Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Пролетарский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 21.07.2016 |
Дата решения | 17.08.2016 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Катикова Наиля Мянсуровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a6ac2f6c-a536-3bd7-af58-633e8e74b58b |
Дело № 2а-1566/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 17 августа 2016 г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Катиковой Н.М.,
при секретаре Базеевой Е.В.,
с участием в деле:
административного истца – [СКРЫТО] М.В.,
его представителя – Кожеваткиной А.В., действующей по письменному ходатайству в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
административных ответчиков – отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия»,
их представителя – Сыркина Н.И., действующего на основании доверенностей от 12.05.2016 г. за №2372 и от 16.08.2016 г. за №17,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] М.В. к отделу Военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным отказа в выдаче военного билета и понуждении к выдаче военного билета,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] М.В. предъявил иск отделу Военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск о признании незаконным отказа в выдаче военного билета и понуждении к выдаче военного билета.
В обоснование заявленных требований указал, что .._.._... ему исполнилось 27 лет и он обратился в военкомат с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением возраста, исключающего призыв в армию. 09 апреля 2015 г. он прибыл в отдел Военного комиссариата по Пролетарскому району г. Саранска, где ему было разъяснено, что на данный момент бланков Ф. №1/У нет, поэтому выдается временное удостоверение взамен справки Ф. №1/У. В дальнейшем временное удостоверение с истекшим сроком действия он сдавал в военкомат, а затем получал новое.
29 января 2016 г. ответчик в своем письме №409 сообщил о том, что на его имя оформлена справка Ф. №1/У взамен военного билета.
Указывает, что в результате подобных действий военкомата его права были нарушены, так как без военного билета он лишается определенных возможностей в трудоустройстве, поступления на государственную и муниципальную службу, получения заграничного паспорта.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», указывает, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01.01.2014 г.
Поскольку .._.._.. г. ему исполнилось 27 лет, то юридически значимым для рассмотрения настоящего спора является период с 01.01.2014г. по 03.04.2014 г. Однако никаких повесток от ответчика о явке в военкомат в спорный период он не получал. Явка гражданина, подлежащего призыву, в военкомат, когда ему вздумается, законом не предусмотрена.
Считает, что законных оснований у ответчика для выдачи ему справки Ф №1/У взамен военного билета не имеется, тем самым ответчик нарушил его право на получение военного билета установленного образца.
На основании вышеизложенного, просит признать отказ отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск в выдаче ему военного билета незаконным и обязать ответчика выдать ему военный билет.
Определением суда от 02 августа 2016 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Мордовия» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия»).
В судебное заседание административный истец – [СКРЫТО] М.В. не явился, по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель административного истца – Кожеваткина А.В. исковые требования [СКРЫТО] М.В. поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в административном иске, просит их удовлетворить, указав, что в период с 01.01.2014 г. по 03.04.2014 г. [СКРЫТО] М.В. от призыва на военную службу не уклонялся, имел намерение пойти служить в армию. Однако никаких извещений из военкомата он в этот период не получал. Также указала, что срок обжалования действий военкомата [СКРЫТО] М.В. пропущен не был, так как ввиду юридической неграмотности он не понимал правовые последствия выдачи ему справки вместо военного билета и только в июне 2016 г., обратившись к юристу, он узнал о нарушении своих прав.
Представитель административных ответчиков – отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск, ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» Сыркин Н.И. в судебном заседании исковые требования [СКРЫТО] М.В. не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не требуется установления факта уклонения гражданина от прохождения военной службы, достаточно установление факта отсутствия оснований для освобождения гражданина от прохождения военной службы по призыву и отсутствия у гражданина отсрочки от призыва на военную службу. Также указал, что [СКРЫТО] М.В. пропущен установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим административным иском.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из содержания статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон №53-ФЗ), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 1 апреля по 15 июля 2014 года.
Судом установлены и никем не оспариваются следующие обстоятельства.
[СКРЫТО] М.В., .._.._.. года рождения, является гражданином Российской Федерации, состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск с 16.02.2004 г., признан годным к военной службе.
.._.._.. [СКРЫТО] М.В. достиг возраста 18 лет и подлежал призыву на военную службу.
До 30.07.2008 г. он имел отсрочку от прохождения военной службы в связи с обучением по очной форме в ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский медицинский колледж» по специальности «лечебное дело».
В период нахождения на воинском учете [СКРЫТО] М.В. военную службу не проходил.
Как следует из копии личного дела призывника [СКРЫТО] М.В., по месту своей регистрации он не проживал, о месте своего нахождения военный комиссариат в известность не ставил. Предпринятые меры по его розыску результатов не дали.
.._.._.. [СКРЫТО] М.В. исполнилось 27 лет.
23 апреля 2014 г. [СКРЫТО] М.Ф. обратился в отдел Военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 27 лет.
30 декабря 2014 г. призывная комиссия по городскому округу Саранск приняла решение о том, что [СКРЫТО] М.В. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Комиссия решила зачислить [СКРЫТО] М.В. в запас (выписка из протокола № 2 У от 30.12.2014 г.).
Как указано в административном иске [СКРЫТО] М.В., 09 апреля 2015г. он прибыл в отдел Военного комиссариата по Пролетарскому району г.Саранска, где ему было разъяснено, что на данный момент бланков Ф №1/У нет, поэтому выдается временное удостоверение взамен справки Ф №1/У.
В письме от 29.01.2016 г. за №409 отдел Военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск довел до сведения [СКРЫТО] М.В. о том, что на его имя оформлена справка Ф №1/У взамен военного билета, за получением которой необходимо явиться в отдел военного комиссариата.
Материалами дела подтверждается обращение [СКРЫТО] М.В. к прокурору Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия по вопросу получения военного билета.
Как следует из ответа Врио военного комиссара Республики Мордовия от 15.02.2016 г. за №745 на данное обращение, законные основания для не прохождения [СКРЫТО] М.В. военной службы, отсутствовали, в связи с чем ему оформлена справка взамен военного билета, которую он должен получить в отделе военного комиссариата.
В соответствии с частью 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в редакции Федеральных законов от 02.07.2013 №170-ФЗ и от 01.12.2014 №414-ФЗ, при зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2014 №465 были внесены изменения в раздел III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663.
Так, согласно пункта 34 названного Положения в указанной редакции, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы после 1 января 2014 года.
Следовательно, юридически значимым и подлежащим выяснению по настоящему делу является факт того, являлся ли административный истец лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва (статья 23 Федерального закона N 53-ФЗ) либо отсрочки (статья 24 Федерального закона N 53-ФЗ) после 1 января 2014 года. При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении [СКРЫТО] М.В. после 01 января 2014 г. не принималось, призывная комиссия при зачислении его в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы [СКРЫТО] М.В. о том, что никаких повесток он не получал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 указанного закона.
Как установлено судом из материалов дела, в связи с отсутствием форм справок №1/У административному истцу выдано временное удостоверение.
Пунктом 1 Приложения к форме N 1/у Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495 установлено, что справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
Бланк справки взамен военного билета является защищенной полиграфической продукцией уровня "В".
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Системное толкование приведенных подзаконных актов позволяет суду прийти к выводу о том, что поскольку 30 декабря 2014 г. в отношении [СКРЫТО] М.В. принято решение о зачислении его в запас по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, ему подлежала выдаче соответствующая справка взамен военного билета.
При этом отсутствие соответствующего бланка справки допускается в качестве основания выдачи временного удостоверения.
Вместе с тем, административный истец, реализуя свое право на выбор способа защиты, не сформулировал требований к призывной комиссии, само решение призывной комиссии об основаниях зачисления в запас не оспорил в установленном порядке, в связи с чем оно породило присущие ему правовые последствия. При таких обстоятельствах, выдать военный билет [СКРЫТО] М.В. в настоящее время не представляется возможным.
В соответствии с частью 1 статьи 218 и частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в абзацах 1 и 3 пункта 24 Постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Как следует из административного иска, о том, что ему полагается справка Ф. №1/У взамен военного билета, [СКРЫТО] М.В. было известно ещё в апреле 2015 г., когда он прибыл в отдел Военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск, где ему было выдано временное удостоверение взамен справки Ф. №1/У, бланки которых в тот момент отсутствовали.
Об оформлении в отношении него справки Ф. №1/У взамен военного билета и необходимости её получения [СКРЫТО] М.В. также было сообщено в письме от 29.01.2016 г. После чего он обратился в прокуратуру Пролетарского района г. Саранска, ответ на который датирован 15.02.2016 г.
С административным иском о признании незаконным отказа в выдаче военного билета [СКРЫТО] М.В. обратился в суд 21.07.2016 г., то есть с пропуском установленного срока.
Доводы представителя [СКРЫТО] М.В. со ссылкой на его юридическую неграмотность о том, что о нарушении своих прав он узнал только в июне 2016 г., обратившись к юристу, суд считает несостоятельными, учитывая исследованные по делу вышеперечисленные доказательства.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из абзаца 5 пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Обращение [СКРЫТО] М.В. в прокуратуру с вышеуказанным заявлением в силу положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации не приостанавливает течение срока и не является основанием для признания уважительными причин его пропуска. Более того, ответ на данное обращение, как указано выше, датирован 15.02.2016 г.
Кроме того, 30 декабря 2014 г. [СКРЫТО] М.В. присутствовал на заседании призывной комиссии, признавшей его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и, соответственно, знал о принятом в отношении него решении.
Учитывая, что административные исковые требования по настоящему делу заявлены за пределами указанного в законе срока, уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований [СКРЫТО] М.В. отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска [СКРЫТО] М.В. к отделу Военного комиссариата Республики Мордовия по г.Саранск, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным отказа в выдаче военного билета и понуждении к выдаче военного билета отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья Пролетарского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия