Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 31.08.2017 |
Дата решения | 01.09.2017 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Парамонов Сергей Петрович |
Результат | ОТКАЗАНО в принятии заявления |
Судебное решение | Есть |
ID | ec382a20-c1ef-39a9-80c2-f99c6a27406f |
Дело № 9а-518/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии административного искового заявления
г. Саранск 01 сентября 2017 г.
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Парамонов С.П.,
рассмотрев административное исковое заявление Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия о признании незаконным предписания №137-02/02 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 31 мая 2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Лисма» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия о признании незаконным предписания №137-02/02 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 31 мая 2017 г.
Судья отказывает в принятии административного искового заявления по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
КАС Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1).
В части 2 статьи 1 КАС Российской Федерации определено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Изложенное свидетельствует о том, что административные споры обусловлены отношениями власти и подчинения. К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Лисма» зарегистрировано в налоговом органе в качестве юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в соответствии с основным видом – 27.40 Производство электрических ламп и осветительного оборудования.
Из административного искового заявления и приложенных к нему документов следует, что оспариваемое предписание вынесено Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия по результатам плановой выездной проверки ГУП Республики Мордовия «Лисма» по соблюдению указанным юридическим лицом требований природопользования и охраны окружающей среды.
Оспариваемым предписанием ГУП Республики Мордовия «Лисма» вменено нарушение требований нормативных правовых актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно в целях устранения выявленного нарушения и обеспечения нормативов качества окружающей среды провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в полном объеме с утверждением в уполномоченном органе нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от металлических труб от установок сжигания нитрозных газов Z-185 в помещении спирально-электродного производства, расположенном по адресу: шоссе Светотехников, д.5, г. Саранск, Республика Мордовия.
Предписание № 137-02/02 от 31 мая 2017 года вынесено Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия, содержит предписания властного характера, адресованные ГУП Республики Мордовия «Лисма», и затрагивает права и законные интересы указанного юридического лица в сфере предпринимательской деятельности, поскольку основанием вынесения такового явились допущенные в процессе хозяйственной деятельности юридического лица нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации.
Следовательно, административное исковое заявление Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия о признании незаконным предписания №137-02/02 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 31 мая 2017 г. не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 128 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в принятии Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия о признании незаконным предписания №137-02/02 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 31 мая 2017 г. по тем основаниям, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии административного искового заявления, и решает вопрос о возврате государственной пошлины лицу, предъявившему административное исковое заявление, если государственная пошлина была уплачена. Копия этого определения направляется указанному лицу не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
В соответствии с частью 2 статьи 128 КАС Российской Федерации судья в определении об отказе в принятии административного искового заявления решает вопрос о возврате государственной пошлины лицу, предъявившему административное исковое заявление, если государственная пошлина была уплачена.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами.
Следовательно, государственная пошлина, уплаченная при подаче административногоискового заявленияпо платежному поручению № 2283 от 31 августа 2017 г. в размере 4500 руб. подлежит возврату Государственному унитарному предприятию Республики Мордовия «Лисма».
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 128 КАС Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
в принятии административного искового заявления Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия о признании незаконным предписания №137-02/02 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 31 мая 2017 г. отказать.
Разъяснить административному истцу Государственному унитарному предприятию Республики Мордовия «Лисма», что на основании части третьей статьи 128 КАС Российской Федерации отказ в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
Разъяснить Государственному унитарному предприятию Республики Мордовия «Лисма», что поданное им заявление подлежит разрешению по правилам и в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Саранска возвратить Государственному унитарному предприятию Республики Мордовия «Лисма» государственную пошлину в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб., уплаченную при подачеадминистративного искового заявленияпо платежному поручению № 2283 от 31 августа 2017 г.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня вынесения настоящего определения через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья С.П. Парамонов