Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 04.06.2018 |
Дата решения | 25.06.2018 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Чибрикин Алексей Константинович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e9fc63dc-7fad-38da-82d3-d35e9c8675c0 |
Дело № 2а-1507/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2018 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ельниковского района Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия о признании информационного материала запрещенным к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Ельниковского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия о признании информационного материала, размещенного в сети «Интернет» по адресу: http://xn---78-5cdons0brakijtd4l.xn--plai, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ельниковского района Республики Мордовия проведена проверка в сфере соблюдения законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. При мониторинге информации в сети «Интернет», проведенном на территории Ельниковского района Республики Мордовия, по электронному адресу в сети Интернет выявлен сайт: http://xn---78-5cdons0brakijtd4l.xn--plai, на котором размещена информация о дистанционной продаже табачной продукции оптом и по заниженной цене. Доступ на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.
На основании изложенного и со ссылкой на нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ прокурор просит суд признать информационные материалы, содержащие информацию о дистанционной продаже табачной продукции оптом и по заниженной цене, размещенные в сети Интернет по указанному выше адресу, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец - прокурор Ельниковского района Республики Мордовия не явился, просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия, не явился, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежаще, при этом Пискунова О.В. от имени указанного Управления представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В соответствии состатьей 291Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; 4) в иных случаях, предусмотренныхнастоящим Кодексом.
Пунктом 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Таким образом, учитывая требования действующего административного законодательства, регламентирующего рассмотрение административного дела в упрощенном (письменном) производстве, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в упрощенном порядке.
Исследовав письменные доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, при мониторинге информации в сети «Интернет», проведенном на территории Ельниковского района Республики Мордовия, по электронному адресу в сети Интернет выявлен сайт: http://xn---78-5cdons0brakijtd4l.xn--plai, на котором размещена информация о дистанционной продаже табачной продукции оптом и по заниженной цене. Доступ на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.
На момент проверки данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.
В соответствии с частью 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закон № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее по тексту - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим предложения о дистанционной продаже табачной продукции оптом и по заниженной цене.
На сайте https://xn---78-5cdons0brakijtd4l.xn--plai осуществляется дистанционная продажа табачной продукции.
За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которую несут граждане, должностные и юридические лица.
Размещение на сайте с адресом https://xn---78-5cdons0brakijtd4l.xn--plai информации побуждает неопределенный круг лиц к нарушению законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, приобретение табачной продукции дистанционным способом, а также права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды предусмотренных преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье конечного потребителя данного продукта, так как проверить его качество и соответствие требованиям безопасности невозможно.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент рассмотрения дела данный указатель сайта, на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
По делам о признанииинформации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет»,запрещеннойк распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет»запрещеннойинформации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания даннойинформации, распространенной в сети «Интернет»,запрещенной.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные административные исковые требования прокурора Ельниковского района Республики Мордовия удовлетворить.
По информации, представленной суду Управлением Роскомнадзора по Республике Мордовия, территориальные органы Роскомнадзора наделены Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочиями по внесению в ЕАИС Единый реестр сведений по вступившим в законную силу судебным решениям о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Указанные сведения в единый реестр вносятся непосредственно территориальными органами без направления их в центральный аппарат.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям,
руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Ельниковского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала запрещенным к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информационный материал, размещенный в сети «Интернет» по электронному адресу: http://xn---78-5cdons0brakijtd4l.xn--plai, о дистанционной продаже табачной продукции оптом и по заниженной цене, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
После вступления решения в законную силу копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия (Коммунистическая ул., д.89, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005), для включения указанного выше интернет-адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение пятнадцати дней с момента вручения копии решения.
Судья А.К. Чибрикин