Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 03.08.2016 |
Дата решения | 22.08.2016 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Чибрикин Алексей Константинович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1796a6bf-5f45-3d60-8f09-52152975b7e3 |
Дело № 2а-3124/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2016 г. г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи А.К. Чибрикина,
при участии в деле:
административного истца – Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска,
административного ответчика – [СКРЫТО] О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к [СКРЫТО] О. А. о взыскании обязательных платежей,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась с исковым заявлением к [СКРЫТО] О.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2012-2014 год в сумме 6525 рублей, пени в сумме 53 рубля 84 копеек.
В обоснование указала, что [СКРЫТО] О.А. является собственником транспортного средства: Форд Фокус, государственный регистрационный номер №. Обязанность по уплате транспортного налога за 2012-2014 год [СКРЫТО] О.А. в установленный срок не исполнена. В связи с неуплатой своевременно налогов были начислены пени, и в адрес административного ответчика направлено требование по состоянию на 10 ноября 2015 года, предоставлен срок для добровольного исполнения требования до 01 февраля 2016 года. Требование не было исполнено в установленный срок в связи с чем, было направлено мировому судье судебного участка N 2 Ленинского района г. Саранска заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам, пени. 30 мая 2016 года мировым судьей был вынесен судебный приказ, который 16 июня 2016 года отменен. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска с указанным иском в суд.
Административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска рассмотрено судом, на основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), в порядке упрощенного (письменного) производства.
В силу п. 3 данной статьи административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Заявленная ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска сумма административного иска менее 20 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).
Согласно ч. 6 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
При этом процессуальный закон фактически предусматривает обязанность суда вынести решение только после получения достоверных сведений о том, что административный ответчик осведомлен о наличии дела в суде, имел достаточное время для представления возражений на административный иск и документов в их обоснование.
Из материалов дела следует, что определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска от 05 августа 2016 г. административное исковое заявление принято к производству; в нем указана информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 127 КАС РФ, предложено административному ответчику предоставить возражения в течение 10 дней с момента получения определения
Названное определение судьи направлено в адрес [СКРЫТО] О.А., получено административным ответчиком 10 августа 2016 года.
Возражения административного ответчика на заявленные ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска требования в суд не поступили
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления и налогового требования по почте заказным письмом; налоговое уведомление и налоговое требование считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как видно из материалов дела, [СКРЫТО] О.А., <данные изъяты>, зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>, в спорный период являлся собственником транспортного средства: Форд Фокус, мощность двигателя 125 л.с., государственный регистрационный номер № (л.д.13).
К региональным налогам относится, в том числе транспортный налог (подпункт 3 статьи 14 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 НК РФ). Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 НК РФ).
Законом Республики Мордовия от 17.10.2002 N 46-З на территории Республики Мордовия установлен и введен в действие транспортный налог. В соответствии с данным Законом (ред. от 24.12.2010) в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. установлена налоговая ставка в размере 21 руб. 6 копеек.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 363 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании статьи 31 НК РФ ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска [СКРЫТО] О.А. был начислен транспортный налог за 5 месяцев владения транспортным средством в 2012 году в размере 1125 рублей и 2700 руб. (за каждый последующий налоговый период 2013 и 2014 г.г.), исходя из налоговой базы - 125 л.с., налоговой ставки – 21,6 руб.; заказной корреспонденцией направлено единое налоговое уведомление № 301789 от 16.05.2015 со сроком уплаты налога до 01 октября 2015 года (л.д.20).
Расчет транспортного налога произведен верно, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В установленный законом срок, указанный в уведомлении, [СКРЫТО] О.А. налог не уплатил.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска в адрес [СКРЫТО] О.А. заказным письмом направлено требование № 16927 об уплате транспортного налога по состоянию на 09.10.2015 в сумме 6525 рублей в срок до 27.11.2015 (л.д.14-15).
24 декабря 2015 года ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска [СКРЫТО] О.А. направлено требование N 8300 об уплате транспортного налога по состоянию на 10.11.2015, предоставлен срок для добровольного исполнения до 01 февраля 2016 года (л.д.16,18).
Требования ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска в добровольном порядке административным ответчиком исполнены не были.
В связи с неисполнением [СКРЫТО] О.А. конституционной обязанности по уплате налога, ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска в установленном законом порядке, обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 30 мая 2016 года. Определением мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Саранска от 16 июня 2016 года, в связи с поступившими возражениями [СКРЫТО] О.А. выданный 03.05.2016 судебный приказ, был отменен (л. д. 9).
С административным исковым заявлением в порядке ст. 286 КАС РФ административный истец обратился 03.08.2016, таким образом, шестимесячный срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).
Согласно пункту 1 статья 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75). В период с 14.09.2012 до 01.01.2016 действовала ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых (указание Банка России №2873-У от 13.09.2012).
С учетом суммы недоимки 6525 рублей, ставки рефинансирования 8,25% годовых, периода просрочки с 02.10.2015 по 09.10.2015 (8 дней) по требованию N 16927 от 09.10.2015 пени составит 14 руб. 36 коп. (6525 рублей х (8,25% :300) х 8 дней.
По требованию N 8300 от 10.11.2015 пени за период с 10.10.2015 по 31.10.2015 (22 дня) составит 39 руб. 48 коп. (6525 рублей х (8,25% : 300) х 22 дня.
Согласно представленным ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска расчетам пени, за несвоевременную уплату транспортного налога начислено пени в сумме 53,84 руб. (л.д.17,19).
Статьей 362 НК РФ установлено, что исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.
Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК РФ), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Административный ответчик в порядке, установленном п. 38 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России N БГ-3-21/177 от 09.04.2003, в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска с заявлением о продаже транспортного средства не обращался; факт того, что до 2014 года автомобиль зарегистрирован на его имя не отрицал.
При таких обстоятельствах, именно [СКРЫТО] О.А. является плательщиком транспортного налога. Правовых оснований для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога не имеется, так как прекращение начисления транспортного налога налоговое законодательство связывает со снятием транспортного средства с регистрационного учета на конкретное физическое лицо (организацию).
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Эта норма связана с общим принципом осуществления правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон, закрепленным в ч. 1 ст. 14 КАС РФ.
Бремя доказывания факта исполнения обязанности по уплате налога лежало на административном ответчике.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об уплате транспортного налога за 2012 - 2014 гг., административным ответчиком суду представлено не было.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, суд проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с иском, правильность исчисления размера налога и пени, и пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от транспортного налога подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. В силу части первой статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был
освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Поскольку истец, как государственной орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к [СКРЫТО] О. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с [СКРЫТО] О. А. в бюджет Республики Мордовия задолженность по транспортному налогу за 2012-2014 год в сумме 6525 рублей и пени в сумме 53 руб. 84 коп., всего 6578 (шесть тысяч пятьсот семьдесят восемь) рублей 84 коп.
Взыскать с [СКРЫТО] О. А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия А.К. Чибрикин