Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Пролетарский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 13.03.2017 |
Дата решения | 12.04.2017 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Полубоярова Людмила Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d72a20a4-df84-3487-982c-8daeb77e4972 |
Дело № 2-472/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 12 апреля 2017 г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Полубояровой Л.А.,
при секретаре Пахомовой А.Г.,
с участием:
истца – [СКРЫТО] Н.Н.,
представителя ответчика – Администрации городского округа Саранск, Ульянова В.Ю., действующего на основании доверенности №79-д от 26 июля 2016 г., со сроком действия на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Н.Н. к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предварительного согласования предоставления земельного участка,
установил:
[СКРЫТО] Н.Н. обратился в суд с иском к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предварительного согласования предоставления земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что является собственником бокса гаража № расположенного по адресу: <адрес>. В целях оформления земельного участка, на котором расположен бокс гаража, он обратился в администрацию городского округа Саранск с просьбой произвести предварительное согласование предоставления земельного участка в собственность для размещения бокса гаража, однако письмом от 24 февраля 2016 г. №ПР-1479 в этом ему было отказано в связи с тем, что земельный участок выходит за красную линию.
Указывает, что принадлежащий ему бокс гаража не является самовольной постройкой, разрешение на его строительство было выдано в установленном законом порядке, год постройки гаража – 1997 г.
Спорный земельный участок не используется под объекты общего пользования и не зарезервирован в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд, следовательно, он может быть передан в собственность истцу. Доводы ответчика не являются основанием к отказу в удовлетворении его требований, поскольку земельный участок не является территорией общего пользования, отсутствует запрет на его приватизацию, красные линии введены позже года предоставления земельного участка под застройку бокса гаража и начала использования земельного участка под строение.
На основании изложенного, просит обязать администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Республика <адрес>, для размещения бокса гаража №, принадлежащего [СКРЫТО] Н.Н. на праве собственности.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Н.Н. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации городского округа Саранск Ульянов В.Ю. против удовлетворения исковых требований возражал.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности с позиции статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 13 ГА 058840 от 16 января 2006 г., выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия, [СКРЫТО] Н.Н. на основании решения отдела архитектуры и градостроительства Администрации Пролетарского района города Саранска Республики Мордовия от 18 августа 1997 г. №436, принадлежит на праве собственности бокс гаража общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Сообщением №Пр-1479 Администрации городского округа Саранск от 24 февраля 2016 г. истцу отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что земельный участок выходит за красную линию.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленным пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что истец [СКРЫТО] Н.Н. с 16 января 2006 г. является собственником бокса гаража общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Суд полагает, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Аналогичное положение закреплено в пункте 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с земельным законодательством, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При таких обстоятельствах суд полагает, что земельный участок, на который претендует истец, должен быть непосредственно связан с функциональным назначением основного здания, строения, сооружения.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, исходит из того, что спорный земельный участок используется истцом под гараж и на нем расположен бокс гаража, право собственности на который зарегистрировано за ним в установленном законом порядке.
Учитывая, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что земельный участок в настоящее время используется под объекты общего пользования либо зарезервирован в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на его приобретение в собственность.
Доводы о том, что спорный земельный участок находится за пределами красных линий, отклоняется судом, поскольку приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.
Довод ответчика о том, что спорный земельный участок выходит за «красную линию», не может явиться основанием к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку земельный участок не является территорией общего пользования, отсутствует запрет на его приватизацию, красные линии введены позже года предоставления земельного участка под застройку бокса гаража, и начала использования земельного участка под строение.
В судебном заседании установлено, что с момента постройки бокса гаража спорный участок находится в тех же границах; иные места общего пользования на спорном земельном участке также не расположены. Данный факт не оспаривался ответчиком.
В настоящее время земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. используется истцом под существующее строение – бокс гаража и законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия,
решил:
Исковые требования [СКРЫТО] Н.Н. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предварительного согласования предоставления земельного участка, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности [СКРЫТО] Н.Н..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья