Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) |
Дата поступления | 14.07.2021 |
Дата решения | 25.08.2021 |
Категория дела | прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Моргоев Эдуард Таймуразович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 05a0227a-016d-355c-8aa7-f9c4bcb68478 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 августа 2021 года по делу №33а-1629/2021
Судья Цопанова З.Г.
Дело № 2а-88/2021 г.Владикавказ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Моргоева Э.Т.,
судей Гатеева С.Г., Дзуцевой Ф.Б.,
при секретаре судебного заседания Кучиевой М.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению по иску прокурора Промышленного района г. Владикавказ РСО-Алания к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 84, Администрации местного самоуправления г. Владикавказ о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений и восстановлению прав неопределенного круга лиц, по апелляционной жалобе АМС г.Владикавказ на решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 января 2021 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление прокурора Промышленного района г. Владикавказ РСО-Алания к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 84, Администрации местного самоуправления г. Владикавказ о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушении и восстановлению прав неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 84 и АМС г. Владикавказ, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности воспитанников образовательного учреждения.
Обязать АМС г. Владикавказ произвести финансирование МБДОУ ДС № 84 г. Владикавказ в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной и террористической безопасности.
Обязать МБДОУ детский сад № 84 устранить не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда следующие нарушения пожарной и антитеррористической безопасности:
- установить вторые эвакуационные выходы из спальных помещений (2 этаж); проводить не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний; составить акт проверки работоспособности внутреннего пожарного водопровода; двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских ля переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях привести с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч.; пожарный рукав присоединить к пожарному крану и пожарному стволу; должностным лицам пройти подготовку и переподготовку по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Моргоева Э.Т., объяснения по доводам апелляционной жалобы представителя АМС г.Владикавказа – Гадзиева А.К., возражения старшего прокурора отдела Прокуратуры РСО-Алания Бязрова И.Ф., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания,
у с т а н о в и л а:
Прокурор Промышленного района г. Владикавказ РСО-Алания обратился в Промышленный районный суд г. Владикавказ РСО-Алания с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению детский сад № 84, Администрации местного самоуправления г. Владикавказ, с привлечением в качестве заинтересованного лица Управления образования АМС г. Владикавказа о признании незаконным бездействия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 84 и АМС г. Владикавказ, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности воспитанников образовательного учреждения; обязании АМС г. Владикавказ произвести финансирование МБДОУ ДС № 84 г. Владикавказ в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной и террористической безопасности; обязании МБДОУ детский сад № 84 устранить не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда следующие нарушения пожарной и антитеррористической безопасности:
- установить вторые эвакуационные выходы из спальных помещений (2 этаж); проводить не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний; составить акт проверки работоспособности внутреннего пожарного водопровода; двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских ля переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях привести с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч.; пожарный рукав присоединить к пожарному крану и пожарному стволу; должностным лицам пройти подготовку и переподготовку по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории).
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Прокуратурой Промышленного района г. Владикавказ на постоянной основе проводятся проверки образовательных учреждений района на предмет соблюдения требований действующего законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания и в соответствии с восстановленными нормами., обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Закона № 273-Ф3 установлено, что. образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательных организаций.
Согласно ст. 41 Закона № 27Э-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя среди прочего обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
В ходе проведенных в 2019-2020 годах проверок в Муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении детский чад № 84 осуществляющем свою деятельность по ул. Кооперативная, 38 пос. Заводской, установлено, что руководством заведения не в полном мере обеспечивается пожарная и антитеррористическая защищенность образовательного учреждения.
Так, выявлены нарушения:
отсутствуют вторые эвакуационные выходы их спальных помещений (2 этаж) СНиП 21-01-97* п. 6.12 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года
не проведены не реже 1 раза в пять лет эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний. ФЗ № 124 от 22.078.2008 года ППФР о ПР № 390 от 25.04.2012 года п. 24;
отсутствует акт проверки работоспособности внутреннего противопожарного водопровода ФЗ № 124 от 22.078.2008 года ППФР о ПР № 390 от 25.04.2012 года п. 55;
двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других противопожарных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч. ФЗ № 123 от 22.07.2008 года СНиП 2.08-89 п. 1.82;
пожарных рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу ФЗ № 124 от 22.078.2008 года ППФР о ПР № 25.04.2012 года п. 57.
В соответствии с нормами ст. 2 Федерального закона № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, с. 1 Федерального Закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействию терроризму», п.п.1 и 7 ст. 2 Федерального закона № 35-Ф3 устанавливают принципы противодействия терроризму, среди которых обеспечение и защита основных право и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Вместе с тем, в ходе проверки выявлены неисполнения следующих требований:
в нарушение подп. «г» п. 22 должностные лица не прошли подготовки и переподготовки по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности и технической укрепленности объектов образования расположенных на территории района объектов образования, расположенных на территории района.
В силу пунктов 7.1, 8, 10,13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или ликвидации) последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа: организация предоставления общедоступного и бебсплатного дошкольного, начального общего, основанного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программ в муниципальных образовательных организациях, организаций предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержаний зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению поданной и террористической безопасности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Названные нарушения послужили основанием для внесения прокурором района представлений в 2020 году в адрес дошкольных образовательных учреждений, однако выявленные нарушения в полном объеме до настоящего времени не устранены.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
Определением суда к участию в деле было привлечено ГУ МЧС по РСО-Алания в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца помощник прокурора Промышленного района г.Владикавказ Саламова В.У. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика МБДОУ детский сад № 84 Дзугаева С.М. пояснила, что не возражает против удовлетворения административного искового заявления. Однако, все выявленные нарушения требований пожарной безопасности связаны с отсутствием финансирования. Пояснила, что подавала сведения в АМС г. Владикавказ о необходимости проведения работ по устранению выявленных нарушений и предоставлении финансирования. За время работы детского сада его реконструкция и капитальный ремонт не производились. Имеется планировочная возможность устройства вторых эвакуационных выходов со второго этажа в здании МБДОУ детский сад № 84, при предоставлении на это необходимых денежных средств.
В судебное заседание суда первой инстанции иные лица, участвующие в деле не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщалось. В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, с чем не согласилась АМС г.Владикавказа.
В апелляционной жалобе АМС г.Владикавказа просит решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 января 2021 года отменить о признании незаконным бездействие АМС г.Владикавказа и МБДОУ ДС №84 выразившегося в непринятии мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности учащихся общеобразовательного учреждения и принять по указанному делу новое решение, которым в удовлетворении требований в этой части отказать.
Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что заместителем начальника ОНД и ПР по г. Владикавказ УНД и ПР ГУ МЧС Росси по РСО-Алания Дзиовым А.В. в адрес прокурора Промышленного района г. Владикавказ Батагова А.Р. 03.08.2020 года была направлена информация о противопожарном состоянии МБДОУ Детский сад № 84, расположенного по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, пгт. Заводской, ул. Кооперативная, 38.
По результатам рассмотрения поступившей информации в адрес заведующей МБДОУ Детский сад № 84 Дзугаевой С.М. прокурором Примышленного района г. Владикавказ было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства от 11.12.2019 года № 94-2018.
Письмом от 18.12.2019 года № 91 до сведения прокурора района заведующей МБДОУ д/с № 84 было доведено, что администрация дошкольного образовательного учреждения было рассмотрено представление в присутствии помощника прокурора Саламовой В.У.
Были устранены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: проверено качество огнезащитной обработки огнезащитных покрытий чердачного помещения; ведется специальный журнал периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей. Устранение остальных нарушений требует финансовых затрат и будут устранены по мере поступления финансирования.
10.02.20202 года в адрес Главы АМС г. Владикавказ Фарниева Т.К. прокурором Промышленного района было внесено представление о нарушении действующего законодательства.
Письмом от 17.02.2020 года за подписью первого заместителя Главы АМС г. Владикавказ Коцоева А. прокурор был уведомлен о том, что АМС г. Владикавказ рассмотрено представление прокуратуры Промышленного района г. Владикавказ об устранении нарушений закона от 10.022020 года и сообщается следующею ВМКУ «Управление по делам ГО и ЧС» проведена проверка указанным в представлении дошкольных общеобразовательных учреждений по соблюдению требований пожарной безопасности.
На момент рассмотрения представления нарушения, не требующие капитальных вложений, устранены. Руководителям дошкольных образовательных учреждений АМС г. Владикавказа поручено принять все доступные меры для соблюдения на объектах образования требований законодательства о пожарной безопасности, однако для реализации данных мер необходимо вынесение вопроса на рассмотрение комиссии по чрезвычайным ситуациям РСО-Алания, разработка программы «Обеспечение пожарной безопасности на территории муниципального образования г. Владикавказ» с соответствующим финансированием, в том числе за счет привлечения средств федерального бюджета.
Судом первой инстанции принято во внимание, что объекты дошкольного и начального общего образования, объекты основного общего и среднего (полного) общего образования, объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул, отнесены к категории высокого риска. Это сделано с учетом возможных негативных последствий от несоблюдения на объекте защиты обязательных требований названных объектов защиты.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 ФЗ от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ).
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью органов местного самоуправления.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, правильно указав, что неправомерное бездействие со стороны МБДОУ ДС № 84 г.Владикавказ, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению террористической безопасности учащихся и не предоставлении финансирования указанных мероприятий, в свою очередь, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.
При указанных обстоятельствах, решение районного суда отмене не подлежит, так как принято на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания,
определила:
решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМС г.Владикавказ – без удовлетворения.
Председательствующий Моргоев Э.Т.
Судьи Гатеев С.Г.
Дзуцева Ф.Б.