Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 13.08.2020 |
Дата решения | 07.09.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Вершинин Максим Борисович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1040eb41-de8e-3372-a0e5-660678579272 |
Дело № 2а-2-207/2020
УИД 13RS0025-02-2019-000252-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Республика Мордовия,
с. Кочкурово 07 сентября 2020 г.
Судья Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия судьи Вершинин М.Б.,
при секретаре судебного заседания Чиряевой К.Ю.,
с участием представителя административного истца [СКРЫТО] Р.А. – адвоката Пазухина К.А., представившего удостоверение <...> и ордер <...> от 02.08.2019,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Начаркиной А.Н., действующей на основании доверенности <...> от 09.01.2020,
заинтересованного лица – финансового управляющего Мурашкиной Е.В.
заинтересованных лиц: Троельниковой А.М. (представитель адвокат Любишкина Н.П. (удостоверение <...> и ордер <...> от 28.08.2020)), ООО «Рубин», кадастрового инженера Смирнова Д.В. АО «Газпром Газораспределение Саранск» (не явились),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] Р. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконными действий по регистрации права собственности (постановке на государственный кадастровый учет) сооружения канализации с кадастровым номером <...>, сооружения электроэнергетики с кадастровым номером <...> сооружения трубопроводного транспорта с кадастровым номером <...>,
установил:
[СКРЫТО] Р.А. обратился в суд с названным административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, мотивировав свои требования следующим.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от <дата> по делу №А39-3654/2016 Троельникова О.М. признана банкротом, в отношении должника введена процедура реализации имущества.
Финансовым управляющим Троельниковой О.М. утверждена Мурашкина Е.В. - член СРО Союз "Межрегиональный центр арбитражных управляющих (определение Арбитражного суда Республики Мордовия от <дата>).
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от <дата> по делу №А39-3654/2016 заявление [СКРЫТО] Р.А. о процессуальном правопреемстве удовлетворено.
[СКРЫТО] Р.А. является кредитором в реестре в третьей очереди (процент участия в реестре 98,38%). Общий размер требований кредиторов третьей очереди за исключением требований, обеспеченных залогом имущества должника составляет 6 950 752,61 рублей.
22.02.2018 финансовым управляющим совместно с должником проведена инвентаризация имущества должника. При этом в перечне выявленного имущества спорные объекты, законность государственной регистрации которых оспаривается, выявлены не были.
Финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении порядка продажи данного имущества.
Троельникова О.М. обратилась в арбитражный суд с ходатайством об исключении из конкурсной массы принадлежащего ей имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также бани, сарая, земельного участка, газового котла, теплицы, ограждений земельного участка. На земельном участке с кадастровым номером <...> расположен жилой дом. На земельном участке с кадастровым номером <...> расположены баня, сарай, теплица.
В судебном заседании 22.01.2019, на котором [СКРЫТО] Р.А. не присутствовал (об указанном узнал из судебного акта), при рассмотрении данного обособленного спора представителем Троельниковой О.М. были заявлены письменные пояснения, из которых следует, что должник просит исключить из конкурсной массы не только жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также баню, сарай, земельный участок под баней и сараем, газовый котел, теплицу, ограждение земельного участка, но и сооружение канализации, кадастровый <...>, сооружении электроэнергетики, кадастровый <...>, газоснабжение кадастровый <...>. Из представленных документов усматривается, что Троельниковой О.М. вышеуказанные объекты зарегистрированы <дата> – газоснабжение, <дата> – сооружение канализации, <дата> – сооружение электроэнергетики, то есть во время проведения в отношении Троельниковой О.М. процедуры реализации имущества.
Троельникова О.М. произвела регистрацию сооружения канализации, кадастровый <...>, сооружения электроэнергетики, кадастровый <...>, газоснабжения кадастровый <...> с нарушением ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», скрыв от регистрирующих органов тот факт, что в отношении нее введена процедура реализации имущества. Конкурсный кредитор квалифицирует вышеуказанные действия, как недобросовестные, позволяющие применить последствия, предусмотренные ст. 10 ГК РФ.
При этом считает, что действия Троельниковой О.М. и административного ответчика нарушают его права, как конкурсного кредитора, поскольку при наличии зарегистрированных прав на указанные коммуникации, реализация имущества из конкурсной массы будет фактически невозможной.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не могло не знать, что введена процедура банкротства - реализации имущества должника, т.к. в разделе выписки из ЕГРН «3. Документы-основания» указано на «Определение Арбитражного суда Республики Мордовия, №А39-3654/2016, выдан 17.05.2017».
В соответствии со ст.213.35 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты признания гражданина банкротом регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные после этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению.
Кроме того, [СКРЫТО] Р.А. ссылается на то, что для постановки сооружений на кадастровый учет как самостоятельных объектов недвижимого имущества необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию, в то время как на регистрацию были представлены только технические условия.
Просит суд признать незаконными действия административного ответчика по регистрации права собственности (постановке на государственный кадастровый учет) сооружения канализации с кадастровым номером <...>, сооружения электроэнергетики с кадастровым номером <...>, сооружения трубопроводного транспорта с кадастровым номером <...>.
В судебном заседании представитель административного истца – адвокат Пазухин К.А. административный иск поддержал по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Начаркина А.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что действия административного ответчика прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают, Управление не может являться административным ответчиком по делу.
Заинтересованное лицо – финансовый управляющий Мурашкина Е.В. административный иск поддержала.
Заинтересованные лица: Троельникова О.М., кадастровый инженер Смирнов Д.В., представители ООО «Рубин», АО «Газпром газораспределение Саранск» в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела. При этом суд счёл возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
Положения части 1 статьи 218 поименованного кодекса предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Таким образом, к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, подтверждающих существование такого объекта с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или прекращение его существования, а также иных предусмотренных законом сведений об объектах недвижимости (части 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «"О государственной регистрации недвижимости»).
Государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и государственный кадастровый учет недвижимого имущества производит Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, которая осуществляет свою деятельность, в том числе через территориальные органы (пункты 1, 4 5.1.1, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457).
[СКРЫТО] Р.А., в целях защиты своих интересов, заявил требования о признании незаконными действий Управления Росреестра по Республике Мордовия. То есть имеет место спор по вопросу исполнения и применения законов в сфере кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Таким образом, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра по Республике Мордовия является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу, вопреки доводам его представителя.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.07.2017 Троельникова О.М. признана банкротом, в отношении должника введена процедура реализации имущества. Ее финансовым управляющим утверждена Мурашкина Е.В. (определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.09.2017).
[СКРЫТО] Р.А. является кредитором в реестре в третьей очереди с процентом участия в реестре 98,38% (общий размер требований кредиторов третьей очереди за исключением требований, обеспеченных залогом имущества должника - 6 950 752,61 руб).
Административным ответчиком на основании заявлений Троельниковой О.М. с представленными документами 25.11.2018 была произведена государственная регистрация сооружения канализации (кадастровый <...>), <дата> - сооружения электроэнергетики (кадастровый <...>), 26.12.2018 сооружения газоснабжения (кадастровый <...>).
В соответствии с положениями статьи 213.25 Федерального закона от <дата> № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
С даты признания гражданина банкротом, в числе прочего, все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (абзац 1 пункта 5 статьи 213.25); регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению (абзац 1 пункта 7 статьи 213.25).
С учетом изложенного, суд считает, что регистрация названных объектов недвижимого имущества в период проведения процедуры реализации имущества гражданина - должника Троельниковой О.М. административным ответчиком была произведена без учета требований Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» об обязательном участии финансового управляющего.
Удовлетворяя иск по указанным основаниям, суд полагает возможным не входить в обсуждение доводов административного истца о том, что, по его мнению, для постановки сооружений на кадастровый учет как самостоятельных объектов недвижимого имущества необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию, в то время как на регистрацию были представлены только технические условия.
Процессуальный срок для подачи административного искового заявления, установленный ст. 219 КАС РФ, суд считает пропущенным по уважительной причине, поскольку административный истец, не являясь непосредственным участником спорных правоотношений, не имел возможности обратиться в суд своевременно, имея достаточный объем сведений для обжалования соответствующих действий административного ответчика.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить [СКРЫТО] Р. А. процессуальный срок подачи административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконными действий по регистрации права собственности (постановке на государственный кадастровый учет) сооружения канализации, сооружения электроэнергетики, сооружения трубопроводного транспорта.
Административный иск [СКРЫТО] Р. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконными действий по регистрации права собственности (постановке на государственный кадастровый учет) сооружения канализации с кадастровым номером <...>, сооружения электроэнергетики с кадастровым номером <...>, сооружения трубопроводного транспорта с кадастровым номером <...> удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия по регистрации права собственности (постановке на государственный кадастровый учет) сооружения канализации с кадастровым номером <...>, сооружения электроэнергетики с кадастровым номером <...>, сооружения трубопроводного транспорта с кадастровым номером <...>, обязав административного ответчика снять указанные объекты с государственного кадастрового учета в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через постоянное судебное присутствие Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия в с. Кочкурово Кочкуровского района Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле.
Судья Октябрьского районного суда г. Саранска
Республики Мордовия М.Б. Вершинин
Решение в окончательной форме принято 16 сентября 2020 г.
Судья М.Б. Вершинин