Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 11.08.2014 |
Дата решения | 08.10.2014 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7391685c-7c42-393b-b44b-d35029a3d1dc |
Дело № 2-3703/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания Февралевой Р.А.,
с участием истца [СКРЫТО] С.Н.
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] С. Н. к Администрации городского округа Саранск о признании постановления в части отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л :
[СКРЫТО] С.Н. обратился в суд с иском о признании постановления Администрации городского округа Саранск от 06 июня 2014 г. №1467 в части отказа в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований указал, что указанным Постановлением Администрацией городского округа Саранск ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещений) в связи с тем, что не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий. Считает вышеуказанный отказ незаконным, поскольку намеренных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, не совершал.
В 2013 году он подарил принадлежавшую ему на праве собственности 1/4 долю в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, своей матери ФИО5 Однако дарение имело вынужденный характер, поскольку он и его семья постоянно проживали в городе Саранске, он имел постоянное место работы в г. Саранске и осуществлять свои права как собственника указанного жилого помещения не имел возможности. При этом доля в жилом доме принадлежала ему на основании договора на передачу дома в собственность в порядке приватизации, на момент приобретения доли он совершеннолетия не достиг и являлся обязательным субъектом сделки.
Просит суд признать незаконным Постановление Администрации городского округа Саранск от 06 июня 2014 года №1467 в части отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] С.Н. исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным постановление №1467 от 06.06.2014г. Администрации городского округа Саранск в части отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать его и членов его семьи ФИО2 и ФИО3 нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию г.о. Саранск постановить его с членами семьи, супругой ФИО2, и дочерью ФИО3 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, считая отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи истца законным и обоснованным, поскольку истцом и его супругой в 2013 г. совершены действия, приведшие к намеренному ухудшению их жилищных условий, в связи с чем, просила отказать в удовлетворении иска.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в силу части первой которого гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу статьи52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанных орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3 и 4).
Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 г. №162 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г.Саранске» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что 24 апреля 2014 года истец [СКРЫТО] С.Н. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке его с составом семьи: жена ФИО2, дочь ФИО3 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер социальной поддержки по категории молодая семья.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 06 июня 2014 г. № 1467 (Приложение №2) [СКРЫТО] С.Н. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок; не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий (п.3 ч.1, ст.54, Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п.3 п.10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением правительства РМ от 25.08.2005г. №335).
Данное постановление Администрации городского округа Саранск суд находит незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно выписке из домовой книги [СКРЫТО] С.Н. и члены его семьи: жена ФИО2, дочь ФИО3, проживают и зарегистрированы в <адрес>, общей площадью 32,7 кв.м. Совместно с ними в указанной квартире зарегистрированы и проживают сестра [СКРЫТО] С.Н. –ФИО4 и племянница ФИО1 (л.д.9).
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности [СКРЫТО] С.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 13 ГА 253656 от 08 декабря 2008 года (л.д.10).
Таким образом, истец и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, то есть являются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что является основанием для постановки их на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По правилам, установленным статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом в силу статьи 54 данного Кодекса отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 г. указал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчик ссылается на то, что не истек пятилетний срок со дня совершения истцом и его супругой намеренных действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Однако, доказательств, подтверждающих факт наличия умышленных действий с их стороны по ухудшению жилищных условий, суду не представлено.
Из документов, представленных истцом для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий следует, что 06 мая 2013 г. [СКРЫТО] С.Н. подарил принадлежащую ему на праве собственности 1/4 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 56,37 кв.м., где до 2012 года и был зарегистрирован, своей маме ФИО5 Отчуждаемая 1/4 доля на жилой дом принадлежала [СКРЫТО] С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании договора передачи в собственность гражданина от 17.10.1996 года,
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ произвела дарение 1/3 доли в праве собственности на квартиру, общей площадью 60,5 кв.м., расположенную по адресу: РМ, <адрес>, где была зарегистрирована до ноября 2012 г., своей матери ФИО6 Отчуждаемая 1/3 доля на квартиру принадлежала ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании договора передачи в собственность граждан от 26.11.2004 года.
Изменение места регистрации само по себе не имеет правового значения для разрешения вопроса о постановке истца и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку как установлено судом, регистрация [СКРЫТО] С.Н. и ФИО2 в г.Инсар носила формальный характер. [СКРЫТО] С.Н. с 2001 года, а его супруга ФИО2 с 2009 года фактически постоянно проживают и имеют постоянное место работы в г.Саранске.
При этом их переезд в г.Саранск не противоречит требованиям статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской федерации».
Сделки совершенные в 2013 г. по отчуждению принадлежащих им долей в праве собственности на жилые помещения, расположенные в г.Инсар Республики Мордовия, по мнению суда, не могут расцениваться, как совершенные с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, поскольку фактически жилищные условия истца и членов его семьи после совершения указанных сделок не изменились. Как до совершения сделок, так и после они проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>
При этом суд также принимает во внимание, что отчуждаемые доли в праве собственности на указанные выше жилые помещения в свое время были переданы истцу и его супруге на основании безвозмездной сделки в порядке приватизации и на момент передачи в силу закона они являлись обязательными субъектами сделки, поскольку были в несовершеннолетнем возрасте.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с тем, что действия истца [СКРЫТО] С.Н. были умышленно направлены на ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, оснований для отказа в принятии истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, не установлено.
Следовательно, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление [СКРЫТО] С.Н. оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д. 4). При этом уплаченная истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования [СКРЫТО] С. Н. удовлетворить.
Признать Постановление Администрации городского округа Саранск № 1467 от 06 июня 2014 года в части отказа [СКРЫТО] С.Н. в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и отменить его.
Признать [СКРЫТО] С. Н. с членами семьи –ФИО2 и ФИО3 нуждающимися в жилых помещениях.
Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить [СКРЫТО] С. Н. с составом семьи: жена – ФИО2, дочь – ФИО3 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу [СКРЫТО] С. Н. в возмещение судебных расходов 200 (двести) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина
Справка.
Мотивированное решение составлено 13 октября 2014 года
Судья З.В.Крысина