Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 10.06.2015 |
Дата решения | 30.06.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 15add6ef-dd32-3ab8-a741-c97baa5ad364 |
Дело №2-2759/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2015 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гандымовой К.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей по доверенности 16 сентября 2014 года,
представителя третьего лица Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» - Милешина В.И., действующего по доверенности от 13.01.2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия и понуждении оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора в соответствии с требованиями действующего законодательства,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Саранска, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия и понуждении оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части оборудования контейнерных площадок в соответствии с требованиями указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что в районе дома № 103 по ул. Николаева со стороны ул. Крестьянская г. Саранска расположена контейнерная (бункерная) площадка, предназначенная для сбора мусора. Площадка не имеет ограждения в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно не ограничена бордюром по периметру.
Земельный участок на котором расположена контейнерная площадка, в установленном законом порядке не сформирован на кадастровый учет не поставлен, в связи с чем указанная контейнерная площадка к общему имуществу собственников жилых домов не относится и относится к землям муниципалитета.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». На основании пункта 2.1.3. СанПиН 42-123-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Согласно пунктам 8.2.4, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В соответствии с Уставом Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» целью деятельности учреждения является деятельность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» в целях реализации предмета деятельности Учреждения за счет средств бюджета городского округа Саранск осуществляет деятельность, в том числе, по организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа Саранск, в том числе по организации сбора, вывоза, размещения, утилизации и переработки бытовых (приравненных к ним) промышленных отходов, содержанию контейнерных площадок и бункерных площадок и т.п.
В связи с чем просил суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части не надлежащего оборудования контейнерной площадки, предназначенной для сбора мусора в районе в районе жилого дома № 103 по ул. Николаева, расположенной со стороны ул. Крестьянская г. Саранска в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно с ограждением в виде бордюра по периметру.
В судебном заседании истец предоставил заявление об уточнении заявленных требований, просил устранить указанные недостатки в срок до 1 июля 2016 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Мещерякова И.М. уточненные исковые требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Милешин В.И. в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что для этих целей нет денежных средств.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
Материалами дела установлено, что 2 июня 2015 года прокуратурой Ленинского района г.Саранска проведена проверка состояния контейнерной площадки, расположенной в районе дома № 103 по ул. Николаева г. Саранска
В ходе проверки установлено, что указанная контейнерная площадка оборудована ненадлежащим образом (отсутствует ограждение по периметру), что подтверждается Актом проверки от 02.06.2014 года.
Согласно сообщению КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» № 07/602 от 09.06.2015 года земельный участок для размещения контейнерной площадки по адресу: ул. Николаева, д. № 103 на открытом участке местности не сформирован и на кадастровый учет не поставлен.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и проведения его государственного кадастрового учета.
Поскольку вышеуказанные земельные участки, на которых расположены контейнерные площадки, в установленном законом порядке не сформированы, на кадастровый учет не поставлены, следовательно, данные контейнерные площадки не могут быть отнесены к общему имуществу собственников помещений в указанных многоквартирных домах. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Пунктами 11, 24, 25, 26 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
На основании пункта 2.1.3. СанПиН 42-123-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно пунктам 8.2.4, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В судебном заседании установлено, что контейнерная площадка в районе жилого дома № 103 по ул. Николаева г. Саранск, не отвечает вышеуказанным требованиям, что является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Поскольку в силу вышеприведенных норм обязанность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по охране окружающей среды в границах городского поселения, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством возложена на орган местного самоуправления, бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части не надлежащего оборудования контейнерной площадки, предназначенной для сбора мусора, в районе жилого дома № 103 по ул. Николаева г. Саранска следует признать незаконным.
Довод представителя ответчика о том, что не имеется денежных средств для этих целей не принимается судом, поскольку не имеет правового основания.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования прокурора Ленинского района г.Саранска удовлетворить и обязать Администрацию городского округа Саранск до 1 июля 2016 года в районе жилого дома № 103 по ул. Николаева со стороны ул. Крестьянская г. Саранска оборудовать контейнерную площадку, предназначенную для сбора мусора, в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно с ограждением в виде бордюра по периметру.
Предоставленный ответчику срок, суд считает достаточным для выполнения вышеуказанных мероприятий.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия и понуждении оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора в соответствии с требованиями действующего законодательства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части не надлежащего оборудования контейнерной площадки, предназначенной для сбора мусора в районе жилого дома № 103 по ул. Николаева со стороны ул. Крестьянская г. Саранска.
Обязать Администрацию городского округа Саранск оборудовать контейнерную площадку, предназначенную для сбора мусора в районе жилого дома № 103 по ул. Николаева со стороны ул. Крестьянская г. Саранска в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно с ограждением в виде бордюра по периметру, в срок до 1 июля 2016 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Ю. Догорова