Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 11.08.2014 |
Дата решения | 30.09.2014 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7aa69755-45e3-38b5-a742-c3507b4bc00e |
Дело № 2 -3606/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Чигаевой Е.С.,
с участием в деле:
истца – [СКРЫТО] О. Я.,
ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя Лопатникова А. Н., действующего на основании доверенности от 12 декабря 2013 года № 07-9504,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] О. Я. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказ № 10-5164-Г от 16 июля 2014 года в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года, понуждении принять решение о предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] О.Я. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказ № 10-5164-Г от 16 июля 2014 года в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года.
В обоснование исковых требований указала, что на праве собственности ей принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 13-ВА № 049600, выданным 20 сентября 2004 года. В апреле 2012 года произошло подтопление данного жилого дома вследствие подъема уровня паводковых вод, в результате которого ей был причинен значительный материальный ущерб.
22 апреля 2012 года комиссией был составлен акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате весеннего паводка, в составе главы Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района ФИО3, депутата Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения ФИО7, депутата Совета депутатов Кочелаевского сельского поселения ФИО6, специалиста 11 категории администрации Кочелаевского сельского поселения ФИО5, члена дежурной бригады ФИО4, согласно которому дано заключение, что она нуждается в выплате единовременной материальной помощи 100 000 рублей и финансовой помощи за утраченное имущество 100 000 рублей.
22 апреля 2012 года она обратилась с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреля 2012 года, ею был представлен полный пакет документов, необходимых для выплаты меры социальной поддержки. 15 августа 2012 года она включена в список собственников, пострадавших в результате паводка, на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в размере 100 000 рублей.
В июле 2014 года она обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, однако письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 16 июля 2014 года № 10-5164-Г ей было отказано, в связи с тем, что выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости собственникам жилого помещения не предусмотрены.
До настоящего времени она не может привести дом в надлежащее состояние, произвести ремонтные работы. Считает, что Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия нарушает ее права и законные интересы.
Просит суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10-5164-Г от 16 июля 2014 года в выплате ей единовременно материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года. Обязать ответчика принять решение о предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и выплатить единовременную материальную помощь в сумме 10000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей.
В судебном заседании истица [СКРЫТО] О.Я. уточнила исковые требования, просила признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10-5164-Г от 16 июля 2014 года в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года. Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия принять решение о предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и выплатить ей единовременную материальную помощь в сумме 10000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Лопатников А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] О.Я. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 13-ВА № 049600, выданным 20 сентября 2004 года (л.д.7), также постановлением администрации Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района № 32 от 22 декабря 2011 года о присвоении названия улиц и перенумерации домов.
В апреле 2012 года на территории Республики Мордовия произошел паводок. Данные обстоятельства являются общеизвестными и в силу части первой статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не нуждаются в доказывании.
[СКРЫТО] О.Я. включена в список собственников, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, на получение единовременной материальной помощи.
По вопросу оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости истица [СКРЫТО] О.Я. обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия.
Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 16 июля 2014 года № 10-5164-Г [СКРЫТО] О.Я. отказано в выплате материальной помощи за ущерб, причиненный во время весеннего паводка 2012 года, по тем основаниям, что согласно разъяснениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 710-р выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрен (л.д.9-10).
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия и размер устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года №102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», Указом Главы Республики Мордовия № 82-УГ от 11 мая 2012 года «О предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия» постановлено предоставить гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия:
1) единовременную материальную помощь в сумме 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
В целях реализации данного Указа постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 года № 180 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия (далее Порядок).
Функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия (далее Министерство) (пункт 2 Порядка).
Право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия (пункт 3).
В соответствии с внесенными в данный Порядок изменениями от 2 июля 2012 года правом на получение мер социальной поддержки также обладают и собственники жилых помещений, признанные пострадавшими в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.
Согласно пункту 4 Порядка для рассмотрения вопроса о получении мер социальной поддержки граждане должны представить в государственные учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия по месту жительства ответствующие документы, перечень которых является закрытым.
Согласно пункту 5 Порядка основаниями для предоставления мер социальной поддержки являются:
представление заявителем документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка;
составленные и утвержденные администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия, а также согласованные с УФМС по Республике Мордовия и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, которым предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки).
Включение и согласование с соответствующими органами списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, осуществляется в установленном администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия порядке.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9, 10 Порядка государственные учреждения на основании представленных документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, проверяют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, формируют реестр на выплату мер социальной поддержки и направляют его в Министерство.
Министерство проверяет представленные документы и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате наводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, мер социальной поддержки, которое оформляется соответствующим приказом.
Выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки заявитель может обжаловать в суде.
Основаниями для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, за исключением свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, находящегося в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
отсутствие факта постоянного проживания в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, - для граждан, не являющихся собственниками жилого помещения;
отсутствие заявителя в списках граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и реестре на выплату мер социальной поддержки.
Перечень оснований для отказа в предоставлении таких мер поддержки является исчерпывающим.
В соответствии с Правилами были разработаны Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 2 ноября 2010 года № 2-4-60-12-22 (далее-Методические рекомендации).
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом «д» пункта 9 Правил регулируется пунктом 9.2 Методических рекомендаций.
Согласно пункту 9.2.1 Методических рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем ОУФМС России по субъекту Российской Федерации; руководителем ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; руководителем органа местного самоуправления; утверждается руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. »»
Как указано в пункте 9.2.2 Методических рекомендаций конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Акты обследования имущества граждан, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Акты подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования; утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяются печатью.
В списках указываются все граждане (включая детей) при чрезвычайных ситуациях - постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Представленными документами подтверждается, что истица проживала в районе затопления (<адрес>), данный факт подтверждается показаниями свидетелей ФИО2, ФИО1, которые пояснили, что [СКРЫТО] О.Я. постоянно проживает по адресу: <адрес> действительно после паводка в 2012 году пострадало имущество истицы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истица [СКРЫТО] О.Я. имеет право на получение выплат гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, при выделении соответствующих средств, а отказ ответчика является несостоятельным, не основанным на нормах закона.
В связи с чем исковые требования [СКРЫТО] О.Я., подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования [СКРЫТО] О. Я. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказ № 10-5164-Г от 16 июля 2014 года в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года, понуждении принять решение о предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, выразившийся в письме от 1 июля 2014 года № 10-5164-Г в выплате [СКРЫТО] О. Я. единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей [СКРЫТО] О. Я. в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И. Бурлаков
Мотивированное решение суда изготовлено 06 октября 2014 года.
Судья И.И.Бурлаков