Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 02.02.2015 |
Дата решения | 20.02.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Ионова Ольга Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 9094d6f3-c6a8-36c3-8d50-ca8c619f0862 |
Дело №2-728/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Никуленок О.В.,
с участием в деле:
заявителя - прокурора Октябрьского района г.Саранска, в лице представителя старшего помощника прокурора Лапшиной О. Г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельны требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Мордовия, в лице представителя Гришановой О. Н., представившей доверенность от 19 февраля 2015 года №2
ответчика - Открытого акционерного общества «Ростелеком», в лице представителя Максимович Е. Н., действующей на основании доверенности от 20 января 2015 года №0602/29/4-15
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саранске
20 февраля 2015 года
гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» о возложении обязанности ограничить доступ к информации,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Саранска, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее по тексту ОАО «Ростелеком») о возложении обязанности ограничить доступ к информации.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Саранска осуществлен мониторинг сети Интернет с целью выявления сайтов, в деятельности которых усматривается организация и проведение азартных игр, запрещенных к осуществлению с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
В ходе мониторинга установлено, что на сайте <данные изъяты> имеется размещение предложений по вступлению в азартные игры: <данные изъяты> и другие.
При использовании раздела «Правила», «Помощь» пользователю предоставляется выбор способов и методов оплаты игры, в том числе с использованием банковских карт после соответствующей регистрации на сонном сайте.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной, запрещена
Вход на сайт осуществлен с персонального компьютера в здании
прокуратуры Октябрьского района г. Саранска, расположенного по адресу: г. Саранск, улица Волгоградская, д. 94. Доступ к указанному сайту обеспечило ОАО «Ростелеком» филиал в Республике Мордовия на основании государственного контракта № 22/14 от 30 декабря 2013 года, заключенного с прокуратурой Республики Мордовия.
ОАО «Ростелеком» в соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» является оператором связи и оказывает телематические услуги связи на основании лицензий № 86473 от 15 мая 2007 года и № 86475 от 15 мая 2007 года и как Интернет-провайдер обладает возможностью ограничения доступа пользователей к Интернет-сайтам путем фильтрации их IP-адресов.
Основывая свои требования на положениях статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статей 5, 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», прокурор просит:
- обязать ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице филиала в Республике Мордовия прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к сайту: <данные изъяты> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов, закрепленного за указанным сайтом;
- взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета городского округа Саранск.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшина О.Г. заявление поддержала по заявленным основаниям, просила удовлетворить его в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельны требований относительно предмета спора, на стороне истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Мордовия Гришанова О.Н. заявление поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Ростелеком» Максимович Е.Н. исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях, где, в частности указывает, что сведения о том, что информация о доменном имени и (или) указателе страниц названного сайта в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещена, сетевого адреса позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, внесены в Единый реестр, истцом не представлены. Сведений о том, что в отношении информации, распространяемой с использованием указанного в исковом заявлении сайта, доступ к которому обеспечивает оператор связи, уполномоченным органом принято решение или имеется судебный акт, которым указанная информация признана запрещенной к распространению, истцом не представлено. По этим основаниям просила в иске отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
ОАО «Ростелеком» в соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07 июля 2013 года № 126-ФЗ «О связи» является оператором связи и оказывает телематические услуги связи на основании лицензий № 86473 от 15 мая 2007 года и № 86475 от 15 мая 2007 года (л.д.23, 24).
В силу пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 575, ОАО «Ростелеком» обязано оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами, лицензией и договором.
При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска в рамках проверки исполнения федерального законодательства в сфере противодействия распространению запрещенной или ограниченной к распространению информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> расположена информация, противоречащая действующему законодательству. На указанной странице имеется размещение предложений по вступлению в азартные игры: <данные изъяты> и другие.
Исследование Интеренет-сайта осуществлено с использованием персонального компьютера Intel Core Duo E4500 @ 2.20GHz 2038 MB RAM 1024/149GB/SVGA/DVD+RW/FDD/ITX450W, Доступ к сети Интернет осуществлен при помощи модема ZyXEL Omni 56К miniExt Retail через провайдера ОАО международной и междугородной электрической связи «Ростелеком» макрорегиональный филиал «Волга» в Республике Мордовия с использованием браузера Explorer 9 версии 9.0.8112.16421.
При проведении исследования установлено, что на исследуемой странице размещены предложения по вступлению в азартные игры: <данные изъяты> и другие.
Согласно полученным данным исследуемый сайт находится на сервере с IP-адресом 104.28.26.29.
Указанные обстоятельства, подтверждаются актом осмотра Интернет - сайта от 02 февраля 2015 года, составленного помощником прокурора Октябрьского района г.Саранска юристом 2 класса ФИО1, в присутствии понятых ФИО2, ФИО3 (л.д.6-7).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон об информации).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Под распространением понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу ее неопределенному кругу лиц.
В соответствии с пунктом 5 стать 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом № 244-ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона № 244-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край. В данном перечне Республика Мордовия не значится.Статьей 9 Федерального закона об информации предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В судебном заседании установлено, что Филиал в Республике Мордовия ОАО «Ростелеком» в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» на основании лицензии № 86475, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, предоставляет телематические услуги связи, в том числе на территории г. Саранска. Предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, размещенной на сайте <данные изъяты>, Филиал в Республике Мордовия ОАО «Ростелеком» фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, организация обязана предпринять меры по ограничению доступа к указанному интернет-сайту. Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передаче информации, доставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации. При этом освобождение законом ответчика от гражданско-правовой ответственности как одной из форм государственного принуждения, состоящей во взыскании судом с нарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций и направленной на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего, не исключает возможность применения к ответчику иных мер государственного принудительного порядка, не обладающих признаками гражданско-правовой ответственности. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что информация, содержащая предложение по вступлению в азартные игры: <данные изъяты>, распространенная на сайте в сети «Интернет», оказывает негативное воздействие на неопределенный круг лиц (пользователей сети). Федеральным законом № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» урегулированы отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и в связи с этим запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, способная вызвать у детей желание принять участие в азартных играх. Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение, публичную демонстрацию или рекламирование азартных игр. С момента получения лицензий № 86473 от 15 мая 2007 года и № 86475 от 15 мая 2007года на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи, ОАО «Ростелеком» приобрело статус оператора связи, осуществляющего прием и передачу телематических электронных сообщений, доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, пропуск и учет трафика от (на) сетей связи других операторов в соответствии с перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87. Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, ОАО «Ростелеком», осуществляя деятельность по оказанию телематических услуг связи, обязано соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации. Между тем ОАО "Ростелеком", предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, в частности к интернет-сайтам, на которых содержится информация о различных азартных играх, фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц, что является недопустимым. Имея техническую возможность, ответчик должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к интернет-сайтам. Факт размещения сведений об участии в азартных играх, ответчиком не оспаривался. Доводы представителя ответчика Максимович Е.Н. о том, что ответчик не может технически ограничить доступ пользователей к конкретной информации, суд находит необоснованными. Исходя из положений статей 56, 60 ГПК Российской Федерации, ответчик, ссылаясь на техническую невозможность выполнения требований прокурора, обязан доказать эти обстоятельства определенными средствами доказывания. Ответчиком не было опровергнуто, что организации, осуществляющие деятельность по оказанию телематических услуг, имеют техническую возможность ограничить доступ к указанным материалам.Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре в качестве способа защиты гражданских прав. Выбор в иске именного такого способа защиты интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обусловлен расположением Интернет-ресурсов сайт <данные изъяты>, расположен на сервере с <данные изъяты>.В виду размещения Интернет-сайта на серверах Германии невозможно предъявление требований к организациям, предоставляющими услуги физического размещения ресурсов сети Интернет на своих серверах и регистрации доменных имен (хостинг-провайдерам), так как последние не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации.Кроме того, согласно положениям статьи 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (часть 1). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3). Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5). Согласно пункту 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. №228, полномочия по созданию, формированию и ведения Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. На основании изложенного суд находит, исковые требования прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ростелеком» о возложении обязанности ограничения доступа к информации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу части первой статьи 88 ГПК Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части первой статьи 103 ГПК Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
При подаче заявления прокурор Октябрьского района г.Саранска был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта второго статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взимается в доход бюджета муниципального образования (местный бюджет) по месту нахождения суда, принявшего решение, т.е. в бюджет городского округа Саранск.
Заявление прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворен, а следовательно с ОАО «Ростелеком», в соответствии с абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, следует взыскать в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ростелеком» о возложении обязанности ограничения доступа к информации удовлетворить в полном объеме.
Обязать Открытое акционерное общество «Ростелеком» прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к сайту: <данные изъяты> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IR-адресов, закрепленного за указанным сайтом.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ростелеком» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Ионова О.Н.
Мотивированное решение принято 25 февраля 2015 года
Судья - Ионова О.Н.