Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 31.07.2017 |
Дата решения | 30.08.2017 |
Категория дела | прочие об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления |
Судья | Чибрикин Алексей Константинович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | d480a001-9dcc-3109-a68a-5a319ce6a3c7 |
Дело № 2а-2256/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2017 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Палаткиной А.С.,
при участии в деле:
административного истца [СКРЫТО] А. Н., его представителя адвоката Галкина Н. И., действующего на основании ордера № 202 от 11.08.2017,
представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» Сыркина Н. И., действующего на основании доверенности № 2563 от 18.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А. Н. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным решения в части невыдачи военного билета, возложении обязанности выдать военный билет,
установил:
[СКРЫТО] А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным решения в части невыдачи военного билета, возложении обязанности выдать военный билет.
В обоснование заявленных требований указал, что он состоял на учете с 28 сентября 2005 г. в Ичалковском районе Республики Мордовия, что подтверждается удостоверением гражданина подлежащего призыву на военную службу. Согласно данному удостоверению, он подлежал призыву на военную службу в апреле-июне 2006 г. С сентября 2006 г. по август 2008 г. он являлся курсантом «Воронежского института МВД РФ», затем с августа 2008 г. по июль 2010 г. состоял в должности дежурного пульта централизованной охраны милиции МВД РФ по Республике Мордовия, а с июля 2010 г. по май 2011 г., состоял в должности инспектора ДПС МВД РФ по РМ. Соответственно, в связи с осуществлением учебной деятельности, а затем в связи с работой, был снят с воинского учета. 16 января 2014 г. он вновь поставлен на воинский учет по месту своей регистрации в Ичалковском районе Республики Мордовия. В период с июля 2014 г. по октябрь 2016 г. он осуществлял трудовую деятельность в должности участкового уполномоченного полиции УВД по Центральному административному округу ГУ МВД РФ по г. Москве. В ноябре 2016 г. он обратился в Ичалковский военкомат с целью получения военного билета, решением призывной комиссии, оформленным протоколом № 1/9 от 04 апреля 2017 г. он признан не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований.
Также он обращался с заявлением в адрес военного комиссара Республики Мордовия по вопросу постановки на воинский учет и выдачи документа воинского учета (военного билета); письмом ВрИО военного комиссара Республики Мордовия от 16 марта 2017 г. в выдаче военного билета также было отказано. В настоящее время ему выдана справка взамен военного билета.
Просил суд признать незаконным решение Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» в части невыдачи военного билета [СКРЫТО] А. Н. <данные изъяты> возложить обязанность выдать военный билет (л.д. 1-6).
В судебном заседании административный истец Четрыкин А.Н., его представитель адвокат Галкин Н.И. исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Сыркин Н.И. административные исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Принимая решение по настоящему делу, суд исходит из того, что 06.03.2017 [СКРЫТО] А.Н. обратился с письменным обращением на имя Военного комиссара Республики Мордовия по вопросу постановки на воинский учет и выдачи документа воинского учета - военного билета.
Письмом ВрИО военного комиссара Республики Мордовия от 16 марта 2017 г. №1267 [СКРЫТО] А.Н. было сообщено, что по его обращению в военный комиссариат Ичалковского, Большеигнатовского и Лямбирского районов о постановке на воинский учет и выдачи военного билета должностными лицами сделаны соответствующие запросы в военные комиссариаты по месту его пребывания, по результатам которых будет принято решение о зачислении его в запас по достижении 27-летнего возраста и выдачи документа воинского учета. Разъяснены положения статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» о возможности вынесения призывной комиссией заключения о не прохождении гражданином военной службы по призыву, не имея на то законных оснований, и выдачи призывной комиссией документа воинского учета - справки взамен военного билета.
Как следует из объяснений [СКРЫТО] А.Н. об оспариваемом ответе административного ответчика от 16.03.2017 он узнал непосредственно после его вынесения, получив на руки в Военном комиссариате Республики Мордовия в марте 2017 года. С настоящим иском [СКРЫТО] А.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска 28 июля 2017 г. направив его по почте.
Соответственно, административный истец без уважительных причин пропустил установленный законом срок для обращения в суд.
В удовлетворении ходатайства представителя административного истца о восстановлении указанного выше процессуального срока судом отказано.
При этом ссылки стороны административного истца на первоначальное обращение с административным иском по месту своего жительства в Ичалковский районный суд Республики Мордовия, судьёй которого определением от 28 июня 2017 г. его заявление было возвращено, отклонены судом, так как установленный срок обращения не прерывался, уважительных причин для его восстановления не установлено.
Таким образом, оспариваемое решение было доведено до сведения административного истца и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и обращение с административным исковым заявлением в суд, у административного истца не имелось. Обратившись в суд 28 июля 2017 г., т.е. по истечении 4 месяцев после принятия оспариваемого решения, административный истец пропустил без уважительных причин 3-месячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требования.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий –
несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такой совокупности по настоящему делу не установлено.
В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утвержденного приказом Министра обороны РФ № 495 от 18.07.2014, военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.
Военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу:
при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана;
при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию;
при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
[СКРЫТО] А.Н. на момент его обращения в военный комиссариат Республики Мордовия 06 марта 2017 г. не пребывал в запасе и не проходил военную службу, что не позволяло выдать ему военный билет непосредственно по его обращению.
В соответствии с пунктом 12 приказа Министра обороны № 400 от 02.10.2007 по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане: освобожденные от призыва на военную службу; освобожденные от исполнения воинской обязанности.
Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2,4 статьи 23, статьи 24 закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве граждан на военную службу, утв. постановлением Правительства РФ № 663 от 11.11.2006, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пп. «в» пункта 3, пунктом 4 ст. 23 и ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии) призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
На основании пункта 36 Положения о призыве граждан на военную службу, утв. постановлением Правительства РФ № 663 от 11.11.2006, в соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) (районный военный комиссар) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета (справки формы №1/У).
Согласно приложению к приказу Министра обороны РФ №495 от 18.07.2014 о Порядке ведения и хранения справки взамен военного билета справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Исходя из толкования вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что выдача военного билета при зачислении в запас определенной категории граждан, либо выдача справки с формулировкой «не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований», производится на основании соответствующего решения призывной комиссии (заключения).
[СКРЫТО] А.Н. обжалует бездействие и отказ военного комиссариата в выдаче военного билета за № от 16.03.2017, между тем, заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований и о зачислении в запас [СКРЫТО] А.Н., было вынесено призывной комиссией Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (протокол № 1/9 от 04 апреля 2017 г.), которая была образована на основании Указа Главы Республики Мордовия от 23.03.2017 № 60-УГ «О создании призывных комиссий в Республике Мордовия».
Муниципальное подразделение военного комиссариата не вправе было выдавать военный билет [СКРЫТО] А.Н. в марте 2017 г. и зачислять его в запас (при его обращении), так как [СКРЫТО] А.Н., как следует из материалов дела, не имел законно предоставленного освобождения от призыва на военную службу; не имел предоставленных отсрочек от призыва на военную службу; не был призван на альтернативную гражданскую службу.
С административным исковым заявлением [СКРЫТО] А.Н. была представлена Справка взамен военного билета АЕ № 0004251 от 28.04.2017, содержащая сведения о не прохождении военной службы, не имея на то законных оснований, принятии 02.05.2017 на воинский учет военным комиссариатом Ичалковского, Большеигнатовского и Ромодановского районов Республики Мордовия.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», который вступил в силу с 1 января 2014 года, во взаимосвязи с пунктом 34 утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.
Согласно нормам, изложенным в части 1.1 статьи 28 Закона № 53-Ф3, и в пункте 34 Положения о призыве на военную службу, заключение выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Таким образом, с учётом приведенного правового регулирования юридически значимыми обстоятельствами при вынесении заключения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, являются три условия:
гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года (административный истец с 01.01.2014 не проходил военную службу);
состоял (обязан был состоять) на воинском учете (согласно имеющегося в личном деле призывника письма Военного комиссара Красносельского района Центрального административного округа г. Москвы от 13.03.2017 [СКРЫТО] А.Н. во время осуществления трудовой деятельности в должности участкового полиции УВД по Центральному административному округу ГУ МВД РФ по г. Москве с июля 2014 по октябрь 2016 г.г. на воинском учете в военном комиссариате не состоял, военный билет не получал);
подлежал призыву (не имел отсрочек от призыва) - личное дело призывника не содержит сведений о предоставлении отсрочек от призыва в период с 01.01.2014 по 26.05.2015 до достижения 27- летнего возраста.
Доводы [СКРЫТО] А.Н., приведенные в обоснование его позиции по делу, о бездействии административного ответчика в той части, что он не был поставлен своевременно на воинский учет по вине административного ответчика, а также проверка законности принятого 04 апреля 2017 г. призывной комиссией решения о зачислении в запас, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований не являются предметом административного иска. Данные обстоятельства устанавливаются в ином (самостоятельном) порядке.
Таким образом, требования [СКРЫТО] А.Н. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным решения в части невыдачи военного билета, возложении обязанности выдать военный билет не подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям,
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска [СКРЫТО] А. Н. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным решения в части невыдачи военного билета, возложении обязанности выдать военный билет отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04 сентября 2017 г.
Судья А.К. Чибрикин