Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 11.02.2019 |
Дата решения | 08.04.2019 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Чибрикин Алексей Константинович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 77eaa43a-4803-38b5-8191-f08c24e5fabc |
N 2а-862/2019
УИД № 13RS0023-01-2019-000682-49
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 апреля 2019 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к [СКРЫТО] А. С. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС по Ленинскому району г. Саранска, налоговый орган) обратилась к [СКРЫТО] А.С. с указанным выше административным иском, в котором просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления и взыскать с ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии в размере 67262 руб. 17 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 11722 руб. 65 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1395 руб. 11 коп., а всего на общую сумму 80379 рублей 93 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что [СКРЫТО] А.С. являлся плательщиком страховых взносов и обязан был своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В сроки, установленные законодательством, страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2014-2016 года [СКРЫТО] А.С. в полном объеме оплачены не были.
В соответствии с информацией, представленной Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда России в г.о. Саранск Республики Мордовия, на сумму задолженности были сформированы требования об уплате недоимки по страховым взносам, однако в адрес налогоплательщика данные требования не направлялись и были переданы в налоговый орган для дальнейшего взыскания.
По состоянию на 01 января 2017 года Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда России в г.о. Саранск Республики Мордовия в налоговый орган для взыскания передана задолженность [СКРЫТО] А.С. по страховым взносам, образовавшаяся за периоды до 01.01.2017.
На основании переданных сведений ИФНС по Ленинскому району г. Саранска в адрес [СКРЫТО] А.С. были выставлены требования об оплате страховых взносов, которые в последующем были скорректированы.
Данные требования направлялись налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика, однако исполнены не были.
ИФНС по Ленинскому району г. Саранска просит суд восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления, а также взыскать с [СКРЫТО] А.С. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии в размере 67262 руб. 17 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 11722 руб. 65 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1395 руб. 11 коп., а всего на общую сумму 80379 рублей 93 коп.
Стороны, будучи извещенными, в предварительное судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 286 КАС Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения обязанности [СКРЫТО] А.С. по уплате страховых взносов, Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В силу требований статьи 14 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного Федерального закона взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, [СКРЫТО] А.С. являлся плательщиком страховых взносов и обязан был своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В сроки, установленные законодательством, страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2014-2016 года [СКРЫТО] А.С. в полном объеме оплачены не были, в связи с чем, Государственным учреждением – Пенсионным фондом России в г.о. Саранск Республики Мордовия были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам от 05.032015 №01102340013183 со сроком уплаты до 27.03.2015, от 14.09.2016 № 011S01160071760 со сроком уплаты до 04.10.2016, от 14.09.20160 № 11S01160071759 со сроком уплаты до 04.10.2016, (л.д. 29, 31, 34).
Вместе с тем, как следует из информации, направленной Государственным учреждением – Пенсионным фондом России в г.о. Саранск Республики Мордовия в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, указанные требования по уплате недоимки по страховым взносам и пеням [СКРЫТО] А.С. не направлялись, а были переданы в налоговый орган для дальнейшего взыскания (л.д. 27-28).
На основании полученных сведений ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска выставила [СКРЫТО] А.С. требования об уплате страховых взносов (с учетом последующих корректировок): № 32786 от 25.07.2017 со сроком уплаты до 14.08.2017, № 34238 от 16.08.2017 со сроком уплаты до 05.09.2017, № 19205 от 28.09.2017, №21570 от 18.12.2017 со сроком уплаты до 15.01.2018.
Суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом установленного срока для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Данный вывод суда основан на применении к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 1 статьи 23, пункта 2 статьи 44, пункта 1 статьи 45, абзацев 3, 4 пункта 1, абзацев 1, 2, 3 пункта 2 статьи 48, пунктов 2, 4 статьи 52, пункта 4 статьи 57, пункта 1 статьи 70, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, нормы действующего законодательства, предоставляя возможность органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, другим органам, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора в случае нарушения таким органом срока обращения в суд.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 45 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 45 НК Российской Федерации является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Частью 6 статьи 289 КАС Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска обратилась в суд с настоящим иском после истечения шестимесячного срока – 11.02.2019 (л.д. 1-5). Иных требований, предъявленных к [СКРЫТО] А.С. ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска после выставления указанных требований, административным истцом ни в материалы дела, ни в настоящем заседании суду не представлено. Об их наличии не сообщено.
Кроме того, срок для взыскания с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени за 2014-2016 года пропущен еще органами Пенсионного фонда.
В силу части 1 статьи95 КАС Российской Федерации при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока (о чем было заявлено налоговым органом) необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность административного истца своевременного обращения в суд с административным исковымзаявлением о взыскании обязательных платежей, и не зависящие от лица, подающего ходатайство овосстановлениисрока.
Однако каких-либо допустимых доказательств с бесспорностью свидетельствующих об обстоятельствах, препятствовавших ИФНС по Ленинскому району г. Саранска своевременно обратиться в суд с указанными выше административными исковыми требованиями и подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока, истцом в суд не представлено.
Согласно части 6 статьи 45 КАС Российской Федерации, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (пункт 5.1), осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций (пункт 6.4).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является исполнительным органом государственной власти, обладающим государственными и иными публичными полномочиями, профессиональным участником налоговых правоотношений.
С учетом приведенных выше обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении указанного срока.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об истечении шестимесячного срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд, в связи с чем отказывает истцу в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска в удовлетворении административных исковых требований к [СКРЫТО] А. С. о взыскании недоимки по страховым взносам за 2014-2016 г. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии в размере 67262 руб. 17 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 11722 руб. 65 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1395 руб. 11 коп., а всего на общую сумму 80379 рублей 93 коп.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение пятнадцати дней с момента вручения копии решения.
Судья А.К. Чибрикин