Дело № 12-VY-6/2023, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Томпонский районный суд (Республика Саха (Якутия))
Дата поступления 01.06.2023
Статьи кодексов ст.8.2 ч.3.1 КоАП РФ
Результат Отменено с прекращением производства
Судебное решение Есть
ID 7a49b250-5717-4a67-befa-8fe75ffda364
Стороны по делу
Ответчик
*** "**********"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 12-VY-6/2023

УИД 14RS0028-02-2023-000134-59

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

п. Батагай «26» июня 2023 года

Судья Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) Гриценко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Верхоянского межрайонного прокурора Фёдорова М.И. на постановление старшего государственного инспектора Верхоянской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Степанова Н.Г. от 12 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Энергопром», находящегося по адресу: *Адрес*, ОГРН 1181447008324, ИНН 1435333409, КПП 143501001,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Верхоянской ИГЭН Степанова Н.Г. от 12 мая 2023 года общество с ограниченной ответственностью «Энергопром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

На указанное постановление Верхоянским межрайонным прокурором Фёдоровым М.И. подан протест, в котором он просит отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу. Верхоянской межрайонной прокуратурой проверено исполнение Верхоянской инспекцией государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее – Инспекция) законодательства о государственном контроле (надзоре), об административных правонарушениях. В ходе прокурорской проверки установлен факт привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности в отсутствие контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ). В соответствии с ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), при наличии одного из предусмотренных п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3.2 – 3.5 ст. 28.1 и ст. 28.6 КоАП РФ. Инспекцией к административной ответственности привлечено ООО «Энергопром» на основании протокола 65 № 250742/64 от 03.05.2023, составленного сотрудниками полиции МО МВД России «Верхоянский». В КУСП МО МВД России «Верхоянский» под *Номер* зарегистрирован рапорт начальника полиции МВВ о том, что 01.05.2023 в Верхоянском районе неизвестная автомашина сливает техническую воду в лесном массиве. 03.05.2023 УУП МО МВД России «Верхоянский» БМИ составлен протокол в отношении АСГ, *Дата* г.р., работника ООО «Энергопром», по ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ. При этом из описательно-мотивировочной части протокола следует, что административное правонарушение совершено иным лицом. Вопреки ч. 3.1 ст. 28.1, ст. 29.10 КоАП РФ, п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ в отсутствие КНМ постановлением Инспекции о назначении административного наказания от 12.05.2023 № 1 юридическое лицо ООО «Энергопром» привлечено к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 30000 рублей, половина которого уплачена 15.05.2023. При указанных обстоятельствах постановление подлежит отмене.

В судебном заседании заместитель Верхоянского межрайонного прокурора Федотов С.Н. протест поддержал по имеющимся в нем основаниям, просил дело об административном правонарушении прекратить.

Представитель юридического лица – Болсоева В.А. протест прокурора поддержала, просила его удовлетворить.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, старший государственный инспектор Верхоянской ИГЭН Степанов Н.Г. с протестом прокурора не согласился. Пояснил, что сотрудниками полиции был предоставлен материал по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Энергопром» по ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого им было вынесено оспариваемое постановление. Просит оставить постановление без изменения.

Выслушав объяснения участвующих лиц, проверив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами протеста, прихожу к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении предоставлено лицам, указанным в статьях 25.1 – 25.5.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Согласно части 3.1 статьи 8.2 КоАП РФ загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 03 мая 2023 года УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Верхоянский» БМИ составлен протокол 65 № 250742/64 об административном правонарушении в отношении АСГ, в котором указано, что 30.04.2023 в 13 час. 00 мин. в п. Батагай Верхоянского района РС (Я) работник ООО «Энергопром» ТБ, управляя автомашиной «Камаз» г/н*Номер*, на дороге лесного массива недалеко от микрорайона Авиапорт, слил техническую воду в не предназначенном для слива загрязненных и фекальных вод месте. Действия работника ООО «Энергопром» являются загрязнением окружающей среды, выразившимся в сбросе с автотранспортного средства отходов производства и потребления вне мест (площадок) накопления отходов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3.1. ст. 8.2 КоАП РФ. Юридическое лицо ООО «Энергопром» представляет АСГ.

Протокол об административном правонарушении передан для рассмотрения в Верхоянскую инспекцию государственного экологического надзора Минэкологии РС (Я) определениям начальника МО МВД России «Верхоянский» от 05.05.2023.

На основании указанного протокола и приложенных к нему материалов 12 мая 2023 года старшим государственным инспектором Верхоянской ИГЭН Степановым Н.Г. вынесено постановление, которым ООО «Энергопром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1. ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Привлекая ООО «Энергопром» к административной ответственности старший государственный инспектор Верхоянской ИГЭН сослался на протокол 65 № 250742/64 об административном правонарушении, составленный УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Верхоянский» БМИ

Вместе с тем, указанный протокол составлен в отношении физического лица АСГ, в описании события административного правонарушения также указан работник ООО «Энергопром» ТБ

Таким образом, данный протокол об административном правонарушении в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства по делу.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Нарушение процессуальных требований КоАП РФ, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности лица в совершении противоправного деяния.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При установленных обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Верхоянской ИГЭН Степанова Н.Г. от 12 мая 2023 года подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Протест Верхоянского межрайонного прокурора удовлетворить.

Отменить постановление старшего государственного инспектора Верхоянской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Степанова Н.Г. от 12 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Энергопром».

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) (п. Батагай) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: п/п Ю.А. Гриценко

Копия верна: Судья: Ю.А. Гриценко

*Адрес* *Номер* МВВ БМИ АСГ *Дата* Болсоева В.А. БМИ АСГ ТБ *Номер* АСГ БМИ АСГ ТБ
Дата публикации: 12.09.2023
Другие поступившие дела в Томпонский районный суд (Республика Саха (Якутия)) на 01.06.2023:
Дело № 12-VY-5/2023, апелляция
  • Решение: Производство по жалобе прекращено
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: ЕСТЬ