Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 26.04.2018 |
Дата решения | 13.07.2018 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Чибрикин Алексей Константинович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 501c29c7-a9e4-3425-9143-dee8677d38a4 |
N 2а-1275/2018 Копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 июля 2018 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Палаткиной А.С.,
с участием в деле:
административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска, его представителя Крайновой С.В., действующей на основании доверенности от 25 сентября 2017 г.,
административного ответчика [СКРЫТО] И.А., её представителя Макаровой Ф.Ю., действующей на основании доверенности от 21 мая 2018 г..
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к [СКРЫТО] И. А. о взыскании налоговой недоимки
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска обратилась с административным иском к [СКРЫТО] И.А. о взыскании транспортного налога за 2015 г. и 2016 г. в сумме 34200 рублей, пени в размере 84 руб. 64 коп., налога на имущество физических лиц за 2015 – 2016 г.г. в размере 2255 рублей, пени в размере 13 руб. 01 коп., на общую сумму 36552 рублей 65 коп.
В обоснование заявления налоговый орган указывает, что за [СКРЫТО] И.А. зарегистрированы: комбайн «Дон-1500А» г/р знак 22 20 МВ 13, мощностью 225 л.с., комбайн «Дон-1500А» г/р знак №, 219 л.с., трактор «Т-150К» г/р знак №, мощностью 165 л.с., числится недоимка по транспортному налогу за 2015 и 2016 год в размере 34200 рублей. Плательщиком единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 НК РФ в 2015 – 2016 г.г. ответчик не являлась.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную сумму налога начислены пени в сумме 84 руб. 64 коп. (в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ). На сумму недоимки [СКРЫТО] И.А. было выставлено требование от 11 декабря 2017 г. N 10433 со сроком уплаты до 23 января 2018 г., которое добровольно исполнено не было.
14 февраля 2018 г. мировым судьей по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с [СКРЫТО] И.А. задолженности по налоговым платежам. Однако определением судьи от 22 февраля 2018 г. данный судебный приказ был отменен, что послужило причиной для обращения ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска с административным исковым заявлением в суд.
05 июля 2018 г. административный истец представил в суд заявление, в котором отказался от требования о взыскании с [СКРЫТО] И.А. суммы задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за период 2015 г., 2016 г. в размере 2255 рублей в связи с уплатой данной суммы.
13 июля 2018 г. суду было представлено заявление об отказе от исковых требований в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за период 2015 г., 2016 г. в размере 13 руб. 01 коп. в связи с уплатой задолженности. Оставшаяся сумма к взысканию составила 34284 рублей 64 коп.
Определением суда от 13 июля 2018 г. на основании ч. 3 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), отказ от заявленных требований принят, производство по административному делу в указанной выше части было прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца Крайнова С.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменном дополнении к нему. Указала, что для освобождения от уплаты транспортного налога ответчик должен был подтвердить статус сельхозтоваропроизводителя и в соответствии с п. 2 ст. 346 НК Российской Федерации представить в налоговый орган документы, подтверждающие, что доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% от общего дохода. [СКРЫТО] И.А. таких документов представлено не было, в связи с чем она должна уплатить транспортный налог за 2015, 2016 г.г.
Представитель административного ответчика Макарова Ф.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, дав возражения согласно доводам письменного отзыва. Полагала, что [СКРЫТО] И.А. не должна платить налог, так как является главой КФХ и использует сельскохозяйственную технику только для производства сельскохозяйственной продукции. В подтверждение представила суду: письменные объяснения [СКРЫТО] И.А. по использованию принадлежащей ей на праве собственности сельскохозяйственной техники в 2015 и 2016 г.г., копии договоров аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения от 27.10.2006, справку, выданную 26.06.2018 зам. главы Лямбирского муниципального района – начальником управления по работе с отраслями АПК и ЛПХ граждан об использовании в 2015, 2016 г.г. группой фермеров, в которую входила [СКРЫТО] И.А., земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Лямбирском муниципальном районе, с целью выращивания многолетней травы, с применением кормоуборочной техники, а также обеспечила явку и допрос свидетелей ФИО1 и ФИО2, которые, будучи зарегистрированными в качестве Глав КФХ, совместно с [СКРЫТО] И.А. использовали земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в Лямбирском муниципальном районе, с применением принадлежащей ей сельскохозяйственной техники.
Кроме того, представила сведения о продаже [СКРЫТО] И.А. 01 ноября 2016 г. сельскохозяйственной техники, приведенной на л.1 настоящего решения.
Административный ответчик [СКРЫТО] И.А. о времени и месте рассмотрения административного искового заявления извещалась своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явилась, административным ответчиком представлено ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
Суд, учитывая положения ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав представителей сторон, свидетелей, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 286 КАС Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 КАС Российской Федерации.
В силу ст. 289 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).
Наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций суд устанавливает в ходе проверки и оценки доказательств, представленных налоговым органом, ответчиком (если он посчитает это нужным) и при необходимости истребованных судом по своей инициативе (ч. 2 ст. 135, ч. ч. 4, 5 ст. 289 КАС Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 358 НК Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 5 п. 2 ст. 358 Кодекса установлено, что не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, законодатель ввел два критерия при совокупности которых лицо подлежит освобождению от уплаты транспортного налога: транспортное средство должно быть зарегистрировано на сельскохозяйственного товаропроизводителя и использоваться при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Согласно разъяснениям Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (письмо от 24.12.2007 N 03-05-05-04/08), совпадающим с позицией, изложенной в письме ФНС России от 19.04.2018 N БС-4-21/7515@, в письме Минфина России от 17.04.2018 N 03-05-05-04/25539, от 17.10.2017 N 03-05-05-04/67541 при отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения главы 28 НК РФ "Транспортный налог" следует руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 процентов в течение календарного года.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно ст. 1 ФЗ от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что для освобождения лица от уплаты транспортного налога по основанию, предусмотренному пп. 5 п. 2 ст. 358 НК Российской Федерации, необходимо наличие у лица статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, определяемого в соответствии со ст. 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства", и наличие зарегистрированной на имя данного лица специальной техники, используемой при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. При этом крестьянско-фермерское хозяйство в силу специфики его деятельности по осуществлению производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" признается сельскохозяйственным товаропроизводителем независимо от того, какую долю в общем доходе этого хозяйства составляет доход от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции.
Ссылка налогового органа на необходимость применения к спорным правоотношениям требований ст. 346.2 НК Российской Федерации не является обоснованной, так как положения данной статьи определяют статус налогоплательщика в целях уплаты единого сельскохозяйственного налога и не могут быть распространены на отношения в сфере взимания транспортного налога, что подтверждается приведенными ранее разъяснениями Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] И.А. в период с 11 апреля 2006 г. по 24 октября 2016 г. являлась главой КФХ с основным видом деятельности разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, с дополнительным видом деятельности - выращивание зерновых и зернобобовых культур, семян масличных культур.
В Управлении по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхозпрода Республики Мордовия за КФХ [СКРЫТО] И.А. зарегистрированы трактор «Т-150К», 1984 год
выпуска, зерноуборочный комбайн «Дон-1500А», 1990 года выпуска, зерноуборочный комбайн «Дон-1500А», 1991 года выпуска.
Согласно письменным пояснениям [СКРЫТО] И.А. указанная сельскохозяйственная техника использовалась ею как главой КФХ для производства сельскохозяйственной продукции в 2015 – 2016 г.г., что подтверждается не только показаниями опрошенных в судебном заседании свидетелей, не доверять которым оснований у суда не имеется, но и справкой администрации Лямбирского муниципального района от 26.06.2018, содержащей информацию об использовании вышеуказанной кормоуборочной техники именно в 2015 и 2016 годах [СКРЫТО] И.А. при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (выращивание и уборка многолетних трав).
Приведенные доказательства оценены судом в совокупности с другими материалами дела.
К тому же, как следует из выписки из ЕГРИП в отношении [СКРЫТО] И.А., сельскохозяйственное производство является единственным разрешенным видом деятельности ИП [СКРЫТО] И.А., она занимается только производством зерновых и зернобобовых культур, разведением крупного молочного скота соответственно, она может получать доход только от производства сельскохозяйственной продукции.
Доказательств того, что [СКРЫТО] И.А. использовала сельскохозяйственную технику для каких-либо других целей налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах [СКРЫТО] И.А. подлежала освобождению от уплаты транспортного налога за 2015 и 2016 год в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК Российской Федерации, поскольку используемая ею в производстве сельскохозяйственной продукции как главой КФХ сельскохозяйственная техника, согласно НК Российской Федерации не является объектом налогообложения. Неполучение ИП [СКРЫТО] И.А. в 2015 - 2016 г.г. дохода от основного вида деятельности не может служить основанием для обременения её налоговыми платежами, от уплаты которых она освобождена в силу закона как глава КФХ.
Доводы налогового органа об обратном противоречат нормам пп. 5 п. 2 ст. 358 НК Российской Федерации, ст. 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска в удовлетворении заявленных административных исковых требований о взыскании с [СКРЫТО] И. А.
транспортного налога за 2015 г. и 2016 г. в сумме 34200 рублей, пени в размере 84 руб. 64 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 июля 2018 года.
Судья (подпись) А.К. Чибрикин
Подлинник решения находится в материалах административного дела N 2а-1275/2018
Секретарь А.С. Палаткина