Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 22.08.2016 |
Дата решения | 27.09.2016 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Кечкина Наталья Валерьевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 52d18d27-e55a-3147-8225-8755b55cd9bb |
Дело № 2-3412/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саранск 27 сентября 2016 года
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Блоховой Е.Н.,
с участием в деле:
истца – [СКРЫТО] И. Я.,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Стансковой Е. В., действующей на основании доверенности № 89-д от 01 сентября 2016 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Ларькина В. Д.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Давыдова В. В.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Прохоровой Н. В.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Прохорова В. А.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Черемушкиной И. Ж.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Шаиповой А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] И. Я. к Администрации городского округа Саранск о понуждении утвердить схему расположения земельного участка и выдать согласие на перераспределение земельного участка за плату по кадастровой стоимости,
установил:
[СКРЫТО] И.Я. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении утвердить схему расположения земельного участка и выдать согласие на перераспределение земельного участка за плату по кадастровой стоимости.
В обоснование исковых требований указал, что что 20 октября 2015 года, он как собственник земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> обращался в Администрацию городского округа Саранск с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдать согласие на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 13:23:0903163:6, расположенного по вышеуказанному адресу. 06 ноября 2015 года Администрация городского округа Саранск в своем письме №Пр-10465 отказала утвердить схему расположения земельного участка ссылаясь на то, что органом государственной власти РМ на ту дату не был установлен порядок, по которому определяется размер платы за единицу земельной площади. Кроме того, представленная схема расположения земельного участка не соответствовала требованиям законодательства. Им были исправлены все указанные недостатки, и 14 марта 2016 года он вновь обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением, однако письмом от 25 марта 2016 года №Пр-2507 было вновь отказано. Считает указанный отказ незаконным и необоснованным. На основании изложенного просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдать согласие на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 13:23:0903163:6 за плату.
Определением суда от 12 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены третьи лица Ларькин В.Д., Давыдов В.В., Прохорова Н.В., Прохоров В.А., ФИО4, Шаипова А.С.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] И.Я. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. относительно исковых требований возразила, просила в иске отказать, указывая, что оснований утвердить схему расположения земельного участка не имеется.
В судебном заседании третьи лица Прохоров В.А., Прохорова Н.В. относительно исковых требований возразили, просили в иске отказать.
В судебное заседание третьи лица Ларькин В.Д., Давыдов В.В., Черемушкина И.Ж., Шаипова А.С. не явились, о времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили. При этом судебные повестки от Давыдова В.В., Черемушкиной И.Ж., Шаиповой А.С. возвращены в адрес суда с указанием причины возврата «истек срок хранения».
С учетом положений части 4 статьи 167, статей 115, 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает последствия пассивного отказа лица, участвующего в деле, от получения судебного извещения, то есть, когда данное лицо активно не отказывается от получения судебного извещения, но не открывает дверь почтальону и не является в почтовую организацию за получением судебного извещения. Для решения этого вопроса следует на основании части четвертой статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применять норму, регулирующую сходные отношения. В качестве такой нормы может выступать пункт 2 части второй статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
При таких обстоятельствах, третьи лица считаются надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
Как это следует из материалов дела, [СКРЫТО] И. Я. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 13:23:0903163:6, общей площадью 488 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 13 ГА № 448483.
Смежные земельные участки принадлежат на праве собственности:
Ларькину В. Д. (земельный участок общей площадью 675 кв.м., с кадастровым номером 13:23:0903163:11 по адресу: <адрес>);
Давыдову В. В. (земельный участок общей площадью 394 кв.м., с кадастровым номером 13:23:0903163:12 по адресу: <адрес>);
ФИО5 (земельный участок общей площадью 354 кв.м., с кадастровым номером 13:23:0903163:0010 по адресу: <адрес>);
на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) Прохорову В. А. и Прохоровой Н. В. (земельный участок общей площадью 442 кв.м., с кадастровым номером 13:23:0903163:99 по адресу: <адрес>);
на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) ФИО1, ФИО2 и несовершеннолетнему ФИО3 (земельный участок общей площадью 415 кв.м., с кадастровым номером 13:23:0903163:100 по адресу: <адрес>);
Черемушкиной И. Ж. (земельный участок общей площадью 608 кв.м., с кадастровым номером 13:23:0903163:5 по адресу: <адрес>).
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании было установлено, что 20 октября 2015 года [СКРЫТО] И.Я. обратился в Администрацию городского округа Саранск с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о выдаче согласия на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 13:23:0903163:6, расположенного по адресу: <адрес>.
06 ноября 2015 года письмом № Пр-10465 Администрацией городского округа Саранск [СКРЫТО] И.Я. сообщено, что в соответствии с проектом планировки территории, ограниченной улицами Гагарина, Коммунистическая, Дальняя, Лесная, Пионерская, пер. Чернышевского, территорией ЖБК-1 и Электролампового завода г. Саранска, утвержденным постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 07 сентября 2009 года № 2020, на испрашиваемом земельном участке размещение индивидуального жилого дома не предусмотрено.
Кроме того, в связи с тем, что органом государственной власти Республики Мордовия порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, образованных в результате перераспределения таких земельных участков, и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не установлен, принимая во внимание проект планировки территории, принятие решения об урегулировании вопроса о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 13:23:0903163:6, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.
Не согласившись с указанным решением Администрации городского округа Саранск, [СКРЫТО] И.Я. обратился в суд.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 марта 2016 года, вступившим в законную силу 07 июля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований [СКРЫТО] И.Я. было отказано.
14 марта 2016 года [СКРЫТО] И.Я. обратился вновь с заявлением в Администрацию городского округа Саранск с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем присоединения к земельному участку, принадлежащему на праве собственности, по <адрес>, приложив к заявлению новую схему.
Письмом от 25 марта 2016 года за № Пр-2507 Администрацией городского округа Саранск [СКРЫТО] И.Я. было отказано и сообщено следующее.
Согласно подпункту 4 пункта 7 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, являются основания предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. Согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно статье 49.2 Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как части городского округа Саранск, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 (с изменениями), земельный участок расположен в зоне Ж2. Среднеэтажная многоквартирная секционная жилая застройка (2-4 этажа), выделенной для обеспечения правовых условий формирования кварталов средней плотности и размещения многоквартирных домов от 2-х до 4-х этажей без приквартирных участков.
Учитывая то, что формирование земельного участка с видом разрешенного использования для индивидуального жилого дома в зоне Ж2 не предусмотрено, удовлетворить просьбу не представляется возможным.
Указанный ответ, по мнению суда, является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является образованием земельного участка. Земельные участки, из которых при перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит отсылочную норму к правовым актам федеральных органов исполнительной власти, устанавливающим форму, формат и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Указанным правовым актом предъявляется требование при подготовке схемы расположения земельного участка учитывать материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 4).
Однако при разработке схемы расположения спорного земельного участка не были учтены правила землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вышеуказанным правовым актом на территории городского округа Саранск утверждена карта градостроительного зонирования, в соответствии с которой испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж2 «Среднеэтажная многоквартирная секционная жилая застройка (2-4 этажа)».
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации выделяет следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования (возможно использование земельных участков только после получения разрешения путем проведения публичных слушаний - статья 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 для территориальной зоны Ж2 «Среднеэтажная многоквартирная секционная жилая застройка (2-4 этажа)» установлен градостроительный регламент с видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в этой зоне.
Использование испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в качестве основного или вспомогательного вида разрешенного использования градостроительным регламентом не предусмотрено.
Несмотря на это, изготовителем схемы расположения земельного участка в нарушение правил землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425, предполагается использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В судебном заседании установлено, что вид разрешенного использования спорного земельного участка не соответствует землеустроительной документации.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Как это было установлено в судебном заседании присоединяемый спорный земельный участок находится в пользовании третьих лиц – Ларькина В.Д., о чем свидетельствует заявление, поданное в Администрацию городского округа Саранск о перераспределении спорного присоединяемого земельного участка ему, как владельцу смежного земельного участка по адресу: <адрес>, что подтверждается заявлением.
Так же о фактическом пользовании и наличии прав на спорный присоединяемый земельный участок заявили в судебном заседании третьи лица - Прохоров В.А. и Прохорова Н.В.
Таким образом, [СКРЫТО] И.Я. не представлено согласия на перераспределение спорного земельного участка от третьих лиц, которые согласно их заявлениям (письменным и устным), являются землепользователями спорного участка.
Так как, в судебном заседании было установлено, что на перераспределение спорного земельного участка имеется несколько претендентов, а Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено какого-либо преимущества (льгот, первоочередного права) для граждан при перераспределении испрашиваемого участка земли при поступлении нескольких заявлений на перераспределение одного и того же участка, в связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] И.Я. к Администрации городского округа Саранск о понуждении утвердить схему расположения земельного участка и выдать согласие на перераспределение земельного участка за плату по кадастровой стоимости не имеется.
На основании всего изложенного, суд считает, что исковые требования [СКРЫТО] И. Я. к Администрации городского округа Саранск о понуждении утвердить схему расположения земельного участка и выдать согласие на перераспределение земельного участка за плату по кадастровой стоимости, не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования [СКРЫТО] И. Я. к Администрации городского округа Саранск о понуждении утвердить схему расположения земельного участка и выдать согласие на перераспределение земельного участка за плату по кадастровой стоимости, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина
Мотивированное решение суда изготовлено 03 октября 2016 года.