Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 13.11.2014 |
Дата решения | 15.12.2014 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2dde3998-57aa-3464-bb63-cfc691675ed6 |
Дело №2-4947/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи О.В. Селезневой,
с участием секретаря судебного заседания – К.С. Филипповой,
с участием в деле:
истца - В.Н. [СКРЫТО], его представителя В.Н. Синицына, представившего доверенность от 14 мая 2014 года,
ответчика - Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Н. [СКРЫТО] к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка и о понуждении Администрации городского округа Саранск подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка,
у с т а н о в и л:
В.Н. [СКРЫТО] обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка и о понуждении Администрации городского округа Саранск подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка.
В обоснование своих требований истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 13:23:1202001:4412, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Земельный участок принадлежит истцу на основании договора дарения земельного участка от 22 апреля 2014 года.
03 июня 2014 года В.Н. [СКРЫТО] обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, для размещения жилого дома размером 12 м х 10 м в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка.
Письмом от 24 июня 2014 года исх.№ Пр-3660 Администрацией городского округа Саранск заявителю отказано в подготовке и утверждении градостроительного плана. Отказ мотивирован тем, что в схеме планировочной организации земельного участка место размещения индивидуального жилого дома не соответствует требованиям Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 193, а именно: пункт 2.2.59. строительство жилых домов следует осуществлять с отступом от границы земельного участка и не более 5 м. от линии застройки; пункт 2.2.61. к каждому участку малоэтажной застройки необходимо проектировать проезды с твердым покрытием шириной не менее 3,5 м.
Истец считает, что основания Администрации городского округа Саранск для отказа в подготовке и утверждении градостроительного плана являются не обоснованными, поскольку в представленной схеме планировочной организации земельного участка от 03 июня 2014 года, расположение жилого дома, обозначено с отступами от границ земельного участка (4 м. и 2 м.), а также в схеме имеется подъезд к участку — асфальтированная дорога.
По указанным основаниям истец В.Н. [СКРЫТО] просил признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию городского округа Саранск подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец В.Н. [СКРЫТО] и его представитель Е.В. Синицын исковые требования поддержали, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известило, при этом М.Д. Клыкова от имени указанного лица представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования В.Н. [СКРЫТО] подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, В.Н. [СКРЫТО] является собственником земельного участка общей площадью 754 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 13 ГА 875588 от 08 мая 2014 года (л.д. 8).
03 июня 2014 года В.Н. [СКРЫТО] обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана вышеуказанного земельного участка для осуществления строительства жилого дома.
Согласно ответу Администрации городского округа Саранск от 24 июня 2014 года № Пр-5660, за подписью Заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента перспективного развития ФИО1, ему в удовлетворении заявления о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес> отказано, поскольку в представленной схеме планировочной организации земельного участка место размещения индивидуального жилого дома не соответствует требованиям Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 193 (с изменениями от 24 декабря 2010 года), а именно: пункт 2.2.59. строительство жилых домов следует осуществлять с отступом от границы земельного участка и не более 5 м. от линии застройки; пункт 2.2.61. к каждому участку малоэтажной застройки необходимо проектировать проезды с твердым покрытием шириной не менее 3,5 м. (л.д. 14).
Аналогичный ответ дан В.Н. [СКРЫТО] Администрацией городского округа Саранск 29 октября 2014 года на его заявление от 16 октября 2014 года о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес> 16).
Суд считает указанный отказ Администрации городского округа Саранск в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес> незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Статьей 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к встроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Названный Федеральный закон устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Таким образом, по смыслу указанных норм любое лицо, заинтересованное в получении градостроительного плана земельного участка, в том числе правообладатели земельных участков, вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, а орган местного самоуправления не вправе отказать в выдаче градостроительного плана земельного участка.
С учетом буквального содержания статьи 44, пункта 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка, с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности строительства для желаемых заявителями целей, обсуждаться не может.
Из заявления, пояснений истца, следует, что В.Н. [СКРЫТО] вместе с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доказательств не представления таких документов, либо несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, суду не представлено.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм, В.Н. [СКРЫТО], являясь собственником земельного участка, назначение и разрешенное использование которого позволяют строительство (реконструкцию) на нем жилого дома, вправе получить подготовленный и утвержденный градостроительный план земельного участка, собственником которого он является.
Таким образом, Администрация городского округа Саранск не имела законных оснований для отказа заявителю в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности и предназначенного для индивидуального строительства.
Администрацией городского округа Саранск также не представлено доказательств наличия обстоятельств, и препятствующих застройщику осуществить строительство либо реконструкцию жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.
В этой связи, основание для отказа В.Н. [СКРЫТО] в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка, изложенное в письмах № Пр-5660 от 24 июня 2014 года и № 6850 от 29 октября 2014 года, не может быть принято судом во внимание.
В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Администрацией городского округа Саранск не представлено суду доказательств того, что право заявителя на строительство (реконструкцию) жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, ограничено на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи, учитывая вышеизложенное, а также требования статей 40 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник земельного участка вправе и обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации городского округа Саранск в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес> является незаконным.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчик не представил суду доказательств в подтверждение обоснованности своего отказа в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка.
В соответствии со статьей 45 Градостроительного плана Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, в связи с чем, на Администрацию городского округа Саранск судом возлагается обязанность по подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка.
При таких обстоятельствах, заявленные В.Н. [СКРЫТО] требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление В.Н. [СКРЫТО] оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей, соответствующем положениям статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 4).
В этой связи, истцу на статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск В.Н. [СКРЫТО] к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка и о понуждении Администрации городского округа Саранск подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес>, изложенный в письме Администрации городского округа Саранск от 29 октября 2014 года за исх. № Пр-6850.
Обязать Администрацию городского округа Саранск подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка по <адрес>.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу В.Н. [СКРЫТО] 200 (двести) рублей в возмещение судебных расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Селезнева
Мотивированное решение суда составлено 22 декабря 2014 года.
Судья О.В. Селезнева