Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 24.05.2019 |
Дата решения | 07.06.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Кечкина Наталья Валерьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 70838c47-6498-3823-89c0-9a7069cc21dd |
Дело № 2а-2022/2019
13RS0023-01-2019-002452-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 07 июня 2019 года
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Кечкиной Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Ельниковского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия о признании информации, размещенной в сети Интернет по электронному адресу: http://vodostok-sуstеm.ru/оbnа1iсhivаniе-dеnеg-iр/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Ельниковского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия о признании информации, размещенной в сети Интернет по электронному адресу: http://vodostok-sуstеm.ru/оbnа1iсhivаniе-dеnеg-iр/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Ельниковского района мониторингом интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL адресом: http://vodostoksуstеm.ru/оbnаliсhivаniе-dеnеg-iр/ информации о способах и схемах незаконного обналичивания денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. Информация, размещенная в Интернет сайте http://vodostok-sуstеm.ru/оbnа1iсhivаniе-dеnеg-iр/ может повлечь за собой существенное нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку способы и схемы по обналичиванию денежных средств, предлагаемые на указанном сайте могут использоваться для совершения преступлений, в том числе террористической направленности. Учитывая, что информация носит противоправный характер, данная информация может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В целях ограничения доступа к сайту: http://vodostoksуstеm.ru/оbnаliсhivаniе-dеnеg-iр/ в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Основанием для внесения указанных интернет-ссылок в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент проверки данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация в едином реестре отсутствует, установить почтовый адрес владельца Интернет сайта http://vodostoksуstеm.ru/оbnаliсhivаniе-dеnеg-iр/ не представилось возможном, поскольку данная информация отсутствует на сайте. На основании вышеизложенного, административный истец просит суд признать информационный материал, размещенный на сайте в сети «Интернет» с URL адресом: http://vodostoksуstеm.ru/оbnаliсhivаniе-dеnеg-iр/, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации и копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя сайта в сети «Интернет» с электронным адресом http://vodostoksуstеm.ru/оbnаliсhivаniе-dеnеg-iр/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для ограничения доступа на всех операторов связи на территории Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец прокурор Ельниковского района Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. При этом прокурор Винтайкин А.М. представил заявление, в котором не возразил относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия, не явился, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежаще. При этом Пискунова О.В. от имени указанного Управления представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, а также отзыв на иск.
Пунктом 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание неявку в судебное заседание надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, отсутствие возражений административного ответчика, на основании пункта седьмого статьи 150 КАС Российской Федерации, суд рассматривает заявление в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть третья статьи 1 КАС Российской Федерации).
В соответствии с частью первой статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Прокуратурой Ельниковского района 13 мая 2019 года в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт, содержащий материалы, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к распространению.
Так, по адресу: http://vodostoksуstеm.ru/оbnаliсhivаniе-dеnеg-iр/ опубликована и находится в свободном доступе информация о способах и схемах незаконного обналичивания денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
В соответствии с п. 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июня 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 9 Закон № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», к банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.
Статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрена ответственность за осуществление незаконной банковской деятельности.
Исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Подпунктами 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 235-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку террористического акта, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Согласно подпунктам 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризма относится приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Исходя из статьи 3 Федерального закона от 07 августа 2001 года №2115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Статьей 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года №2115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; общества взаимного страхования; негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.
Статьей Федерального закона от 07 августа 2001 года № 2115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», установлен обязательных контроль по операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Объектом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, могут выступать денежные средства, хранящиеся на различных счетах физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом предусмотрена статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Информация, размещенная в Интернет сайте http://vodostok-sуstеm.ru/оbnа1iсhivаniе-dеnеg-iр/ может повлечь за собой существенное нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку способы и схемы по обналичиванию денежных средств, предлагаемые на указанном сайте могут использоваться для совершения преступлений, в том числе террористической направленности.
Так как информация носит противоправный характер, то она может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная ответственность. Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.
В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести указатели страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со статьей 15.1 Закона № 149- ФЗ.
Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу https://eais.rkn.gov.ru.
В ходе мониторинга установлено, что, интернет - страница по адресу http://vodostok-sуstеm.ru/оbnаliсhivаniе-dеnеg-iр/ содержащая информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен в Единый реестр доменных имен, что подтверждается скриншотом с упомянутого интернет - сайта Роскомнадзора.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Территориальные органы Роскомнадзора наделены Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочиями по внесению в ЕАИС Единый реестр сведений по вступившим в законную силу судебным решениям о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Ельниковского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия о признании информации, размещенной в сети Интернет по электронному адресу: http://vodostok-sуstеm.ru/оbnа1iсhivаniе-dеnеg-iр/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информационный материал, размещенный на сайте в сети «Интернет» на электронной странице по адресу: http://vodostok-sуstеm.ru/оbnаliсhivаniе-dеnеg-iр/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
После вступления решения в законную силу копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия (Коммунистическая ул., д. 89, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005), для включения указанного выше интернет-адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина