Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 05.10.2015 |
Дата решения | 02.11.2015 |
Категория дела | прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Догорова Евгения Юрьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 8bd3ae8e-5d3b-390a-98cd-3a5f823f0cd4 |
Дело № 2а-4255/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саранск 02 ноября 2015 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ганаевой М.А.,
с участием представителя административного истца [СКРЫТО] О. Н. – Лопыревой Г. С., действующей на основании доверенности №6-3704 от 02 ноября 2015 года,
заинтересованного лица на стороне административного истца [СКРЫТО] А. Н.,
представителя административного ответчика Администрации городского округа Саранск – Красникова А. И., действующего на основании доверенности №105-д от 29 сентября 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] О. Н. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и понуждении поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
[СКРЫТО] О.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и понуждении поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований указала, что 04 июля 2015 года обратилась в Жилищное управление Администрации городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с необеспеченностью общей площадью по социальной норме.
В обоснование заявления указала, что 18 апреля 2015 года вступила в брак с [СКРЫТО] А. Н., который проживал в <адрес>. В настоящее время они зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 49,29 кв.м., жилой площадью 30,62 кв.м. Кроме них в квартире проживают мама административного истца - ФИО1 (собственник квартиры) и бабушка [СКРЫТО] О.Н. - ФИО2
07 августа 2015 года был получен ответ, в котором отказано в удовлетворении заявления, мотивируя тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях); не истек предусмотренной ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок; не истек пятилетний срок после совершения гражданами действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий (п.2, 3 п.10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 года № 335).
С отказом административный истец не согласна, поскольку они с супругом не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, не имеют в собственности никакого иного жилья, безвозмездную субсидию на приобретение жилья ранее не получали и право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее не реализовывали, документы для принятия на учет представлены в полном объеме, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет (и ранее) не совершали. Смена адреса места регистрации супруга [СКРЫТО] А.Н., которая произошла до истечения пятилетнего срока до момента подачи заявления о постановке на учет, не является сделкой. Кроме того, данное действие не было совершено с целью намеренного ухудшения жилищных условий. Таким образом, сделок, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий, не совершали. В связи с чем, у Администрации городского округа Саранск отсутствовали основания для отказа в принятии семьи [СКРЫТО] О.Н. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время административный истец проживает в двухкомнатной квартире, где на каждого члена семьи приходится менее 12,5 кв.м. (49,29 кв.м.: 4 = 12,32 кв.м.).
В связи с чем просила суд признать незаконными действия - отказ [СКРЫТО] О. Н. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, Администрации городского округа Саранск от 07 августа 2015 года № 540-исх-ПА/ЖУ, обязать Администрацию городского округа Саранск принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий [СКРЫТО] О. Н..
29 октября 2015 года представитель административного истца [СКРЫТО] О.Н. - Лопырева Г.С. исковые требования уточнила, просила суд признать Постановление Администрации городского округа Саранск от 06 августа 2015 года № 2304 в части отказа [СКРЫТО] О. Н. в постановке ее семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и отменить его. Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить [СКРЫТО] О. Н. с составом семьи: муж[СКРЫТО] А. Н. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Административный истец [СКРЫТО] О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца [СКРЫТО] О.Н. - Лопырева Г.С. исковые требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Заинтересованное лицо на стороне административного истца [СКРЫТО] А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Красников А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходя из следующего.
04 июля 2015 года [СКРЫТО] О.Н. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
Постановлением Администрации городского округа Саранск №2304 от 06 августа 2015 года административному истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что ею представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях); не истек предусмотренной ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок; не истек пятилетний срок после совершения гражданами действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий (п.2,3 ч.1 ст.54, ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.2,3 п.10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 года № 335).
Данное постановление Администрации городского округа Саранск в части отказа [СКРЫТО] О.Н. в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о заключении брака серии II – ЖК № 566046 от 18 апреля 2015 года административный истец [СКРЫТО] О.Н. состоит в зарегистрированном браке с [СКРЫТО] А.Н. (л.д. 7).
Согласно выписке из домовой книги в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы: [СКРЫТО] О.Н., ее муж – [СКРЫТО] А.Н., мать – ФИО1, бабушка – ФИО2 (л.д. 8).
Данная квартира принадлежит на праве собственности матери административного истца [СКРЫТО] О.Н. – ФИО1
Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права 13 АА 736972 от 03 мая 2001 года (л.д. 11).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 2 пункта 4 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. №335 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся, в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, на административного истца [СКРЫТО] О.Н. приходится 16,43 кв.м. в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Другой жилой площади [СКРЫТО] О.Н. и ее муж [СКРЫТО] А.Н. не имеют.
Согласно сведениям, представленным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Филиала по Республике Мордовия Саранского отделения, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, [СКРЫТО] (Аросланкина) О.Н., [СКРЫТО] А.Н. зарегистрированной недвижимости не имеют, сведений о совершении сделок по отчуждению жилья за последние пять лет по городскому округу Саранск, зарегистрированных в Филиале ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РМ не имеется.
Согласно сведениям, представленным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Филиала по Республике Мордовия Атюрьевского отделения, [СКРЫТО] А.Н. зарегистрированной жилой недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных по Атюрьевскому району Республики Мордовия, в материалах Атюрьевского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по РМ нет.
Учетная норма площади жилого помещения в г. Саранске установлена Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года №162 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Саранске» и составляет 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, на одного человека семьи [СКРЫТО] приходится 8,21 кв.м., что менее установленной учетной нормы - 12,5 кв.м.
Как сказано выше, статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
По правилам, установленным статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом в силу статьи 54 данного Кодекса отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью4 статьи52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Административный ответчик в обоснование законности постановления об отказе в удовлетворении заявления [СКРЫТО] О.Н. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ссылается на то, что не истек пятилетний срок после совершения гражданами действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий.
Однако, указанные доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Так, в судебном заседании установлено и подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами, что за последние пять лет административный истец и член ее семьи [СКРЫТО] А.Н. не совершали сделок по отчуждению жилья.
До 25 июня 2015 года [СКРЫТО] А.Н. был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу:<адрес>.
С 25 июня 2015 г. [СКРЫТО] А.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
По мнению суда, регистрация [СКРЫТО] А.Н. по месту жительства по адресу:<адрес> июня 2015 года не является свидетельством намеренного ухудшения жилищных условий. Его вселение в квартиру, принадлежащую матери административного истца [СКРЫТО] О.Н., было обусловлено объективными обстоятельствами жизни, а не намерением искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Кроме того, изменение места жительства и регистрации само по себе не имеет правового значения для разрешения вопроса о постановке истца на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку свобода передвижения и выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации (статья 27 Конституции Российской федерации).
Наличие, либо отсутствие регистрации по месту проживания не порождает каких-либо прав на данное жилье. В связи с чем, действия, связанные с изменением места регистрации в данном случае не могут рассматриваться как действия, совершенные в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2007 года указал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Доказательств того, что действия по изменению места регистрации [СКРЫТО] А.Н. были умышленными в силу статьи 62 КАС Российской Федерации ответчиком не представлено.
Таким образом, оснований для отказа в постановке [СКРЫТО] О.Н. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 84 КАС Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При таких обстоятельствах исковые требования [СКРЫТО] О.Н. к Администрации городского округа Саранск являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно статье 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление оплачено [СКРЫТО] О.Н. государственной пошлиной в размере 300 рублей (л.д.3), что соответствует требованиям статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи, с административного ответчика в пользу [СКРЫТО] О.Н. суд взыскивает уплаченную при подаче искового заявления госпошлину в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования[СКРЫТО] О. Н. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и понуждении поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать Постановление Администрации городского округа Саранск от 06 августа 2015 года № 2304 в части отказа [СКРЫТО] О. Н. в постановке ее семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и отменить его.
Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить [СКРЫТО] О. Н. с составом семьи: муж[СКРЫТО] А. Н. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу [СКРЫТО] О. Н. в возмещение судебных расходов 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова