Дело № 5-27/2023, первая инстанция

Тип дела Административные
Инстанция первая инстанция
Суд Усть-Майский районный суд (Республика Саха (Якутия))
Дата поступления 22.06.2023
Статьи кодексов ст.17.7 КоАП РФ
Результат Вынесено постановление о назначении административного наказания
Судебное решение Есть
ID 787ed9a5-9f08-413d-a148-31c7917d5a60
Стороны по делу
Ответчик
**** "************* ***"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 5-27/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

пос. Усть-Мая 28 июня 2023 г.

Судья Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) Тарабукин С.Г., единолично, с участием помощника прокурора Усть-Майского района юриста 2 класса Гергеновой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении юридического лица -

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Звездочнинская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия), сокращенное наименование: МБОУ «Звездочнинская СОШ», <данные изъяты>, юридический и фактический адрес: 678627, Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район, п. Звездочка, ул. Попова, д. 9, ранее не привлекавшегося к административной ответственности в данной области,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, поступившие 22 июня 2023 г. из прокуратуры Усть-Майского района,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Звездочнинская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) совершило административное правонарушение в виде умышленного невыполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, при следующих обстоятельствах.

Прокурором Усть-Майского района Смирниковым А.Г. по результатам проверки соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних в адрес директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Звездочнинская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) ФИО3 (далее по тексту - МБОУ «Звездочнинская СОШ») внесено в порядке ст. ст. 6, 22 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление № 13-2023/Прдп128-23-20980031 от 31 марта 2023 г. об устранении нарушений федерального законодательства по факту не укомплектования медицинского кабинета МБОУ «Звездочнинская СОШ» медицинскими изделиями, мебелью и оргтехникой.

Прокуратурой района внесенное представление направлено 31 марта 2023 г., которое получено адресатом 11 апреля 2023 г, что подтверждается распиской Врио директора МБОУ «Звездочнинская СОШ» ФИО2 и подлежало исполнению юридическим лицом не позднее 11 мая 2023 г.

В качестве требований прокурор указал в представлении о безотлагательном его рассмотрении с участием представителя прокуратуры района, заблаговременно уведомив прокурора о времени и месте рассмотрения (п. 1 Представления), в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (п. 2 Представления). О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в прокуратуру района в месячный срок (п. 4 Представления).

Вместе с тем, МБОУ «Звездочнинская СОШ» представление прокурора с участием представителя прокуратуры района безотлагательно не рассмотрено, в месячный срок в прокуратуру района о результатах его рассмотрения не сообщено в письменной форме.

При этом течение названного месячного срока начинается со дня, следующего за днем внесения представления, а если оно получено адресатом позднее, - со дня, следующего за днем получения представления, и оканчивается в соответствующее число следующего месяца – число, соответствующее дате внесения представления либо дате его получения.

Поскольку представление МБОУ «Звездочнинская СОШ» получено 11 апреля 2023 г., то 11 мая 2023 г. (до 24 часов) являлся последним днем направления сообщения в письменной форме о результатах рассмотрения представления № 13-2023/Прдп128-23-20980031 от 31 марта 2023 г. об устранении нарушений федерального законодательства, следовательно, 12 мая 2023 г. считается днем совершения административного правонарушения, а местом его совершения: здание МБОУ «Звездочнинская СОШ», расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район п. Звездочка, ул. Попова, д. 9.

Информация о рассмотрении представления прокурора № 13-2023/Прдп128-23-20980031 от 31 марта 2023 г., уведомление о дате и времени рассмотрения представления в прокуратуру района и принятых мерах до настоящего времени не направлена МБОУ «Звездочнинская СОШ» в прокуратуру Усть-Майского района.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица МБОУ «Звездочнинская СОШ».

Извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания извещением, телефонограммой на основании ст. 25.15 ч. 1 КоАП РФ, законный представитель юридического лица – директор МБОУ «Звездочнинская СОШ» ФИО3 в судебное заседание не явилась, направила телефонограмму о рассмотрении дела без ее участия.

При таких обстоятельствах с учетом мнения помощника прокурора Гергеновой Н.Б., полагавшей о возможности рассмотрения дела в отсутствии законного представителя юридического лица, судья определил рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении МБОУ «Звездочнинская СОШ» в порядке ст. 25.4 ч. ч. 3 и 4 КоАП РФ, поскольку имеются данные о надлежащем извещении директора МБОУ «Звездочнинская СОШ» ФИО3 о месте и времени рассмотрения дела, от нее поступило телефонограмма о рассмотрении дела без ее участия и обязательность ее присутствия при рассмотрении дела не усматривается.

В судебном заседании помощник прокурора Гергенова Н.Б. дала аналогичные пояснения, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, дополнив, что представление прокурора является законным и обоснованным, о результатах его рассмотрения до настоящего времени не сообщено в прокуратуру района. Просит признать МБОУ «Звездочнинская СОШ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде минимального административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Выслушав пояснение помощника прокурора, проверив и исследовав постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие собранные материалы дела, судья считает, что вина юридического лица МБОУ «Звездочнинская СОШ» в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.

В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами по делу, а именно:

Уставом МБОУ «Звездочнинская СОШ», утвержденным постановлением администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от <данные изъяты>, согласно которого МБОУ «Звездочнинская СОШ» является некоммерческой общеобразовательной организацией, муниципальным учреждением, юридическим лицом (пункты 1.1., 1.2, 1.4 Устава);

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.08.2023 г. № ЮЭ9965-23-85822768, согласно которой МБОУ «Звездочнинская СОШ», имеющий ОГРН <данные изъяты> по состоянию на 20 июня 2023 г. включен в Единый государственный реестр юридических лиц;

представлением прокурора Усть-Майского района Смирникова А.Г. № 13-2023/Прдп128-23-20980031 от 31 марта 2023 г. об устранении нарушений федерального законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, в части не обеспечения надлежащей медицинской помощи в случае возникновения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории и в здании образовательного учреждения, что способствует возникновения негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью, как учащихся, работников, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение, не позволяет им оказать первичную помощь при возникновении внезапных острых заболеваний, обострении хронических заболеваний, где в требовании указано о безотлагательном рассмотрении с участием представителя прокуратуры района представление, заблаговременно уведомив прокурора о времени и месте рассмотрения, принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной в прокуратуру района в месячный срок;

распиской о получении под роспись представления об устранении нарушений федерального законодательства № 13-2023/Прдп128-23-20980031 от 31 марта 2023 г. Врио директора МБОУ «Звездочнинская СОШ» ФИО2 11 апреля 2023 г.;

уведомлением И.О. директора МБОУ «Звездочнинская СОШ» ФИО3 от 16 июня 2023 г. о вызове в прокуратуру района на 19.06.20223 г. в 17 час. 30 мин. для дачи объяснений по факту не рассмотрения представления об устранении федерального законодательства № 13-2023/Прдп128-23-20980031 от 31 марта 2023 г., решения вопроса о вынесении постановления об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица и ознакомления с материалами дела, полученным ФИО3 в тот же день;

постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 июня 2023 г., вынесенным прокурором района в отношении юридического лица – МБОУ «Звездочнинская СОШ» по факту не рассмотрения представления и не направления сообщения в прокуратуру района в месячный срок о результатах его рассмотрения;

информацией о направлении копии вынесенного постановления в порядке ст. 28.2 ч. 4.1 КоАП РФ МБОУ «Звездочнинская СОШ» 21.06.2023 г.

Кроме того, виновность МБОУ «Звездочнинская СОШ» в умышленном невыполнении требований прокурора, изложенного в представлении от 31.03.2023 г., подтверждена положениями п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Материалы данного дела свидетельствуют о том, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре. Представление об устранении нарушений федерального закона внесено директору МБОУ «Звездочнинская СОШ» ФИО3 по факту неисполнения федерального законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.

Нарушения, на необходимость принятия мер к устранению, о которых указано прокурором, в названном представлении отражены, равно как и нормы законодательства, нарушение которых допущено, следовательно, представление является законным и обоснованным.

Представление содержит законные требования о безотлагательном его рассмотрении с участием представителя прокуратуры района, принятии конкретных мерах к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах его рассмотрения и принятых мерах сообщить в письменной в прокуратуру района в месячный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Согласно ст. 2.1 ч. 2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у МБОУ «Звездочнинская СОШ» имелась возможность организовать рассмотрение представления прокурора с участием представителя прокуратуры района, полученное 11 апреля 2023 г. и в месячный срок, т.е. до 11 мая 2023 г. включительно, направить сообщение о результатах его рассмотрения, принятых мерах по устранению федерального закона. Однако, в прокуратуру района о результатах рассмотрения представления до 11 мая 2023 г. не сообщено, не сообщено и до настоящего времени, следовательно, им не были приняты все зависящие от юридического лица меры по рассмотрению представления, осознавая противоправный характер своего бездействия, предвидя его вредные последствия и относясь безразлично.

При этом помощник прокурора в судебном заседании доказала правомерность требований, изложенных в представлении, об умышленном МБОУ «Звездочнинская СОШ» игнорировании требований прокурора, создав препятствия к осуществлению им надзорных полномочий, а также доказала обоснованность и законность вынесенного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах в деяниях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Таким образом, совокупность проверенных и исследованных доказательств по правилам ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ приводит к выводу, что правонарушителем МБОУ «Звездочнинская СОШ» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, и его деяния надлежит квалифицировать как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 г. № 434-ФЗ), и он подлежит административному наказанию, учитывая, что объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, осуществляющего надзор за исполнением Федеральных законов, действующего от имени государства и представляющего его интересы и вытекающие из норм Федерального закона о прокуратуре.

При вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и составлении других материалов дела соблюдены требования административного законодательства, нарушения закона не допущены.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности (90 календарных дней со дня совершения административного правонарушения) привлечения юридического лица к административной ответственности не истек.

Местом совершения данного административного правонарушения является здание МБОУ «Звездочнинская СОШ», расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район п. Звездочка, ул. Попова, д. 9, а временем совершения административного правонарушения – день, следующий за последним днём, когда он должен был направить письменное сообщение о результатах рассмотрения представления и принятых конкретных мерах по устранению допущенных нарушений федерального закона, их причин и условий им способствовавших, то есть 12 мая 2023 года.

В рассматриваемом деле существенная угроза охраняемым правоотношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к рассмотрению представления и сообщению об его результатах в прокуратуру района, имея на это возможность, но не принял соответствующие меры зависящие от него.

Объективная сторона умышленного невыполнения законных требований прокурора - это бездействие лица, совершившего правонарушение, при этом для квалификации деяния по ст. 17.7 КоАП РФ не имеет значения, наступили или нет какие-либо последствия в связи с умышленным невыполнением законного требования прокурора, создает существенную угрозу охраняемых законом правоотношений, относится к категории нарушений, посягающих на институты государственной власти, состав данного правонарушения является формальным, в связи с чем, отсутствие каких-либо последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Материалами дела не подтверждается, что МБОУ «Звездочнинская СОШ» предпринимал все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Кроме того, не доказано наличие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения и исполнения представления, внесенного прокурором.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора (ст. 1 ч. 3 п. 7 Федеральный закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», следовательно, основания для замены административного штрафа предупреждением в порядке ст. 4.1.1 ч. 1 КоАП РФ не имеется.

При определении вида и размера административного наказания обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, судья в отношении юридического лица признает, совершение административного правонарушения в данной области впервые (ст. 4.2 ч. 2 КоАП РФ).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, судья не находит.

Основания освобождения от административной ответственности или прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, предусмотренные КоАП РФ, в судебном заседании не выявлены. Не установлены также обстоятельства, изложенные в ст. 4.1 ч. ч. 2.2 и 3.5, ст. 4.1.1 ч. 1 КоАП РФ.

При таком положении и с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения, наличия обстоятельств, смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность, его имущественного, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, судья считает необходимым назначить административное наказание в пределах санкции ст. 17.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> который сможет обеспечить достижение целей наказания без применения более строгого вида наказания и будет соответствовать целям административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Звездочнинская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 г. № 434-ФЗ), и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Разъяснить юридическому лицу о том, что согласно ст. 32.2 ч. 1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления настоящего постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, по реквизитам:

наименование банка получателя средств - Отделение Тула Банка России// УФК по Тульской области, г. Тула, ИНН 7727406020, КПП 770801001, БИК (БИГ ТОФК) 017003983, номер счета банка получателя средств 40102810445370000059, номер казначейского счета 03100643000000018500, получатель Управление Федерального Казначейства по Тульской области (МИ УДОЛ), КБК 18211601171010007140, ОКТМО 98654151

и документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, представить или направить в Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).

В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев. С учетом материального положения уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев. Заявление об этом подается судье, вынесшему постановление, в письменной форме. При применении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания суд указывает в постановлении срок, с которого начинается исполнение административного наказания.

Согласно ст. 32.2 ч. 1.5 КоАП РФ административный штраф может быть уплачен в указанном размере до дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке в установленный срок, юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, т.е. за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Копию настоящего постановления направить МБОУ «Звездочнинская СОШ», прокурору Усть-Майского района Смирникову А.Г.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: п/п С.Г. Тарабукин

Копия ВЕРНА,

Судья Усть-Майского районного суда

Республики Саха (Якутия): С.Г. Тарабукин

Секретарь суда: М.И. Яцура

<данные изъяты> ФИО3 ФИО2 ФИО3 ФИО3 <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО2 ФИО3 ФИО3 ФИО3 <данные изъяты> <данные изъяты>
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Усть-Майский районный суд (Республика Саха (Якутия)) на 22.06.2023 в базе нет.