Дело № 33-1730/2020, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)
Дата поступления 30.09.2020
Дата решения 10.11.2020
Категория дела иным категориям граждан о предоставлении гарантий и компенсаций
Судья Ортабаев Мурат Батарбекович
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Судебное решение Есть
ID d9182371-ec09-3a08-b6e1-cedfc56b5d61
Стороны по делу
Истец
************ ***** * *********** ******** ***-******
Ответчик
******** ****** **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Судья Валиева Л.Г. Дело №33-1730/2020 2-4167/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Владикавказ 10 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Ортабаева М.Б.

судей Багаевой С.В., Бесолова В.Г.

при секретаре Магкеевой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ортабаева М.Б. гражданское дело по иску Министерства труда и социального развития РСО-Алания к [СКРЫТО] К.М. о взыскании суммы излишне выплаченной ежемесячной доплаты к пенсии, по апелляционной жалобе [СКРЫТО] К.М. на решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 23 июля 2020 года, которым постановлено: исковые требования Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания к [СКРЫТО] ...13 о взыскании суммы излишне выплаченной ежемесячной доплаты к пенсии удовлетворить.

Взыскать с [СКРЫТО] ...14 в пользу Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания сумму ежемесячных доплат к пенсии в размере 109 338 рублей 81 копейку.

Тем же решением с [СКРЫТО] К.М. в доход бюджета муниципального образования г. Владикавказ государственную пошлину в размере 3386 рублей 78 копеек.

Заслушав доклад судьи Ортабаева М.Б., объяснения [СКРЫТО] К.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства труда и социального развития РСО-Алания - Томаевой С.Н. и представителя третьего лица - Министерства культуры РСО-Алания - Теблоевой С.Р. о законности решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания,

у с т а н о в и л а :

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство труда) обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] К.М. о взыскании суммы излишне выплаченной ежемесячной доплаты к пенсии в размере 109338,81 рублей, в обоснование которого указано следующее.

06 сентября 2018 года в Министерство труда и социального развития РСО-Алания из Министерства культуры РСО-Алания поступили документы об установлении [СКРЫТО] К.М. ежемесячной доплаты к пенсии (письмо Минкультуры РСО-Алания от 6 сентября 2018г. №1108-МК), как лицу, ранее замещавшему должность государственной гражданской службы РСО-Алания - консультанта отдела правовой и кадровой работы, противодействия коррупции, мобилизационной подготовки и документооборота в Министерстве культуры РСО-Алания. Такого рода ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в соответствии с Законом РСО-Алания от 13 января 2010 г. № 6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания» и Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания, утвержденным постановлением Правительства РСО-Алания от 23 апреля 2010 года №133 «О мерах по реализации Закона РСО-Алания от 13 января 2010 года №6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания» (далее - Положение). При этом абзацем 1 пункта 15, пунктами 16-17 Положения установлено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается на основании письменного заявления лица об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, оформляемого согласно приложению N1, решением руководителя государственного органа, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность РСО-Алания или должность государственной гражданской службы РСО-Алания перед прекращением полномочий (в том числе досрочно) или увольнением с государственной гражданской службы, оформленным согласно приложению N 2. Такое заявление [СКРЫТО] К.М. было подано и ему назначена доплата к пенсионному обеспечению. Вопрос об установлении ежемесячной доплаты к пенсии [СКРЫТО] К.М. был рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии 09 ноября 2018 года (протокол от 09.11.2018 г. №4). [СКРЫТО] К.М. была установлена ежемесячная доплата к пенсии с момента подачи заявления об установлении доплаты к пенсии с 15 августа 2018 года в размере 5926,00 рублей.

Согласно решению Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 08.02.2019 года [СКРЫТО] К.М. с 01.02.2019г. установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 10668,38 рублей и выплачен перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии за период с 15 августа 2018 года по 31 января 2019 года в размере 23117,02 рублей.

Также в иске указано, что служебный контракт с [СКРЫТО] К.М. был расторгнут 23 июля 2018 года, но оформление документов об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в установленном порядке кадровой службой Министерства культуры РСО-Алания не представлялось возможным в связи с тем, что трудовая книжка находилась у [СКРЫТО] К.М., а справку органа, назначающего государственную пенсию, о назначенной (досрочно оформленной) государственной пенсии с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена и копию документа с указанием банковских реквизитов и лицевого счета ответчик не представил. 23 июля 2018 года он неоднократно, письменно обращался в Администрацию Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания, в Отделение Пенсионного фонда России по РСО-Алания и в Министерство труда и социального развития РСО-Алания с требованием об установлении ему ежемесячной доплаты к пенсии.

После освобождения названных лиц от указанных должностей выплата ежемесячной доплаты к пенсии им возобновляется на прежних условиях либо по заявлению лица, замещавшего государственную должность РСО - Алания или должность государственной гражданской службы РСО-Алания, такая доплата устанавливается вновь в соответствии с настоящим Законом.

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется со дня, следующего за днем освобождения от государственной должности РФ, РСО-Алания и других субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, РСО-Алания и других субъектов РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы.

Пунктом 27 Положения установлено, что суммы ежемесячных доплат к пенсии, излишне выплаченных лицу вследствие его злоупотребления, возмещаются этим лицом.

Кроме того в заявлении истец указывает, что согласно судебным постановлениям, [СКРЫТО] К.М. был восстановлен в должности консультанта отдела правовой и кадровой работы, противодействия коррупции, мобилизационной подготовки и документооборота Министерства культуры РСО-Алания. Возобновил исполнение своих обязанностей с 17 июня 2019 года. В соответствии с приказами Министерства культуры РСО-Алания от 15 апреля 2019 г. № 31 «Об отмене приказа Министерства культуры РСО- Алания от 23 июля 2018 г. № 43 «О расторжении служебного контракта и увольнении [СКРЫТО] К.М.», от 15 апреля 2019 г. № 33 «О выплате [СКРЫТО] К.М. задолженности по заработной плате (месячному содержанию) за время вынужденного прогула за период с 23 июля 2018 г. по 27 марта 2019 г.», от 11.06.2019 года №44 «О восстановлении [СКРЫТО] К.М.» от 09.07.2019 года №45 «О выплате [СКРЫТО] К.М. средней заработной платы.

В соответствии со справкой Министерства культуры РСО-Алания от 19 февраля 2020 года №198-МК, [СКРЫТО] К.М. произведена выплата задолженности по заработной плате за время вынуждено прогула за период, с 23 июля 2018 года по 17 июня 2019 года в размере 257 553,00 рублей.

По мнению истца [СКРЫТО] К.М. не сообщил в Министерство о произведении ему выплат задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула за период с 23 июля 2018 года по 17 июня 2019 года, что повлекло излишнее выплаты ему надбавки пенсии за период с 15 августа 2018 г. по 17 июня 2019 г. в размере 109 338,81 руб. При подписании заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии с 15 августа 2018 года, ответчик дал обязательство при замещении должности государственной гражданской службы РСО-Алания в 5-дневный срок сообщить об этом в Министерство труда и социального развития РСО-Алания, однако, своего обязательства сообщить в 5-дневный срок о своем восстановлении с 17 июня 2019 года в должности консультанта отдела правовой и кадровой работы, противодействия коррупции, мобилизационной подготовки и документооборота Министерства культуры РСО-Алания также не исполнил.

Принимая во внимание письменное уведомление Министерства культуры РСО-Алания от 25 июня 2019 г. №852-МК и нормы вышеназванных законодательных и нормативных правовых актов выплата ежемесячной доплаты к пенсии [СКРЫТО] К.М., Министерством приостановлена с 1 июля 2019 года.

На письменные обращения Министерства [СКРЫТО] К.М. направил ответы в виде электронных документов в адрес Первого заместителя Министра труда и социального развития РСО-Алания - Мамаевой А.К., в которых выразил несогласие с позицией Министерства и предложил взыскать с него излишне произведенные выплаты ежемесячной доплаты к пенсии в судебном порядке.

Таким образом, как полагает в исковом заявлении представитель истца, со дня назначения [СКРЫТО] К.М. ежемесячной доплаты к пенсии 15 августа 2018 года до приостановления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии 30 июня 2019 года образовалась переплата из средств республиканского бюджета в размере 109338,81 руб., чем причинен ущерб Республике Северная Осетия- Алания в лице Министерства на указанную сумму. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 1102 ГК РФ, ст. 7 Закона РСО-Алания от 13.01.2010 г. №6-ФЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания» и просил взыскать с [СКРЫТО] К.М. излишне выплаченную ежемесячную доплату к пенсии в размере 109338,81 рублей.

В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития РСО-Алания - Томаева С.Н., исковые требования поддержала. Представитель Министерства труда и социального развития РСО-Алания - Загагова Ф.Т., исковые требования поддержала и пояснила, что доплаты к пенсии государственного служащего субъекта не являются частью пенсии и не относятся к основным средствам существования, указанным в статье 1109 ГК РФ, доплаты назначаются с учетом возможностей Республиканского бюджета и разнятся по регионам Российской Федерации.

Представитель третьего лица - Министерства культуры РСО-Алания - Теблоева С.Р., исковые требования сочла подлежащими удовлетворению.

Ответчик [СКРЫТО] К.М. в судебном заседании исковые требования Министерства труда и социального развития РСО-Алания не признал, просил в иске отказать по основаниям, изложенным им в возражениях на иск.

Допущенный к участию в деле в силу п.6 ст.53 ГПК РФ по устному ходатайству [СКРЫТО] К.М. в качестве представителя ответчика - Цагараев O.K., исковые требования Министерства труда и социального развития РСО-Алания не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился [СКРЫТО] К.М., который в апелляционной жалобе [СКРЫТО] К.М. ставит вопрос о его отмене и принятия нового об отказе в удовлетворении иска со взысканием с Министерства труда и социального развития РСО-Алания расходов по оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

По мнению судебной коллегии, обжалуемый судебный акт не отвечает в полной мере указанным выше требованиям закона и подлежит отмене, в связи с неправильным толкованием и применением норм материального права и неверной оценкой юридически значимых для разрешения спора обстоятельств.

Так, из материалов дела следует и установлено судом, что [СКРЫТО] К.М. приказом Министра культуры РСО-Алания от 23.07.2018 г. был уволен с должности консультанта отдела правовой и кадровой работы, противодействия коррупции, мобилизационной подготовки и документооборота Министерства культуры РСО-Алания.

06 сентября 2018 года в Министерство труда и социального развития РСО-Алания из Министерства культуры РСО-Алания поступили документы об установлении [СКРЫТО] К.М. ежемесячной доплаты к пенсии (письмо Минкультуры РСО-Алания от 6 сентября 2018 г. № 1108- МК), как лицу, ранее замещавшему должность государственной гражданской службы РСО-Алания - консультанта отдела правовой и кадровой работы, противодействия коррупции, мобилизационной подготовки и документооборота Министерств культуры РСО-Алания. Согласно Закону РСО-Алания от 13 января 2010 г. № 6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания» и Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности РСО- Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания, утвержденным постановлением Правительства РСО-Алания от 23 апреля 2010 года №133 «О мерах по реализации Закона РСО-Алания от 13 января 2010 года №6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания» (далее - Положение), ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в соответствии с этими нормативными актами.

Абзацем 1 пункта 15, пунктами 16-17 Положения установлено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается на основании письменного заявления лица об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, оформляемого согласно приложению N1, решением руководителя государственного органа, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность РСО-Алания или должность государственной гражданской службы РСО-Алания перед прекращением полномочий (в том числе досрочно) или увольнением с государственной гражданской службы, оформленным согласно приложению N2.

Пунктом 16 Положения установлено, что заявление лица об установлении ежемесячной доплаты к пенсии регистрируется кадровой службой соответствующего государственного органа в день подачи заявления (получения его по почте).

Пунктом 17 Положения установлено, что государственный орган в 14-дневный срок со дня регистрации заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии рассматривает это заявление и о принятом решении в письменной форме сообщает заявителю.

В соответствии с пунктом 18 Положения, к решению об установлении ежемесячной доплаты к пенсии прилагается заявление лица об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, справка о размере среднемесячного денежного содержания (денежном вознаграждении), оформляемая согласно приложению N 3, справка о периодах государственной гражданской службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной гражданской службы, оформляемая согласно приложению N 4, справка органа, назначающего государственную пенсию, о назначенной (досрочно оформленной) государственной пенсии с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена (досрочно оформлена), копия решения об освобождении от государственной должности РСО-Алания, должности государственной гражданской службы, копия трудовой книжки, копии документов, подтверждающих стаж государственной гражданской службы, копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, копия документа с указанием банковских реквизитов и лицевого счета получателя, копии иных документов.

Как видно из материалов гражданского дела и не оспаривается сторонами, [СКРЫТО] К.М. ежемесячная доплата к пенсии была установлена с момента подачи заявления об установлении доплаты к пенсии с 15 августа 2018 в размере 5926,00 руб.

Решением Ленинского районного суда г.Владикавказ от 08.02.2019 [СКРЫТО] К.М. с 01.02.2019 установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 10 668,38 рублей и выплачен перерасчет за период с 15.08.2018 по 31.01.2019.

Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 23 октября 2018 г. исковые требования [СКРЫТО] К.М. к Министерству культуры РСО-Алания о признании незаконным и отмене приказа Министра культуры РСО-Алания от 23 июля 2018 г. № 43 «Об увольнении с должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе), восстановлении в должности консультанта Минкультуры РСО-Алания, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, начиная со дня увольнения 23 июля 2018 г. по день восстановления на работе, взыскании морального вреда в размере 20000 руб., возложении на ответчика судебных издержек, были оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания от 27 марта 2019 г. № 33-411/2019 решение Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 23 октября 2018 г. отменено и принято новое решение, которым суд признал незаконным и отменил приказ Министерства культуры РСО-Алания от 23 июля 2018г. №43 «О расторжении служебного контракта и увольнении [СКРЫТО] К.М.», восстановив [СКРЫТО] К.М. в должности консультанта отдела правовой и кадровой работы, противодействия коррупции, мобилизационной подготовки и документооборота Министерства культуры РСО-Алания с 23 июля 2018 г., взыскав с Министерства культуры РСО-Алания в пользу [СКРЫТО] К.М. задолженность по заработной плате за время вынужденного прогула за период с 23 июля 2018 по 27 марта 2019 года.

Данное обстоятельство указывает на то, что ответчик по делу [СКРЫТО] К.М. мог знать о восстановлении его на работе с выплатой заработной платы за время вынужденного прогула 27 марта 2019 года.

Приказом Министерства культуры РСО-Алания от 15 апреля 2019 года №31 отменен приказ №43 от 23.07.2018 «О расторжении служебного контракта и увольнении [СКРЫТО] К.М. с 27.03.2019.

На основании приказа Министерства культуры РСО-Алания от 15.04.2019 №33 [СКРЫТО] К.М. выплачена задолженность по заработной плате (месячному содержанию) за время вынужденного прогула за период с 23 июля 2018 по 27 марта 2019 года.

Приказом Министерства культуры РСО-Алания от 11.06.2019 [СКРЫТО] К.М. восстановлен в должности консультанта отдела правовой и кадровой работы, противодействия коррупции, мобилизационной подготовки и документооборота в Министерстве культуры РСО-Алания с 23.07.2018.

При этом, в п.2 приказа указано допустить [СКРЫТО] К.М. к исполнению обязанностей консультанта отдела правовой и кадровой работы, противодействия коррупции, мобилизационной подготовки и документооборота в Министерстве культуры РСО-Алания с 17.06.2019.

Приказом от 09.07.2019 Министерства культуры РСО-Алания №45 указано о выплате [СКРЫТО] К.М. задолженности по средней заработной плате и выдаче расчетного листа с указанием всех начисленных и удержанных с дохода сумм за период с 28 марта по 16июня 2019 года.

Согласно справке Министерства культуры РСО-Алания №198-мк от 19.02.2020 во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания от 27 марта 2019 г. № 33-411/2019 за период с 23.07.2018 по 27.03.2019 года и с 28.03.201 по 16.06.2019 [СКРЫТО] К.М. выплачено 257 563 рубля.

Кроме того, [СКРЫТО] К.М. за период с 15.08.2018 по 30.06.2019 выплачена ежемесячная доплата к государственной пенсии, согласно Постановлению Правительства РСО-Алания №133 от 23.04.2010 в размере 109 338,81 рублей, что усматривается из справки Министерства труда и социального развития РСО-Алания №8-306 от 19.02.2020.

Описанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, поскольку они подтверждены письменными доказательствами и не оспариваются сторонами.

Исходя из Закона РСО-Алания от 13 января 2010 г. №6-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РСО-Алания и должности государственной гражданской службы РСО-Алания», после освобождения названных лиц от указанных должностей выплата ежемесячной доплаты к пенсии им возобновляется на прежних условиях либо по заявлению лица, замещавшего государственную должность РСО-Алания или должность государственной гражданской службы РСО-Алания, такая доплата устанавливается вновь в соответствии с настоящим Законом.

Пунктами 22-23, 27 Положения установлено, что при замещении лицом, получающим ежемесячную доплату к пенсии, государственной должности РФ,"РСО-Алания и других субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, РСО-Алания и других субъектов РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается со дня замещения одной из указанных должностей.' Лицо, получающее ежемесячную доплату к пенсии и назначенное на одну из указанных должностей, обязано в 5-дневный-срок сообщить об этом в письменной форме в Министерство труда. Данное обязательство предусмотрено в тексте заявления о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, утвержденного приложением №1 Положения.

Пунктом 23 Положения установлено, что при последующем освобождении от государственной должности РФ, РСО-Алания и других субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, РСО- Алания и других субъектов РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы выплата ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется по заявлению лица, оформленному согласно приложению N 1, направленному в Министерство, с приложением копии решения об освобождении от соответствующей должности.

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется со дня, следующего за днем освобождения от государственной должности РФ, РСО-Алания и других субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, РСО-Алания и других субъектов РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы.

Пунктом 27 Положения установлено, что суммы ежемесячных доплат к пенсии, излишне выплаченных лицу вследствие его злоупотребления, возмещаются этим лицом, а в случае его несогласия взыскиваются в судебном порядке.

Вывод суда о том, что в нарушение требований п.п.2 п.22 Положения [СКРЫТО] К.М. не выполнил взятые на себя обязательства и в 5-дневный срок не сообщил в письменной форме в Министерство труда о восстановлении его на работе в Министерство культуры в должности консультанта является обоснованным, поскольку утверждения [СКРЫТО] К.М. о том, что он уведомил о восстановлении его в прежней должности, не подтверждены письменными доказательствами.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Министерства труда и социального развития РСО-Алания о взыскании с [СКРЫТО] К.М. излишне выплаченной ежемесячной доплаты к пенсии в размере 109 338 рублей 81 коп. за период с 15 августа 2018 по 30 июня 2019 года., суд исходил из того, что указанная доплата к пенсии ответчику выплачена незаконно, поскольку [СКРЫТО] К.М. был трудоустроен и получал заработную плату.

С данными выводом не может согласиться судебная коллегия ввиду следующего.

Районный суд ошибочно усмотрел в поведении ответчика недобросовестность при выполнении обязанности сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, в нарушение взятых на себя обязательств за полный период выплаты доплаты к пенсии с 15.08.2018 по 30.06.2019 в размере 109 338,81 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания от 27 марта 2019 года решение Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 23 октября 2018 года отменено и принято новое решение, которым исковые требования [СКРЫТО] К.М. к Министерству культуры РСО-Алания были удовлетворены частично.

Суд признал незаконным и отменил приказ Министерства культуры РСО-Алания от 23 июля 2018 года № 43 «О расторжении служебного контракта и увольнении [СКРЫТО] К.М.», с восстановлением [СКРЫТО] К.М. в должности консультанта отдела правовой и кадровой работы, противодействия коррупции, мобилизационной подготовки и документооборота Министерства культуры ‘РСО-Алания с 23 июля 2018 года.

Суд апелляционной инстанции взыскал с Министерства культуры РСО-Алания в пользу [СКРЫТО] К.М. задолженность по заработной плате за время вынужденного прогула за период с 23 июля 2018 по 27 марта 2019 года, а также с Министерства культуры РСО-Алания в пользу [СКРЫТО] К.М. взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.

Таким образом, [СКРЫТО] К.М. не знал и не мог знать о результатах рассмотрения его апелляционной жалобы на решение Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 23 октября 2018 года и Апелляционном определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания от 27 марта 2019 года, которым оно было отменено с восстановлением его в прежней должности и взысканием в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула с 23 июля 2018 по 27 марта 2019 года.

Таким образом, вывод в решении о том, что получение ответчиком ежемесячной доплаты к пенсии до 27 марта 2019 года, является незаконным и ставшим возможным в результате злоупотребления им правом на получении такой доплаты, является незаконным и сделанным при неверной оценку доказательств по делу.

Кроме того, при разрешении спора суд первой инстанции допустил неверное применение и толкование норм материального права, которое повлекло вынесение незаконного решения и выразившееся в следующем.

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 643-0-0) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменение правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом приведенных норм закона и изложенных выше обстоятельствах, получение гражданином указанных сумм при отсутствии для этого законных оснований, подпадает под признаки неосновательного обогащения, приводит к нарушению публичных интересов в сфере пенсионного обеспечения, конституционных прав и свобод других граждан - участников системы пенсионных отношений, основанной на началах всеобщности и солидарности.

Однако следует учитывать, что возложение на гражданина обязанности возвратить полученные с момента вынесения соответствующего решения денежные средства, обусловленные выявлением лишь формальных (процедурных) нарушений порядка назначения указанной доплаты к пенсии, - при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица - приводило бы к нарушению баланса публичных и частных интересов в пенсионной сфере.

Исходя из указанного, с учетом совокупности представленных доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с [СКРЫТО] К.М. суммы региональной социальной доплаты к пенсии за период с 15.08.2018 по 30.06.2019 в размере 109 338,81 руб.

В то же время подлежит взысканию излишне выплаченная сумма ежемесячной доплаты к пенсии с 28 марта по 30 июня 2019 года, которая исходя из расчета выплат, представленного Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в размере 32 005 руб.14 коп.

Учитывая, что обязанность по доказыванию неосновательности обогащения возложена законом на истца, данных, свидетельствующих о виновных и недобросовестных действиях ответчика не установлено, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в полном объеме не может быть признано законным и обоснованным в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 23 июля 2020 года отменить и принять по делу новое решение. Которым взыскать с [СКРЫТО] ...15 в пользу Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания сумму ежемесячных доплат к пенсии в размере 32 005 (тридцать две тысячи пять) рублей 14 копеек.

Взыскать с [СКРЫТО] ...16 в доход бюджета муниципального образования г.Владикавказ государственную пошлину в размере 1160 (одна тысяча сто шестьдесят) рублей 15 копеек.

Председательствующий Ортабаев М.Б.

Судьи Багаева С.В.

Бесолов В.Г.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) на 30.09.2020:
Дело № 33-1709/2020, апелляция
  • Дата решения: 27.10.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бесолов Виталий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1701/2020, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1728/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.11.2020
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гелашвили Нана Ростомовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1717/2020, апелляция
  • Решение: в связи с необходимостью в принятии дополнительного решения судом нижестоящей инстанции
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1735/2020, апелляция
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33а-1758/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.11.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Моргоев Эдуард Таймуразович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1704/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.10.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Григорян Марина Аршаковна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1724/2020, апелляция
  • Дата решения: 24.12.2020
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Климов Иван Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1703/2020, апелляция
  • Дата решения: 15.10.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Григорян Марина Аршаковна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1727/2020, апелляция
  • Дата решения: 27.10.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Батагов Алан Эльбрусович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 71-91/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.11.2020
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хадонов Сослан Зурабович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 71-92/2020, апелляция
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Моргоев Эдуард Таймуразович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 71-93/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.11.2020
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хадонов Сослан Зурабович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-430/2020, апелляция
  • Решение: СНЯТО по ДРУГИМ ОСНОВАНИЯМ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сланова Алла Владимировна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-429/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Марков Александр Петрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-431/2020, апелляция
  • Дата решения: 29.10.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Козлов Сергей Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-432/2020, апелляция
  • Решение: СНЯТО по ДРУГИМ ОСНОВАНИЯМ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Тебиев Казбек Амурханович
  • Судебное решение: НЕТ