Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 08.09.2016 |
Дата решения | 24.10.2016 |
Категория дела | иным категориям работников |
Судья | Скуратович Светлана Геннадьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 3932dacb-e61e-3c3f-8a85-b13a284c6428 |
Дело № 2-3575/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 24 октября 2016 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Пономаревой Е.Н.,
с участием:
истца [СКРЫТО] Р. К.,
ответчика [СКРЫТО] [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, в лице представителя Черашева Р. В., действующего на основании доверенности от 28 марта 2016 г.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, [СКРЫТО] финансов Республики Мордовия, в лице представителя Пинтяшиной Ю. М., действующей на основании доверенности от 01 июня 2016 г.,
Федеральное агентство [СКРЫТО] хозяйства,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Р. К. к Министерству [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия о взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Р.К. обратилась в суд с иском к Министерству [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия о взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение.
В обоснование иска указав, что работает в должности начальника отдела экономики, аукционов и администрирования платы за использование лесов Министерства [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
25 июля 2015 г. она с индивидуальным предпринимателем ФИО1 (туристическое агентство «Твой Эдем») заключила договор №КRК5080767 о реализации туристского продукта, согласно которому она проходила санаторно-курортное лечение со своей несовершеннолетней дочерью в санатории «Дельфин» Акционерного общества «Адлеркурорт», за что заплатила 43360 рублей. К месту отдыха и лечения добиралась по железной дороге, уплатив общую стоимость железнодорожных билетов 24118 руб. 40 коп., из которых стоимость её билетов 12059 руб. 20 коп.
Истец обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия с заявлением о компенсации произведенных ей расходов за санаторно-курортное лечение и расходов на оплату стоимости проезда в размере 61 448 руб. 80 коп., из которых 43360 рублей стоимость санаторно-курортного лечения, 12059 руб. 20 коп. стоимость проезда к месту отдыха, 6029 руб. 60 коп. стоимость проезда члена семьи – дочери.
В удовлетворении заявления было отказано, поскольку согласно письму Рослесхоза от 21 сентября 2015 г. № ВШ-04-27/11362, принимая во внимание, что Указ Главы Республики Мордовия от 18 июня 2007 г. № 111-УГ и распоряжение Главы Республики Мордовия от 29 декабря 2014 г. № 881-РГ являются нормативно-правовыми актами Республики Мордовия, то соответствующие расходы на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, туристских путевок необходимо осуществлять за счет средств бюджета Республики Мордовия.
В свою очередь [СКРЫТО] финансов Республики Мордовия также отказывается финансировать эти расходы, поскольку в отношении содержания государственных органов субъектов Российской Федерации, созданных для осуществления переданных полномочий Российской Федерации, действует правовая норма, в соответствии с которой их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенции, предоставляемой из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 апреля 2008 г. № 175, [СКРЫТО] финансов Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики. [СКРЫТО] является финансовым органом Республики Мордовия.
На основании статей 391, 393 Трудового кодекса Российской Федерации и изложенного просит взыскать с Министерства [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия компенсацию за санаторно-курортное лечение 61448 руб. 80 коп.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Р.К. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Черашев Р.В. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, [СКРЫТО] финансов Республики Мордовия, Пинтяшина Ю.М. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Федерального агентства [СКРЫТО] хозяйства в судебное заседание не явился, по неизвестным причинам, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Представителем Прасоловым А.Ю. действующим по доверенности от 21 апреля 2016 г., представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Рослесхоза.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Приказом Министра [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия № 5-к от 16 января 2013 г. [СКРЫТО] Р.К. с 17 января 2013 г. назначена на должность начальника отдела экономики, аукционов и администрирования платы за использование лесов (л.д. 29).
25 июля 2016 г. [СКРЫТО] Р.К. обратилась к Министру [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия с заявлением о выплате компенсации в размере 61448 руб. 80 коп. за санаторно-курортное лечение (л.д. 6).
Письмом Министра [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 27 июля 2016 г. № 2569 [СКРЫТО] Р.К. отказано в удовлетворении заявления о выплате компенсации за санаторно-курортное лечение.
Согласно статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относится среди прочих единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (пункт 10).
Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи (пункт 7 статьи 51 данного Федерального закона).
Пунктом 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что органы государственной власти самостоятельно определяют размеры и условия труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Республики Мордовия, и государственных гражданских служащих Республики Мордовия, утвержденного Указом Главы Республики Мордовия от 25 февраля 2005 г. № 22-УГ, оплата труда должностных лиц и гражданских служащих Республики Мордовия производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством их материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание должностных лиц и гражданских служащих Республики Мордовия состоит из: месячного денежного содержания, ежеквартальных премий по результатам работы, иных дополнительных выплат.
В силу пункта 10 Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 г. № 10-З «О государственной службе Республики Мордовия» порядок медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих и членов их семей устанавливается Главой Республики Мордовия.
В соответствии с Порядком компенсации (оплаты) стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, туристских путевок, приобретаемых лицами, замещающими государственные должности, и государственными гражданскими служащими Республики Мордовия, утвержденным Указом Главы Республики Мордовия от 18 июня 2007 г. № 111-УГ путевки приобретаются должностными лицами и гражданскими служащими и оплачиваются за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, выделяемых соответствующим государственным органам Республики Мордовия на указанные цели, путем безналичных расчетов, осуществляемых по заявлению должностных лиц и гражданских служащих на основании договоров (счетов) с санаторно-курортными, оздоровительными организациями или туристическими организациями и индивидуальными предпринимателями.
При приобретении должностными лицами и гражданскими служащими путевок в санаторно-курортные и другие оздоровительные организации за счет собственных средств компенсация расходов указанных лиц производится за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, выделяемых соответствующим государственным органам Республики Мордовия на указанные цели (пункт 2).
Должностные лица и гражданские служащие вправе также приобретать путевки на членов своей семьи (супругу (супруга), несовершеннолетних детей) в пределах средств, установленных Главой Республики Мордовия для должностных лиц и гражданских служащих в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка (пункт 3.1).
Периодичность реализации права на компенсацию (оплату) стоимости путевок должностными лицами и гражданскими служащими за счет средств соответствующего государственного органа Республики Мордовия устанавливается Главой Республики Мордовия (пункт 5).
Расходы на приобретение путевок компенсируются (оплачиваются) соответствующим государственным органом Республики Мордовия в размере, установленном Главой Республики Мордовия (пункт 6).
Стоимость проезда должностного лица, гражданского служащего, приобретших путевку, к месту лечения или отдыха и обратно компенсируется государственным органом Республики Мордовия в размере, определяемом Главой Республики Мордовия.
Стоимость проезда членов семьи должностного лица, гражданского служащего к месту лечения или отдыха и обратно компенсируется государственным органом Республики Мордовия в размере 50 процентов от размера компенсации, установленного в соответствии с частью первой настоящего пункта для должностного лица, гражданского служащего (пункт 7).
Компенсация (оплата) стоимости путевки производится гражданским служащим в соответствии с графиком, утвержденным представителем нанимателя соответствующего государственного органа Республики Мордовия, за исключением тех гражданских служащих, которые имеют право на ежегодное получение компенсации (ежегодную оплату) путевок (пункт 8).
Согласно части первой статьи 5 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 г. № 42-З «О Правительстве Республики Мордовия» в структуру Правительства Республики Мордовия входят Председатель Правительства Республики Мордовия, Первые заместители Председателя Правительства Республики Мордовия, заместители Председателя Правительства Республики Мордовия, министры Республики Мордовия и председатели государственных комитетов Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. № 1 [СКРЫТО] [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим государственное регулирование в области изучения, использования, воспроизводства и охраны лесов, недр, водных ресурсов, объектов животного мира, атмосферного воздуха (далее - природные объекты и ресурсы) и координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в этой области.
Пунктом 6 указанного Положения установлено, что расходы на содержание аппарата Министерства осуществляются за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Мордовия на содержание органов исполнительной власти Республики Мордовия, а также за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление переданных полномочий.
Указом Главы Республики Мордовия от 28 апреля 2005 г. № 65-УГ утвержден реестр должностей государственной гражданской службы Республики Мордовия, в котором имеется должность «руководитель структурного подразделения (начальник: управления, отдела) исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия, руководитель которого является членом Правительства Республики Мордовия» (раздел 4, главная группа должностей, регистрационный номер 04-1-2-004).
В штатном расписании Министерства [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденном приказом №502 от 01 июля 2015 г., предусмотрена должность начальника отдела экономики, аукционов и администрирования платы за использование лесов.
Таким образом, [СКРЫТО] Р.К. работая в данной должности, является руководителем структурного подразделения исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия, руководитель которого является членом Правительства Республики Мордовия, а, следовательно, имеет право на получение ежегодной компенсации за санаторно-курортное лечение, в том числе и в 2015 г., что представителем ответчика не оспаривалось.
Согласно нормам компенсации расходов на обеспечение санаторно-курортного лечения лиц, замещающих государственные должности, и государственных гражданских служащих Республики Мордовия на 2015 г., утвержденным распоряжением Главы Республики Мордовия, руководителю подразделения (заведующей отделом) в составе структурного подразделения (управления) ежегодно предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение из расчета 44,5 тыс. руб. на оплату стоимости путевки и 6,4 тыс. руб. на оплату стоимости проезда в одну сторону.
Из расчета, представленного истцом, следует, что размер компенсации за санаторно-курортное лечение составляет 61448 руб. 80 коп., из которой:
- 43360 рублей стоимость санаторно-курортного лечения,
- 12059 руб. 20 коп. стоимость проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно на [СКРЫТО] Р.К.,
- 6029 руб. 60 коп. - 50 % стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно на ФИО2
Данные расходы подтверждены следующими доказательствами:
- договором о реализации туристского продукта № KRK5080767 от 25 июля 2015 г., согласно которому стоимость тура (санаторно-курортного лечения «Адлеркурорт») на двух отдыхающих: [СКРЫТО] Р.К. и ФИО2, составляет 43360 рублей (л.д. 19-27).
- квитанцией к приходному кассовому ордеру № 20 от 25 июля 2015 г. и отрывными талонами на сумму 43360 рублей (л.д. 28),
- проездными документами на сумму 18088 руб. 80 коп., из которых 12 059 руб. 20 коп. стоимость проезда [СКРЫТО] Р.К. и 6029 руб. 60 коп. ФИО2 (л.д. 18).
Согласно копии свидетельства о рождении, выданного Ленинским отделом ЗАГС г. Саранска 31 марта 2000 г., [СКРЫТО] Р.К. является матерью ФИО2 <данные изъяты>.
Таким образом, стоимость заявленных расходов на санаторно-курортное лечение и проезда истца [СКРЫТО] Р.К. и несовершеннолетней ФИО2 не превышает установленные нормы компенсации лицам, замещающим государственные должности, и государственных гражданских служащих Республики Мордовия на 2015 г., а, следовательно, исковые требования законны и обоснованны.
Доводы представителей ответчика Черашева Р.В. и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, [СКРЫТО] финансов Республики Мордовия, в лице представителя Пинтяшиной Ю.М. о том, что указанные выплаты [СКРЫТО] Р.К. не предусмотрены, поскольку должность начальника отдела экономики, аукционов и администрирования платы за использование лесов финансируется за счет средств федерального бюджета, суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат вышеуказанным нормам действующего законодательства.
Согласно пункту «ж» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектами Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Анализ приведенных норм Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 г. № 10-З «О государственной службе Республики Мордовия» и иных правовых актов применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует о соответствии указанных положений федеральному законодательству, регулирующему вопросы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Законодатель субъекта в пределах предоставленных полномочий, установил порядок компенсации (оплаты) стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, туристских путевок, приобретаемых лицами, замещающими государственные должности, и государственными гражданскими служащими Республики Мордовия и определил, что компенсация данных расходов производится за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, выделяемых соответствующим государственным органам Республики Мордовия на указанные цели. При этом каких-либо ограничений в зависимости от источника финансирования должностей не установлено.
Для получения санаторно-курортной путёвки [СКРЫТО] Р.К. совершила все предусмотренные законодательством действия, а именно предоставила в [СКРЫТО] [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия документы, подтверждающие приобретение путевки и оплату проезда к месту лечения или отдыха на себя и на члена ее семьи.
При таких обстоятельствах, суд находит, что требование истца [СКРЫТО] Р.К. о взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение в размере 61448 руб. 80 коп. подлежит удовлетворению в полном объеме в пределах заявленных требований.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по искам о взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Согласно части первой статьи 103 ГПК Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взимается в доход бюджета муниципального образования (местный бюджет) по месту нахождения суда, принявшего решение, т.е. в бюджет городского округа Саранск.
С учетом требований подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Министерства [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2043 рублей, согласно следующему расчету (61448 руб. 80 коп. – 20000 рублей) х 3 % + 800 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая, в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования [СКРЫТО] Р. К. к Министерству [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия о взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение, удовлетворить.
Взыскать с Министерства [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в пользу [СКРЫТО] Р. К. компенсацию за санаторно-курортное лечение в размере 61448 (шестьдесят одна тысяча четыреста сорок восемь) руб. 80 коп.
Взыскать с Министерства [СКРЫТО], охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в доход городского округа Саранск государственную пошлину в размере 2043 (две тысячи сорок три) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г.Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович
мотивированное решение составлено 31 октября 2016 г.