Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 10.11.2016 |
Дата решения | 27.12.2016 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Ледяйкина Оксана Петровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 2512a851-9964-325e-87c3-ea137396e621 |
Дело № 2а-4137/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 27 декабря 2016 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Ледяйкиной О.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы к [СКРЫТО] В. А. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2010-2011 годы, пени за его неуплату, земельного налога за 2011 год, пени за его неуплату,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (далее по тексту - ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы) обратилась с административным иском к [СКРЫТО] В.А. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2010-2011 годы, пени за его неуплату, земельного налога за 2011 год, пени за его неуплату.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что по сведениям Управления Росреестра по Пензенской области [СКРЫТО] В.А. в 2010 году 6 месяцев имел в собственности 1/2 доли, в 2011 году 12 месяцев имел в собственности 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В 2010 году в течение 6 месяцев имел в собственности 1/2 доли, в 2011 году в течение 12 месяцев имел в собственности 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Инвентаризационная стоимость квартиры в 2010-2011 годах составляла 227712 рублей, жилого дома – 64125 рублей. Статьей 2 Решения Пензенской городской Думы от 28 октября 2005 года № 218-15/4 «О налоге на имущество физических лиц» ставка налога на имущество устанавливается в размере 0,1 % от стоимости имущества до 300000 рублей.
Таким образом, [СКРЫТО] В.А. обязан уплатить налог на имущество за 2010, 2011 годы в размере 256 рублей 90 копеек. В установленные законом сроки [СКРЫТО] В.А. налог не оплатил.
[СКРЫТО] В.А. в 2011 году в течение 6 месяцев имел в собственности 1/2 доли земельного участка, расположенного под жилым домом по адресу: <адрес>. Налог в установленные сроки оплачен не был. Административным истцом на основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес [СКРЫТО] В.А. было направлено требование № 10390 от 28 ноября 2012 года об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени. В установленные в требовании срок и до настоящего времени ответчик налоговые обязательства не исполнил.
На основании статей 31, 48 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец просит суд взыскать с [СКРЫТО] В.А. налог на имущество физических лиц за 2010-2011 годы в размере 256 рублей 90 копеек, пени за его неуплату в размере 9 рублей 70 копеек, земельный налог за 2011 год в размере 522 рубля 74 копейки, пени за его неуплату в размере 1 рубль 14 копеек, а всего 790 рублей 48 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району г. Пензы не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом. При подаче административного иска в суд исполняющий обязанности начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы Ашанин В.В. ходатайствовал о рассмотрении административного иска в соответствии со291Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного судопроизводства.
Административный ответчик [СКРЫТО] В.А. в судебное заседания не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом по всем известным суду адресам, в том числе и месту регистрации по адресу: <адрес>. Однако почтовая корреспонденция была возвращена в адрес суда в связи с истечением срока хранения.
Применительно к правилам части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Возвращение в суд неполученного административным ответчиком заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию неоднократных мер, необходимых для вручения судебного документа, пока заинтересованным лицом не доказано иное.
Суд приходит к выводу о том, что административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда «Судебное», что свидетельствует о злоупотреблении им своими процессуальными правами.
В силу части 1 статьи1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи165.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступилолицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.Риск не получения поступившей корреспонденции несет адресат.
В соответствии со статьей35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В данном случаерискнеполучениякорреспонденциинесетадресат, то есть указанная корреспонденция не была получена [СКРЫТО] В.А. по причинам, зависящим от него.
Таким образом, суд в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предпринял все зависящие от него меры по извещению административного ответчика о судебном разбирательстве.
Административный ответчик [СКРЫТО] В.А. считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, назначенного на 27 декабря 2016 года.
В соответствии с частью 2 статьи 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца и административного ответчика [СКРЫТО] В.А.
В соответствии состатьей 291Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; 4) в иных случаях, предусмотренныхнастоящим Кодексом.
Пунктом 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Таким образом, учитывая требования действующего административного законодательства, регламентирующего рассмотрение административного дела в упрощенном (письменном) производстве, суд считает возможным рассмотреть настоящее дела в упрощенном порядке.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
[СКРЫТО] В.А. являлся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.7, 11).
Следовательно, [СКРЫТО] В.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Положениями части 1 статьи286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольногооргана) обратиться всудс административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольногоорганаоб уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано всудв течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи3Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения этопубличныеправоотношения, а уплата налога являетсяпубличнойи конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно части 1 статьи65 Земельного кодексаРоссийской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации,налогнаимуществофизических лиц (далее в настоящей главе -налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщикаминалоганаимущество, согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, являются физические лица, обладающие правом собственностина имущество, признаваемое объектомналогообложенияв соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, то есть имеющие в собственности жилой дом (подпункт 1 пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогподлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшимналоговымпериодом (пункт 1 статьи 409) и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложениянаоснованииналоговогоуведомления, направляемого налогоплательщику налоговыморганом (пункт 2 статья 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено положением пунктом 4 статьи397Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговыморганом.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
24 июля 2012 года в адрес [СКРЫТО] В.А. было направлено уведомление № 91720, в котором рассчитан земельный налог за 2011 год в общей сумме 522 рубля 74 копейки, срок уплаты до 06 ноября 2012 года и налог на имущество 2010, 2011 годы в сумме 256 рублей 90 копеек, срок уплаты до 01 ноября 2012 года (л.д. 4).
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику [СКРЫТО] В.А. налоговым органом выставлено требование № 10390 об уплате земельного налога за 2011 год в общей сумме 522 рубля 74 копейки, пени в сумме 1 рубль 16 копеек и налога на имущество 2010, 2011 годы в сумме 256 рублей 90 копеек, пени в сумме 10 рублей 14 копеек по состоянию на 28 ноября 2012 года, в котором указан срок исполнения обязательств - до 18 декабря 2012 года (л.д. 5).
Административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с ответчика недоимки по налогу и пени: уведомление и требование об уплате налога и пени направлены налогоплательщику по месту его жительства (регистрации) заказной почтой в установленный законодательством о налогах и сборах срок и в силу положений пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Административный ответчик в установленный срок не уплатил недоимку по налогам в установленном размере.
В соответствии с подпунктами 9, 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
Пунктом 2 статьи45Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговыйорганвправе обратиться всудс заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи48Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи48Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подаётся всудобщей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Сумма недоимки по налогам, подлежащая взысканию с [СКРЫТО] В.А., составляет 790 рублей 48 копеек. Срок исполнения требования № 10390 истек 18 декабря 2012 года. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций с [СКРЫТО] В.А. должно было быть предъявленовсудне позднее 18 июня 2016 года, то естьвсоответствующийдень окончания срока.
Судомустановлено, что административное исковое заявление к [СКРЫТО] В.А. о взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени было направлено в Ленинский районныйсудг. Саранска Республики Мордовия 09 ноября 2016 года, о чем имеется отметка почтового отделения. Поступиловсудадминистративное исковое заявление 10 ноября 2016 года, то есть за пределами срока. При этом в административном исковом заявлении содержится ходатайство о восстановлении срока.
Согласно части 1 статьи95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2 статьи286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,к лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальныйсрокпо причинам, признанным судом уважительными, пропущенныйсрокможет бытьвосстановлен.
В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуальногосрока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при решении вопроса овосстановлениипропущенногосроканеобходимо учитывать, что этотсрокможет бытьвосстановлентолько в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность административного истца своевременного обращения в суд с административным исковымзаявлением о взыскании обязательных платежей, и не зависящие от лица, подающего ходатайство овосстановлениисрока.
В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки представителя административного истца на обстоятельства, имевшиеся у юридического лица, обратившегося с административнымисковымзаявлением, о несвоевременном направлении мировым судьей судебного постановления об отмене судебного приказа.
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 года № 506 (в редакции от 1 июля 2016 года) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (пункт 5.1), осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций (пункт 6.4).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является исполнительным органом государственной власти, обладающим государственными и иными публичными полномочиями, профессиональным участником налоговых правоотношений.
Поскольку административный истец не представил каких-либо иных доказательств уважительности пропускасрокаподачи административногоисковогозаявления в отношении [СКРЫТО] В.А., то указание на переход на АИС «Налог-3» в апреле 2016 года, необходимость переоформления ранее подготовленных административных исковых заявлений на заявления о выдаче судебного приказа в связи с введением упрощенной формы производства по делам о взыскании обязательных платежей, большой объем работы, сами по себе не могут быть признаны в качестве уважительных причин пропускасрокаобращения в суд, что свидетельствует в данном случае о невозможности восстановленияпропущенного процессуальногосрокасудом.
Согласно части 5 статьи180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропусксрокаобращения в суд без уважительной причины и невозможность еговосстановленияв предусмотренных настоящим кодексом случаях является основанием дляотказав удовлетворении административногоиска; в этом случае в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку основания для восстановления пропущенного срока обращения в суд с административным иском к [СКРЫТО] В.А. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2010-2011 годы, пени за его неуплату, земельного налога за 2011 год, пени за его неуплату, отсутствуют, и возможность восстановленияпроцессуальногосрокаутрачена, ходатайство овосстановлениипроцессуальногосрокаудовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд выносит решение оботказев удовлетворении административногоискав связи с пропускомсрокаобращения в суд без уважительной причины.
Судебные расходы по делу отсутствуют. Административный истец был освобожден от уплаты госпошлины при подаче административного исковогозаявления. Основания для возмещения судебных издержек отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы к [СКРЫТО] В. А. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2010-2011 годы, пени за его неуплату, земельного налога за 2011 год, пени за его неуплату, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий О.П. Ледяйкина