанные причины пропуска срока обращения в миграционный орган с заявлением о продлении срока вынужденного переселенца, обоснованно признаны судом первой инстанции уважительными и не влекущими правовых оснований для отказа последней в удовлетворении обращения о продлении статуса вынужденного переселенца в рамках действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки при рассмотрении дела районным судом, и им дана надлежащая правовая оценка. Они не опровергают законность решения суда, а потому, не могут служить основанием для отмены судебного постановления и отказа в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах, решение Пригородного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 ноября 2018 года следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 302, 95, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пригородного районного суда [СКРЫТО] от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по [СКРЫТО] – без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Климов
Судьи С.З. Хадонов
С.Г. Гатеев
Справка: административное дело рассмотрено по первой инстанции под председательством судьи Пригородного районного суда [СКРЫТО] Таймазова В.Н.