Дело № 2а-938/2023 ~ М-857/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Мирнинский районный суд (Республика Саха (Якутия))
Дата поступления 21.06.2023
Категория дела Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Прочие дела по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22 КАС РФ). → Об оспаривании решения об ограничении въезда в Российскую Федерацию
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 2a890902-d2da-49b6-a838-f560b2ea3070
Стороны по делу
Истец
************ ***** ***** ****
Ответчик
**** ****** ** *********** ******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД 14RS0016-01-2023-001038-70

Дело № 2а-938/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2023 года. г. Мирный

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Воронова С.А., при секретаре Малеванной Е.А.,

с участием представителя истца Соловьевой Е.С., представителя ответчика Асхаевой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абдулгадирова НРо к отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Мирнинскому району Республики Саха(Якутия)о признании незаконным решения,

установил:

Абдулгадиров Н.Р.о. обратился в Мирнинский районный суд Республики Саха(Якутия) с вышеуказанными требованиями в обоснование иска указывая, что постановлением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года признан виновным в совершении административного правонарушения, в отношении него принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного выезда за пределы страны.

<дата> ОМВД России по Мирнинскому району принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до <дата>.

Указывая, что истец имеет стойкие социальные и семейные связи на территории РФ, у него имеется семья, а супруга воспитывает одна несовершеннолетних детей, просит признать незаконным решение ОМВД по Мирнинскому району от <дата>.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования, подтвердив обстоятельства на которых они основаны. Указывает, что действительно истец был признан виновным в совершении административного правонарушения и должен был самостоятельно выехать за пределы страны. Указанное им невозможно было произвести из-за введенных ограничений на перемещение в связи с распространением короновирусной инфекции, изданием Указа Президента РФ о введении моратория. Позже административному истцу было оформлено разрешение на временное проживание, которое впоследствии было без всяких оснований отменено, и он в период действия моратория объявленного президентом РФ вновь был привлечен к административной ответственности по обстоятельствам того, что не выехал самостоятельно за пределы страны. При вынесении второго постановления об административном правонарушении, суд учитывая наличие семейных связей ограничился наказанием в виде штрафа и Абдулгадирова Н.Р.о принудительно не депортировал. Просит оспариваемое решение отменить, признав его незаконным, так как нарушает права истца и членов его семьи, решение вынесено формально.

Представитель административного ответчика иск не признал. Пояснила, что административный ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности и не исполнил наложенное административное наказание в части самостоятельного выезда за пределы РФ.

Заслушав доводы сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, материалы дела суд приходит к нижеследующему выводу.

Абдулгадиров НРо, <дата> года рождения, уроженец <данные изъяты>

20 мая 2020 года Мирнинским районным судом Республики Саха(Якутия) Абдулгадиров Н.Р.о признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания виде административного штрафа в размере 4000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.

Постановление суда вступило в законную силу 25 июня 2020 года (Решение судьи Верховного Суда Республики Саха(Якутия)).

В соответствии с частью 6 статьи 32.10 КоАП РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

Согласно подпункту "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 791) "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N 36415 июня 2021 года N 364 течение сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых приняты решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, приостанавливалось в период с 15 марта 2020 г. по 31 декабря 2021 года включительно.

Решением УВМ МВД по Республике Саха(Якутия) от 28 мая 2021 года Абдулгадирову Н.Р.о. разрешено временное проживание в Российской Федерации.

Решением УВМ МВД по Республике Саха(Якутия) от 09 июля 2021 года данное разрешение аннулировано.

Постановлением судьи Мирнинского районного суда Республики Саха(Якутия) от 19 ноября 2021 года Абдулгадиров Н.Р.о. по обстоятельствам не исполнения самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.3.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Наказание, в виде административного выдворения за пределы РФ не назначено в виду того, что назначение указанного наказания противоречит требованиям ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так как судом установлено, что супруга Абдулгадирова Н.Р.о – "АА", является гражданской Российской Федерации, так же они имеют двоих несовершеннолетних детей, которые проживают на территории Российской Федерации, супруга беременна, о чем предоставлена справка.

Постановление судьи Мирнинского районного суда Республики Саха(Якутия) от <дата> сторонами не обжаловано, вступило в законную силу.

21 января 2023 года по информации ОВМ ОМВД России по Мирнинскому району Абдулгадиров Н.Р.о. выехал за пределы Российской Федерации.

13 февраля 2023 года инспектором ОВМ ОМВД России по Мирнинскому району вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Абдулгадирову Н.Р. сроком до <дата>, в связи с тем, что иностранный гражданин выехал за пределы РФ исполняя постановление Мирнинского районного суда Республики Саха(Якутия) только <дата>.

В соответствии с частью 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания статьи 227 КАС РФ следует, что для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение в результате этих действий (бездействия) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий в настоящем споре отсутствует, поэтому оснований для удовлетворения требований административного истца у суда первой инстанции не имелось.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из части 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации следует, что свободно выезжать за пределы Российской Федерации может каждый, а беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию имеет право гражданин Российской Федерации.В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 25.10 Федерального закона N 114 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила) а также перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

В силу пункта 2 вышеназванных Правил решение о неразрешении въезда принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.

МВД России включено в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12 Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Приказом МВД России от 08.05.2019 года N 303 утвержден Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, в соответствии с пунктом 3.1 которого при подготовке материалов для принятия решения о неразрешении въезда учитывается наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П указал, что государство правомочно использовать действенные законные средства, которые, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 16 февраля 2016 года N 4-П, позволяли бы, следуя правомерным целям миграционной политики, определять правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также меры ответственности, в том числе административной, за его нарушение и правила применения соответствующих мер, направленные на пресечение правонарушений в области миграционных отношений, восстановление нарушенного правопорядка, предотвращение противоправных (особенно множественных и грубых) на него посягательств.

Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (статья 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Приведенные нормативные положения не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, а также не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными.

Вместе с тем, проанализировав приведенные положения закона и установив фактические основания административного спора, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение уполномоченного органа, не соответствует закону и нарушает права административного истца, поскольку принято без учета степени общественной опасности правонарушений иностранного гражданина, требований справедливости, соразмерности и противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года N 55-О "По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

При этом, судом принято во внимание отсутствие доказательств в материалах дела устойчивого противоправного поведения Абдулгадирова Н.Р.о. во время его пребывания на территории Российской Федерации. Не исполнение административным истцом наказания в виде самостоятельного контролируемого выезда за пределы РФ, объективно подтверждены невозможностью исполнения данных действий в виду ограничений введенных в стране в связи с распространением короновирусной инфекции, наличие семьи.

При вынесении оспариваемого решения, как следует из его содержания, должностным лицом не принято во внимание наличие у административного истца членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации, не приведены достоверные обстоятельства и подтверждающие их доказательства, указывающие на пренебрежительное отношение Абдулгадирова Н.Р.о. к законодательству Российской Федерации, неуважении прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Не обоснованно установлен срок ограничений въезда в Российскую Федерацию, без учета принятых на законодательном уровне мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В данном случае по мнению суда, при наличии выводов суда указанных в постановлении судьи Мирнинского районного суда Республики Саха(Якутия) от 19 ноября 2021 года в части не назначения наказания, в виде административного выдворения за пределы РФ, стороной административного ответчика превышено допустимое вмешательство в осуществление предоставленного иностранному гражданину права на уважение личной и семейной жизни, поскольку административным истцом доказано наличие семейного и социального положения, при которых его проживание на территории Российской Федерации необходимо.

Каких-либо иных доказательств совершения правонарушений Абдулгадировым Н.Р.о., позволяющим подтвердить обоснованность принятого должностным лицом решения, стороной административного ответчика не предоставлено и в решении не приведено.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Абдулгадирова НРо - удовлетворить.

Решение инспектора ОВМ ОМВД России по Мирнинскому району от 13.02.2023 года о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Республики Азербайджан Абдулгадирова НРо, <дата> рождения сроком до 19 января 2028 года - признать незаконным отменить.

Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: Воронов С.А.

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2023 года.

НРо <дата> <дата> <дата> НРо <дата> <данные изъяты> "АА" <дата> <дата> <дата> НРо НРо <дата>
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Мирнинский районный суд (Республика Саха (Якутия)) на 21.06.2023 в базе нет.