Дело № 33а-1618/2021, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)
Дата поступления 14.07.2021
Дата решения 25.08.2021
Категория дела прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
Судья Моргоев Эдуард Таймуразович
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 6bcf22a1-474b-331f-b253-ec5a252358e3
Стороны по делу
Истец
******** ************* ****** *. ************ ***-******
Ответчик
***** ******* *** * *
*** *. ************
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 августа 2021 года по делу №33а-1618/2021

Судья Дзуцева А.А.

Дело № 2а-3039/2021 г.Владикавказ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Моргоева Э.Т.,

судей Гатеева С.Г., Дзуцевой Ф.Б.,

при секретаре судебного заседания кучиевой М.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района гор. Владикавказа поданного в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа и Администрации местного самоуправления г. Владикавказ о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения пожарной и террористической безопасности и финансировании для устранения выявленных нарушений, по апелляционной жалобе АМС г.Владикавказа на решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 04 декабря 2020 года, которым постановлено:

Административное исковое заявление прокурора Промышленного района гор. Владикавказа поданного в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа и Администрации местного самоуправления г. Владикавказ о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушений пожарной и террористической безопасности и финансировании для устранения выявленных нарушений, - удовлетворить в части.

Признать бездействие МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа в непринятии необходимых мер к обеспечению устранении нарушений террористической безопасности.

Обязать Администрацию местного самоуправления г.Владикавказа произвести финансирование МБДОУ ДС №10 г.Владикавказа, в объеме достаточном для устранения выявленных нарушений террористической безопасности.

Обязать МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа устранить выявленные нарушения пожарной и террористической безопасности не позднее трех месяцев со дня финансирования.

Требования прокурора Промышленного района гор. Владикавказа поданного в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа и Администрации местного самоуправления г. Владикавказ о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушений пожарной безопасности и финансировании для устранения выявленных нарушений, оставить без удовлетворения.

Дополнительным решением Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 11 мая 2021 года постановлено:

Дополнить в мотивировочной части решения Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 04 декабря 2020 года в абзаце « На основании анализа» после слов «учреждения» добавить словами «в нарушение подп. «г» п.22 должностные лица не прошли подготовки и переподготовки по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта, и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта, в нарушение п.п. «и» п.24 не обеспечено исключение бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта., в нарушение п.п. «в» п.25 на 1-м этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ» после слов « и не предоставлении» дополнить словами « АМС г. Владикавказа..», далее по тексту.

Дополнить резолютивную часть решения третьим абзацем следующего содержания «Должностным лицам МБДОУ ДС №10 г.Владикавказа, пройти подготовку и переподготовку по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта, и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта, исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лип и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта., на 1-м этаже не оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охраной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ» далее по тексту.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Моргоева Э.Т., объяснения по доводам апелляционной жалобы представителя АМС г.Владикавказа – Гадзиева А.К., возражения старшего прокурора отдела Прокуратуры РСО-Алания Бязрова И.Ф., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Промышленного района г.Владикавказ РСО-Алания обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа №10 и Администрации местного самоуправления г. Владикавказ о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения пожарной и террористической безопасности и финансировании для устранения выявленных нарушений.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Промышленного района г. Владикавказа на постоянной основе проводятся проверки образовательных учреждений района на предмет соблюдения требований действующего законодательства о пожарной и террористической безопасности. В ходе проведенных в 2019-2020 годах проверок в МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа установлено, что руководством учебного заведения не в полной мере обеспечивается пожарная и террористическая защищенность образовательного учреждения, в частности:

В нарушение требований ст. 1 Федерального Закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» в ходе проверки выявлены нарушения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной и террористической безопасности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Нарушения послужили основанием для внесения прокурором района представления в 2020 году в адрес заместителя главы АМВ г.Владикавказа - начальника Управления образования, а также в адрес МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа однако выявленные нарушения в полном объеме до настоящего времени не устранены.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

На основании изложенного, истец просил признать незаконным бездействие МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности учащихся общеобразовательного учреждения, обязать МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа устранить выявленные нарушения пожарной и террористической безопасности не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, обязать АМС г.Владикавказа произвести финансирование МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа, в объеме достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной и террористической безопасности.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца - помощник прокурора Промышленного района г. Владикавказа Саламова В.У., заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Одновременно указала, что нарушения пожарной безопасности устранены, в остальной части требования просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика АМС г.Владикавказа Гадзиев А.К., требования не признал, указал, что согласно ответов заведующей МБДОУ ДС №10 г.Владикавказа, нарушения пожарной безопасности устранены, о чем Прокуратура Промышленного района г.Владикавказа поставлена в известность.. Расходы на актуальные мероприятия по обеспечению безопасности всех детских садов, в том числе Промышленного района, внесены в проект бюджетной росписи муниципальной сферы образования на 2021г. При условии утверждения проекта бюджета в таком варианте административные исковые заявления прокурора Промышленного района г. Владикавказа о произведении финансирования в необходимом объеме вышеуказанных муниципальных дошкольных образовательных учреждений будут удовлетворены незамедлительно.

В судебное заседание суда первой инстанции представитель административного ответчика МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа надлежаще извещенный о времени рассмотрения дела, не явился.

Представитель Управления образованием АМС г. Владикавказа Цекоев В.Г. показал, что известно о том, что имеются недочеты по пожарной и антитерористической безопасности школ, многие школы включены в программу капитального ремонта. Ежегодно в бюджет АМС г.Владикавказа включается финансирование школ в том числе вопросы пожарной безопасности.

Судом постановлено приведенное выше решение от 04 декабря 2020 года и дополнительное решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 11 мая 2021 года, с чем не согласилась АМС г.Владикавказа.

Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 308 КАС РФ).

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 30 постановления Пленума 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", при рассмотрении апелляционной жалобы суду апелляционной инстанции, во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.

Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой Промышленного района г. Владикавказа на постоянной основе проводятся проверки образовательных учреждений района на предмет соблюдения требований действующего законодательства о пожарной и террористической безопасности. В ходе проведенных в 2019-2020 годах проверок в МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказа установлено, что руководством учебного заведения не в полной мере обеспечивается пожарная и террористическая защищенность образовательного учреждения,

В нарушение требований ст. 1 Федерального Закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» в ходе проверки выявлены следующие нарушения: система пожарной сигнализации не обеспечена подачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функционионально пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2,Ф4.1,Ф4.2- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; Ширина горизонтального участка путей эвакуации для общего коридора, по которому могут эвакуироваться из помещения класса Ф1 необходимо привести в соответствие 1,2 метра; помещение актового зала необходимо обеспечить вторым эвакуационным выходом; должностным лицам пройти подготовки и переподготовки по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта и служебной информацией ограниченного распространения; необходимо обеспечить исключение бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта.

Прокурором Промышленного района г. Владикавказ направлялись представления в адрес АМС г. Владикавказа от 10.02.2020г. №94-2020, в адрес МБДОУ ДС № 45 г.Владикавказа от 10.02.2020г. №94-2020 и 18.02.2020г. № 87-2020 с требованием устранить вышеуказанные нарушения пожарной и террористической безопасности и предоставлении финансировании для устранения выявленных нарушений. Согласно ответам ответчиков на указанные представления, недостатки частично устранены, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, не устранение других нарушений связано с недостаточностью денежных средств.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 ФЗ от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ).

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью органов местного самоуправления.

Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, правильно указав, что неправомерное бездействие со стороны МБДОУ ДС № 10 г.Владикавказ, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению террористической безопасности учащихся и не предоставлении финансирования указанных мероприятий, в свою очередь, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.

При указанных обстоятельствах, решение районного суда отмене не подлежит, так как принято на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания,

определила:

решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 04 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМС г.Владикавказа – без удовлетворения.

Председательствующий Моргоев Э.Т.

Судьи Гатеев С.Г.

Дзуцева Ф.Б.


Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) на 14.07.2021:
Дело № 33-1533/2021, апелляция
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Калюженко Жанна Эдуардовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1535/2021, апелляция
  • Решение: в связи с невыполнением действий суда 1-й иснт. после получения апелляционных жалобы, представления
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Джиоев Павел Георгиевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1526/2021, апелляция
  • Дата решения: 09.08.2021
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Панаиотиди Илья Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1536/2021, апелляция
  • Дата решения: 04.08.2021
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Калюженко Жанна Эдуардовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1548/2021, апелляция
  • Дата решения: 10.08.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Цалиева Зарина Георгиевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1621/2021, апелляция
  • Дата решения: 08.09.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хадонов Сослан Зурабович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1629/2021, апелляция
  • Дата решения: 25.08.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Моргоев Эдуард Таймуразович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1617/2021, апелляция
  • Дата решения: 18.08.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Моргоев Эдуард Таймуразович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1619/2021, апелляция
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хадонов Сослан Зурабович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-378/2021, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Толасова Людмила Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ