Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 31.08.2017 |
Дата решения | 02.10.2017 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Чибрикин Алексей Константинович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 675649da-fd12-3ca7-a823-53c08bfb5f86 |
Дело N2а-2527/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 октября 2017 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Палаткиной А.С.,
при участии в деле:
административного истца Администрации городского округа Саранск, представителей: Арешкиной Е.В., действующей на основании доверенности от 27.06.2017, Клыковой М.Д., действующей на основании доверенности от 07.09.2017,
административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, его представителя Гришкиной О.В., действующей на основании доверенности от 03.04.2017,
заинтересованных лиц – Шубиной Н.В., Казаковой Г.И., Казакова А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, понуждении осуществить государственную регистрацию
установил:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с указанным выше иском, в котором просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управления Росреестра по Республике Мордовия) от 01.08.2017 об отказе в государственной регистрации права на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, на основании Соглашения от 09.12.2016, а также обязать зарегистрировать права на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, на основании Соглашения от 09.12.2016.
В ходе рассмотрения дела Администрация городского округа Саранск, дополнив основания иска и изменив предмет иска просила:
1.признать незаконными решения Управления Росреестра по Республике Мордовия от 01.08.2017 №13/001/056/2016-4472, № 13/001/056/2016-4473, №13/001/056/2016-4474, №13/001/056/2016-4469, №13/001/056/2016-4466 об отказе в государственной регистрации права собственности городского округа Саранск, Шубиной Н. В., Казаковой Г. И. и Казакова А. Р. на жилые помещения (квартиры), расположенные по адресу: <адрес>, на основании Соглашения от 09.12.2016 г.
2. обязать Управление Росреестра по Республике Мордовия зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, на основании Соглашения от 09.12.2016, а именно:
- право собственности городского округа Саранск на квартиру общей площадью 36,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>;
- право собственности Шубиной Н. В. на квартиру общей площадью 24,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>;
- право общей долевой собственности Казаковой Г. И. и Казакова А. Р. на квартиру общей площадью 41,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что заключением Межведомственной комиссии городского округа Саранск от 26.12.2011 № 305 жилые помещения по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом – аварийным и подлежащим сносу. На основании данного заключения многоквартирный дом <адрес> включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 - 2017 годы, а также в Муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013 - 2017 годы».
При этом за собственником жилого помещения № Шубиной Н.В. зарегистрировано право собственности на 14/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 122,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, а не на квартиру № входящую в состав данного многоквартирного дома.
Между Администрацией городского округа Саранск и Шубиной Н.В. достигнуто соглашение о предоставлении последней взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, другого жилого помещения – квартиры <адрес>.
Однако, заключение договора мены жилых помещений в настоящее время не представляется возможным, поскольку такого вида жилого помещения как «доля в праве собственности на жилой дом» действующее законодательство не содержит.
В целях приведения сведений о регистрации права собственности Шубиной Н.В. в соответствие виду занимаемого ей жилого помещения между Администрацией городского округа Саранск и собственниками жилых помещений, входящих в состав дома <адрес>, заключено Соглашение от 09.12.2016 о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом и выделе квартир в натуре.
01.08.2017 Управлением Росреестра по Республике Мордовия принято решение об отказе в государственной регистрации права. Фактическим основанием отказа явилось указание в кадастровом паспорте здания общей площади <адрес>, не соответствующей значению данного показателя в Соглашении от 09.12.2016 (157,0 кв.м против 122,5 кв.м), а также наличие в составе данного дома помещений, обозначенных как «самовольные постройки».
Полагает, что отсутствие государственной регистрации права собственности заинтересованных лиц (Шубиной Н.В., Казаковых А.Р. и Г.И.) на квартиры, расположенные в спорном жилом <адрес>, делает невозможным заключение с ними договоров мены жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
В судебном заседании представитель административного истца Арешкина Е.В. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенном в иске, а также в заявлении, представленном суду в порядке ст. 46 КАС Российской Федерации.
Представитель административного ответчика Гришкина О.В. административные исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Заинтересованные лица Шубина Н.В. и Казакова Г.И. относительно исковых требований не возразили, полагали подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Казаков А.Р. в судебное заседание не явился, через приемную суда представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 8 статьи 32 ЖК Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Заключением Межведомственной комиссии городского округа Саранск от 26.12.2011 г. № 305 жилые помещения по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом – аварийным и подлежащим сносу (л.д.6-8).
На основании данного Заключения многоквартирный <адрес> включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 - 2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.12.2012 г. № 472 «Об утверждении Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 - 2017 годы, а также в Муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013 - 2017 годы», утвержденную постановлением Администрации городского округа Саранск от 20.06.2013 г. № 1556 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013 - 2017 годы» (л.д.9-14).
Разделом 5 Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.12.2012 г. № 472 «Об утверждении Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 - 2017 годы» 9далее – Программа), установлено, что в реализации Программы участвуют муниципальные образования, органы местного самоуправления которые:
- выполнили условия, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
- приняли решение о долевом финансировании переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) установлено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Пунктом 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ определено, что региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе эти программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ (за исключением этапа 2016 года), на реализацию которых с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года,
следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой финансовой поддержки. Этап 2016 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе этап 2016 года этой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года. При этом к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемые жилые помещения, в совокупности не должны быть менее чем предусмотренное этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количество граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими программами, не должна быть меньше чем предусмотренная этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда общая площадь аварийного жилищного фонда, на переселение
из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка.
На основании представленного 9 декабря 2016 года в Управление Росреестра по Республике Мордовия на регистрацию соглашения о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом и выделе квартир в натуре Шубина Н. В., Казакова Г. И.,
Казаков А. Р. и Муниципальное образование городской округ Саранск производят раздел жилого дома с кадастровым номером 13:23:0904168:246, общей площадью 122,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно соглашения в результате раздела образуются три квартиры общей площадью 157,1 кв.м. Квартира 1 – общей площадью 56,7 кв.м., кадастровый номер 13:23:0904168:149 переходит в собственность городского округа Саранск; квартира 2 – общей площадью 24,5 кв.м., кадастровый номер 13:23:0904168:2547 переходит в собственность Шубиной Н.В.; квартира 3 – общей площадью 75,9 кв.м., кадастровый номер 13:23:0904168:150 – в общую долевую собственность Казаковой Г.И., Казакова А.Р. (по 1/2 доли). При этом право общей долевой собственности Шубиной Н.В. на 14/100 долей жилого дома подлежит прекращению (л.д.19).
Из оспариваемых ответов Управления Росреестра по Республике Мордовия усматривается, что согласно кадастрового паспорта здания, выданного ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 12.12.2016 № 13/2016-287615, за кадастровым номером 13:23:0904168:246 общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. составляет 157,0 кв.м. (с учетом самовольных строений за литером А2,А3). Таким образом, имеются расхождения в общей площади жилого дома между данными правоустанавливающих документов и кадастрового паспорта, данным, содержащихся в ЕГРН. Расхождение в площади составляет 34,5 кв.м. Также согласно технического паспорта от 21.02.2007, имеющегося в архиве Управления Росреестра по Республике Мордовия, в нем содержится отметка о том, что строения за литером А2,А3 построены самовольно.
В связи с тем, что изменение вида объекта недвижимого имущества с жилого дома на квартиры возможно только при одновременном прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, регистрации права собственности на квартиру и регистрацию внесения изменений в ЕГРН на все квартиры 01.08.2017 по указанным выше причинам в государственной регистрации права было отказано.
Оспариваемые уведомления об отказе в государственной регистрации от 01.08.2017 №13/001/056/2016-4472 (городскому округу Саранск в праве собственности на квартиру 1), № 13/001/056/2016-4473 (Шубиной Н.В. – прекращения права общей долевой собственности на жилой дом в связи с его разделом на три части жилого дома-квартиры), №13/001/056/2016-4474 (Шубиной Н.В. – права собственности на квартиру 2), №13/001/056/2016-4469 (Казаковой Г.И. – внесения изменений на квартиру 3), №13/001/056/2016-4466
(Казакову А.Р. - внесения изменений в документ - основания на квартиру 3) представлены в материалы настоящего дела.
Фактическим основанием отказа явилось указание в кадастровом паспорте здания, полученном в порядке внутриведомственного информационного взаимодействия, общей площади дома <адрес>, не соответствующей значению данного показателя в Соглашении от 09.12.2016 (157,0 кв.м против 122,5 кв.м), а также наличие в составе данного дома помещений, обозначенных как «самовольные постройки».
Приведенные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации права.
Собственником жилого помещения №, входящего в состав жилого дома <адрес>, является Шубина Н.В. (л.д.15).
Указанное жилое помещение по пользованию представляет собой квартиру №, что подтверждается договором купли-продажи от 20.07.2010 (л.д.16) и кадастровым паспортом помещения от 23.08.2016 г. № 13/2016-187902 (л.д.17).
При этом за Шубиной Н.В. зарегистрировано право собственности на 14/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 122,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, а не на квартиру №, входящую в состав данного многоквартирного дома.
Между Администрацией городского округа Саранск и Шубиной Н.В. достигнуто соглашение о предоставлении последней взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания (<адрес>), другого жилого помещения – квартиры № в доме по <адрес> (строительная площадка) (л.д.18).
Заключение договора мены жилых помещений не представляется возможным, поскольку такого вида жилого помещения как «доля в праве собственности на жилой дом» законодательство не содержит.
Невозможность заключения договора мены, несомненно, нарушает права и обязанности Администрации городского округа Саранск как уполномоченного органа местного самоуправления на осуществление мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу пункта 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В целях приведения сведений о регистрации права собственности Шубиной Н.В. в соответствие виду занимаемого ей жилого помещения между Администрацией городского округа Саранск и собственниками жилых помещений, входящих в состав дома <адрес>, заключено Соглашение от 09.12.2016 (л.д.19).
При этом, квартира №, в состав которой входят самовольные постройки, включена в Реестр муниципального имущества городского округа Саранск с площадью 36,3 кв.м.
В Соглашении от 09.12.2016 г. площадь квартиры № также указана в размере 36,3 кв.м.
Квартира № площадью 24,5 кв.м в настоящее время зарегистрирована за Шубиной Н.В. как «доли в праве общей долевой собственности на жилой дом».
При этом в собственности Казаковых Г.И. и А.Р. находится квартира № площадью 41,4 кв.м, а в собственности городского округа Саранск – квартира № площадью 36,3 кв.м.
Следовательно, на сегодняшний день право общей долевой собственности на многоквартирный дом <адрес> уже прекращено, и имеет место несоответствие наименования объекта недвижимости, находящегося в собственности Шубиной Н.В., его правовому статусу и назначению согласно кадастровому паспорту помещения.
Кроме того как следует из представленного суду инвентарного дела на жилой дом квартира № площадью 24,5 кв.м не содержит в своем составе каких-либо самовольно возведенных строений. Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Соответственно, отказ административного ответчика № 13/001/056/2016-4473, №13/001/056/2016-4474 Шубиной Н.В. нельзя признать законным.
Далее, действительно, площадь квартиры Казаковых Г.И. и А.Р. в своем составе имеет самовольные постройки. Данный факт заинтересованными лицами не отрицался, подтвержден письменными материалами дела.
На основании договора передачи № 63157 от 20.03.2008 МУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» передало Казаковой Г.И. и Казакову А.Р. квартиру, состоящую из двух комнат общей площадью 41,4 кв.м. по адрес: <адрес>. Данными лицами произведена самовольная реконструкция квартиры путем пристройки к ней помещения. В результате общая площадь квартиры увеличилась.
На основании ч. 3 п. 3 ст. 222 ГК Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как указывалось ранее, заключением Межведомственной комиссии городского округа Саранск от 26.12.2011 № 305 жилые помещения по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом – аварийным и подлежащим сносу.
В рамках реализации мероприятий, связанных с переселением граждан из аварийного жилищного фонда на основании Постановления Администрации городского округа Саранск от № 1927 от 31.08.2017 «О предоставлении жилых помещений по договорам мены» в собственность городского округа Саранск принята от Казакова А.Р. и Казаковой Г.И. принадлежащая им на праве общей долевой собственности квартира общей площадью 41,4 кв.м., расположенная в спорном доме, в обмен на предоставляемое им в общую долевую собственность жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью 54,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, когда Казаковыми А.Р. и Г.И. не предъявлено требований о сохранении данного объекта недвижимости в реконструированном виде, о признании права собственности на самовольную постройку и/или о легализации каким-либо иным образом, а также о постановке на кадастровый учет квартиры № площадью большей, чем указано в правоустанавливающих документах, суд полагает отказ административного ответчика №13/001/056/2016-4469, №13/001/056/2016-4466 незаконным.
В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
В соответствии со статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией административного истца, изложенной в обоснование иска, о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности заинтересованных лиц (Шубиной Н.В., Казаковых А.Р. и Г.И.) на квартиры, расположенные в жилом доме <адрес>, признанным аварийным и подлежащим сносу, делает невозможным заключение с ними договоров мены жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и приведёт к неисполнению по основаниям, изложенным на листах 4-5 настоящего решения, Республикой Мордовия Программы в целом.
Относительно оспариваемого уведомления об отказе в государственной регистрации от 01.08.2017 №13/001/056/2016-4472 городскому округу Саранск, суд полагает следующее.
Согласно заявления, представленного на регистрацию, заявитель просит совершить действия по государственной регистрации права собственности на квартиру № с кадастровым номером 13:23:0904168:149, общей площадью 56,7 кв.м., расположенную в спорном доме.
В качестве основания была представлена выписка из реестра муниципального имущества г.о. Саранск от 08.12.2016 №1674-КУМИ, где общая площадь квартиры № составляет 36,3 кв.м.
При этом в Соглашении от 09.12.2016 площадь квартиры № также указана в размере 36,3 кв.м.
Таким образом, доводы, изложенные в административном иске, что Администрация городского округа Саранск не обращалась в Управление Росреестра Республики Мордовия с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на квартиру № с указанием площади 56,7 кв.м. судом отклоняются, как не нашедшие своего подтверждения.
Из уведомления об отказе в государственной регистрации №13/001/056/2016-4472 следует, что основанием для такого отказа послужило, в том числе то, что представленные на государственную регистрацию заявленного права документы не могут служить основанием для регистрации права собственности на квартиру с кадастровым номером 13:23:0904168:149.
Статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
К таковым основаниям отнесены, в том числе, непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах оснований для признания решения Управления Росреестра по Республике Мордовия №13/001/056/2016-4472 об отказе в государственной регистрации права собственности городского округа Саранск незаконным, у суда не имеется. Данный отказ закону не противоречит.
На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и
реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия - ч. 9 ст. 227 КАС Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о незаконности решений Управления Росреестра по Республике Мордовия от 01.08.2017 № 13/001/056/2016-4473, №13/001/056/2016-4474, №13/001/056/2016-4469, №13/001/056/2016-4466 об отказе в государственной регистрации права собственности Шубиной Н.В., Казаковой Г.И., Казакова А.Р., а также о необходимости возложения на данный орган обязанности осуществить государственную регистрацию, что является допустимым способом защиты нарушенных прав по данному делу.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям; при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов и иные возникшие в ходе судебного разбирательства и требующие разрешения вопросы.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
По смыслу части 1 статьи 114 КАС РФ освобожденный от уплаты государственной пошлины административный ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины в случае удовлетворения административного искового заявления, если административный истец при подаче иска также был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание, что по настоящему делу, как административный истец, так и административный ответчик были освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для её взыскания.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
решил:
административный иск Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, понуждении осуществить государственную регистрацию удовлетворить частично.
Признать незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 01 августа 2017 года № 13/001/056/2016-4473, №13/001/056/2016-4474, №13/001/056/2016-4469, №13/001/056/2016-4466 об отказе в государственной регистрации права собственности Шубиной Н. В., Казаковой Г. И., Казакова А. Р. на жилые помещения (квартиры), расположенные по адресу: <адрес>, на основании Соглашения от 09.12.2016.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать право собственности Шубиной Н. В. на квартиру общей площадью 24,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> на основании Соглашения от 09.12.2016.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать право общей долевой собственности Казаковой Г. И. и Казакова А. Р. на квартиру общей площадью 41,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> на основании Соглашения от 09.12.2016.
В удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 01 августа 2017 года №13/001/056/2016-4472 об отказе в государственной регистрации права собственности городского округа Саранск на квартиру общей площадью 36,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, понуждении осуществить государственную регистрацию – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09 октября 2017 года.
Судья А.К. Чибрикин